Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны;
)проанализировать способ оформления допуска к государственной тайне;
)рассмотреть государственную тайну как функцию государства по отношению к обществу и личности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.2 История становления организации защиты государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

курсовая по уп.docx

— 106.07 Кб (Скачать файл)

Нарушение законодательства о государственной тайне может  совершаться как умышленно, так  и неосторожно. За умышленное нарушение  законодательства о государственной  тайне в виде государственной  измены, шпионажа, разглашения государственной  тайны предусмотрена уголовная  ответственность ст. ст.275, 276, 283 УК РФ соответственно. Также уголовная  ответственность предусмотрена  и за такое деяние, как утрата документов, содержащих государственную  тайну, ст.284 УК РФ. Однако это преступление совершается с неосторожной формой вины [2].

Нарушение правил защиты информации, и незаконная деятельность в области  защиты информации могут совершаться  как умышленно, так и неосторожно  и влекут административную ответственность, предусмотренную ст. ст.13.12, 13.13 КоАП РФ [3].

Однако приходится констатировать, что, во-первых, правоохранительные органы не умеют и не хотят пресекать  распродажу государственных секретов, которые принимают массовый, рыночный характер. На сегодняшний день отсутствует  классификатор, т.е. методика расчёта  ущерба, причинённого преступным посягательством, что не позволяет оценить тяжесть  последствий. Правовая база, регламентирующая охрану государственной тайны, недоработана и не соответствует имеющейся  нормативной базе, а именно - ФЗ "О  государственной тайне" и указу  Президента об утверждении перечня  сведений, отнесённых к государственной  тайне.

Как следует из ФЗ "О  государственной тайне", Правительство  РФ должно устанавливать порядок  определения размера ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также  ущерба, наносимого собственнику информации в результате её засекречивания [4, cт.8].

На сегодняшний день отсутствие методик расчёта ущерба приводит к незащищённости государственной  тайны. Одним из основных квалифицирующих  признаков таких преступлений, как  государственная измена и шпионаж, является наличие ущерба, определить которых в настоящее время  не представляется возможным. Отсутствует  чёткое законодательное регулирование  таких основных вопросов: что есть государственная измена, а что - разглашение  гостайны, кто несёт ответственность, какой ущерб причинён безопасности и обороноспособности страны. К сожалению, пока ответы на эти важные вопросы, от которых зависят не только государственные интересы, но судьбы граждан, решаются по усмотрению и настроению суда, а не по чётким и однозначным регламентациям в законе.

Таким образом, рядовой человек, не знакомый с перечнем министерства, ведомств и других субъектов, наделённых правом засекречивания, не в состоянии  определить, что есть государственный  секрет, а что нет. Парадоксальная вещь: кража мешка картошки или  мелочи из кармана уголовным законодательством  более урегулирована, чем противоправная распродажа гостайны стоимостью в миллионы и миллиарды долларов. Правоохранительная система в связи с правовой неурегулированностью пока не может расставить барьеры для предотвращения утечки гостайны и госсекретов. Безнаказанность истинных виновных способствует совершению подобных преступлений снова и снова.

На содержание аппаратов  министерств ведомств идут огромные бюджетные средства, но ответственность  за сохранение гостайны несут, к сожалению, не чиновники, а простые граждане.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной  тайны в органах государственной  власти, на предприятиях, в учреждениях  и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное  агентство правительственной связи  и информации при Президенте РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная  техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах, на которые  эта функция возложена законодательством  РФ.

Органы государственной  власти, наделенные в соответствии с Законом "О государственной  тайне" полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную  тайну, обязаны контролировать эффективность  защиты этих сведений во всех подчиненных  и подведомственных их органах государственной  власти, на предприятиях, в учреждениях  и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства РФ организуется их руководителями.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.

Надзор за соблюдением  законодательства при обеспечении  защиты государственной тайны и  законностью принимаемых при  этом решений осуществляют Генеральный  прокурор РФ и подчиненные ему  прокуроры.

 

1.4 Оформление  допуска к государственной тайне

 

Необходимость оформления допуска  к государственной тайне возникает  при проведении любых - постоянных или  временных - работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.

Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих  сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут  соприкоснуться с охраняемой законом  тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых. И, будучи напрямую связанной с государственными интересами, требует особого внимания.

На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации  Законом РФ "О государственной  тайне" [7]. Данный закон раскрывает суть понятия "государственная тайна" применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может  нанести ущерб безопасности Российской Федерации [4, cт.2].

Как следует из данного  определения, государственная тайна  отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны  с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия  или организации) и их разглашение  может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную  тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные  с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст.5 Закона о государственной тайне  и подразделив их на следующие  категории:

) сведения в военной  области;

) сведения в области  экономики, науки и техники;

) сведения в области  внешней политики и экономики;

) сведения в области  разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной  власти в порядке, установленном  Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г. № 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст.5 Закона о государственной тайне [4]. Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных  категорий), отнесенных на сегодняшний  день к государственной тайне, а  также наименования государственных  органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими  сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" [6]. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной  тайне, разрабатываются развернутые  перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается  степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной  тайне и засекречиванию. В соответствии со ст.7 Закона о государственной  тайне таковыми являются сведения [4]:

·о чрезвычайных происшествиях  и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

·о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

·о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых  государством гражданам, должностным  лицам, предприятиям, учреждениям и  организациям;

·о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

·о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

·о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

·о фактах нарушения законности органами государственной власти и  их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к  государственной тайне, от возможных  злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия  за их разглашение, даже если такое  разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Согласно ст.2 Закона о  государственной тайне допуск к  государственной тайне - это процедура  оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную  тайну, а предприятий, учреждений и  организаций - на проведение работ с  использованием таких сведений [4].

Допуск организаций к  проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную  тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг  по защите государственной тайны  осуществляется путем получения  ими лицензий на проведение работ  со сведениями соответствующей степени  секретности.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих  условий:

-выполнение требований  нормативных документов по обеспечению  защиты сведений, составляющих государственную  тайну;

-наличие подразделений  по защите государственной тайны  и специально подготовленных  сотрудников для работы по  защите информации, количество и  уровень квалификации которых  достаточны для обеспечения защиты  государственной тайны;

-наличие сертифицированных  средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру  занимаемой ими должности необходим  доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности  только после оформления допуска  по соответствующей форме в установленном  порядке. Под доступом к сведениям  понимается санкционированное полномочным  должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими  государственную тайну.

В соответствии со степенями  секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются  следующие формы допуска:

)первая форма - для  граждан, допускаемых к сведениям  особой важности;

2)вторая форма - для  граждан, допускаемых к совершенно  секретным сведениям;

)третья форма - для  граждан, допускаемых к секретным  сведениям.

При этом наличие допуска  к сведениям более высокой  степени секретности является основанием для доступа к сведениям более  низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных  лиц и граждан к государственной  тайне определяется Законом о  государственной тайне, а также  Инструкцией о порядке допуска  должностных лиц и граждан  Российской Федерации к государственной  тайне, утвержденной постановлением Правительства  РФ [8].

Итак, допуск должностных  лиц и граждан к государственной  тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

. Принятие на себя гражданином  или должностным лицом обязательств  перед государством по нераспространению  доверенных сведений, составляющих  государственную тайну.

. Согласие гражданина  или должностного лица на частичные,  временные ограничения прав. В  соответствии со ст.24 Закона о  государственной тайне должностное  лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

-права выезда за границу  на срок, оговоренный в трудовом  договоре (контракте) при оформлении  допуска гражданина к государственной тайне3;

-права на распространение  сведений, составляющих государственную  тайну, и на использование открытий  и изобретений, содержащих такие  сведения;

-права на неприкосновенность  частной жизни при проведении  проверочных мероприятий в период  оформления допуска к государственной  тайне.

Информация о работе Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции