Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны;
)проанализировать способ оформления допуска к государственной тайне;
)рассмотреть государственную тайну как функцию государства по отношению к обществу и личности;
Введение
Глава 1. Основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.2 История становления организации защиты государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации
Во-вторых, законодательство
о государственной тайне
В-третьих, существенные сегменты законодательства о государственной тайне написаны "под ведомство" (об этом подробно упоминалось выше), т.е. не отражают общенациональные интересы.
Кроме рассуждений о конструкции законодательства о государственной тайне внимания заслуживают и два момента технологического уровня. При их кажущейся мелочности и заурядности они превратились в серьезные препятствия на пути эффективного применения действующего законодательства.
Во-первых, налицо подмена термина "доступ к государственной тайне" термином "допуск к государственной тайне". Процедура одержала серьезную победу над содержанием, часто исполнителей карают не за нарушения при обращении с настоящей государственной тайной, а за нарушения при обращении с документами, в верхнем правом углу которых стоит гриф секретности. Несомненно, что установление материального критерия государственной тайны при попытке наложения любого взыскания за нарушения правил обращения с ней не должно быть формальным.
Во-вторых, наблюдается тенденция
к унификации процедуры дозволения
доступа к государственной
Таким образом, изменение
законодательства о государственной
тайне потребует не только достижения
адекватности правового регулирования
ключевым интересам общества и личности
путем, прежде всего, сужения круга
сведений, образующих государственную
тайну. Оно также потребует более
внимательного отношения к
2.2 Понятие
государственной тайны по
Традиционной областью деятельности органов национальной безопасности государств-участников СНГ является защита в пределах своей компетенции сведений, составляющих государственную тайну. Важнейшей предпосылкой эффективной деятельности органов национальной безопасности в данной области является четкое закрепление их задач, функций и полномочий. Это тем боле важно в условиях провозглашаемой в государствах-участниках СНГ цели построения правового государства и гражданского общества, что предполагает усиление гласности и открытости в деятельности всех государственных органов, четкую правовую регламентацию этой деятельности, контроль общества за принятием важных государственных решений.
Анализ законов государств-
Так, в ст.2 Закона Российской
Федерации "О государственной
тайне" государственная тайна
определена как защищаемые государством
сведения в области его военной,
внешнеполитической, экономической, разведывательной,
контрразведывательной и
Очень близко к российскому
пониманию государственной
Закон Грузии от 29 октября 1996 года N 455-Iс "О государственной тайне" в статье 1 предлагает следующее определение: "Государственная тайна - вид информации, охватывающий сведения, содержащие государственную тайну в сферах обороны, экономики, внешних сношений, разведки, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение или утрата которых может нанести ущерб суверенитету, конституционному строю, политическим и экономическим интересам Грузии и которые в порядке, установленном настоящим Законом, признаны государственной тайной и подлежат государственной защите" [10, 77].
В соответствии с Законом
Украины от 21 сентября 1999 года № 1079-XIV
"О государственной тайне" под
государственной тайной (далее также
- секретная информация) понимается
вид секретной информации, охватывающий
сведения в сфере обороны, экономики,
науки и техники, внешних отношений,
государственной безопасности и
охраны правопорядка, разглашение которых
может причинить ущерб
В Молдове действует закон
о государственной тайне
Закон Республики Армения "О государственной и служебной тайне", принятый Национальным собранием 3 декабря 1996 года, в статье 2 устанавливает, что государственной тайной являются те сведения в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разведывательной области деятельности, которые охраняются государством, и распространение которых может привести к тяжелым последствиям для безопасности Республики Армения. Служебной тайной являются те сведения в областях, предусмотренных первой частью данной статьи, которые охраняются государством, и распространение которых может принести иной вред безопасности Республики Армения. Такие сведения, как правило, содержат факты, составляющие часть государственной тайны, однако сами по себе не раскрывают государственную тайну. В соответствии со степенью секретности, носителям информации о государственной тайне придается гриф "Особой важности" и "Совершенно секретно", а носителям информации о служебной тайне - гриф "Секретно".
То есть, оперируя понятием
"государственная тайна", законодатель
Армении рассматривает
Ряд законов государств-участников СНГ используют вместо термина "государственная тайна" термин "государственные секреты", при этом не всегда, как нечто тождественное.
Так, Закон Туркменистана
от 24 ноября 1995 года № 84-I "О защите
государственных секретов" в статьях
1 и 2 дает понятие государственных
секретов и их категории. Государственные
секреты - сведения, хранящиеся и перемещаемые
на любых видах носителей
Государственные секреты Туркменистана подразделяются на государственную и служебную тайны. Государственную тайну составляют сведения, разглашение которых может оказать отрицательное воздействие на качественное состояние военного, экономического потенциала государства или повлечь за собой другие тяжкие последствия для обороноспособности, национальной безопасности, экономических и политических интересов Туркменистана. Служебную тайну составляют сведения в области производства, управления, науки и техники, разглашение которых может нанести ущерб интересам Туркменистана.
Закон Республики Казахстан
от 15 марта 1999 года № 349-1 "О государственных
секретах" устанавливает, что государственные
секреты - защищаемые государством сведения,
составляющие государственную и
служебную тайны, распространение
которых ограничивается государством
с целью осуществления
Закон Кыргызской Республики от 14 апреля 1994 года 1476-XII "О защите государственных секретов Кыргызской Республики" в статье 1 закрепляет, что "государственные секреты - информация, хранящаяся и перемещаемая любыми видами носителей, затрагивающая обороноспособность, безопасность, экономические и политические интересы Кыргызской Республики, подконтрольная государству и ограничиваемая специальными перечнями и правилами, разработанными на основе и во исполнение Конституции Кыргызской Республики". А статья 5 названного Закона говорит, что государственные секреты Кыргызской Республики подразделяются на три категории: государственная, военная и служебная тайны. Сразу возникают вопросы о соотношении понятий "государственные секреты" и "государственная тайна", какое из них шире по содержанию, а также о целесообразности рассмотрения государственной тайны в качестве самостоятельной категории государственных секретов.
Достаточно близок к вышеназванному подходу подход законодателей Республики Узбекистан. В соответствии со статьями 1 и 3 Закона Республики Узбекистан от 7 мая 1993 года "О защите государственных секретов" государственными секретами Республики Узбекистан являются особой важности, совершенно секретные и секретные военные, политические, экономические, научно-технические и иные сведения, охраняемые государством и ограничиваемые специальными перечнями. Государственные секреты Республики Узбекистан подразделяются на государственную, военную и служебную тайну.
Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года 3410-ХII "О государственных секретах" устанавливает в ст.1, что "государственные секреты - сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан". В соответствии со статьей 17 названного Закона РБ государственные секреты подразделяются на две категории: государственная тайна и служебная тайна. Государственная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам. Служебная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом [10, 85].
В зависимости от категории
сведений, составляющих государственные
секреты, характера и объема мер,
необходимых для обеспечения
их сохранности и защиты, устанавливаются
три степени секретности
Все вышеназванные определения
показывают, что до настоящего времени
не выработан единый научный подход
к определению государственной
тайны, ее соотношения со служебной
тайной. Однако даже этот краткий анализ
позволяет сделать вывод, что
в большинстве законов