Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны;
)проанализировать способ оформления допуска к государственной тайне;
)рассмотреть государственную тайну как функцию государства по отношению к обществу и личности;
Введение
Глава 1. Основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.2 История становления организации защиты государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации
7 ЭТАП
Взаимные обязательства организации и оформляемого лица отражаются в специальном договоре (контракте) об оформлении допуска к государственной тайне, заключение которого осуществляется с соблюдением всех требований гражданского и трудового законодательства РФ. Данный документ служит приложением к трудовому договору [Приложение А].
На каждое лицо, получившее
третью форму допуска, подразделение
по защите государственной тайны
на основании письменного
В отношении граждан, которые свыше года после оформления им допуска по первой, второй или третьей форме не соприкасались со сведениями, составляющими государственную тайну, а также граждан, которые уволились из организации, ушли на пенсию или закончили обучение в учебном заведении и на которых в течение года не затребованы карточки (форма 3), действие допусков прекращается. При этом договоры (контракты) об оформлении допуска к государственной тайне и карточки (форма 3) хранятся в подразделении по защите государственной тайны не менее пяти лет, после чего они уничтожаются по акту.
Следует иметь в виду, что при оформлении на работу уволенного с военной службы в запас гражданина при наличии в его военном билете специальной записи о допуске к государственной тайне в период прохождения им службы отдел кадров организации обязан направить запрос в военкомат по месту жительства этого гражданина для получения карточки (форма 3). При этом руководитель организации имеет право в течение одного года со дня увольнения гражданина с военной службы в запас допускать его к государственной тайне без проведения дополнительных проверочных мероприятий органами безопасности. При этом в графе 8 карточки (форма 3), полученной из военкомата, делается соответствующая запись. О факте допуска гражданина к государственной тайне информируется орган безопасности, в его адрес подразделение по защите государственной тайны организации направляет учетную карточку (форма 5).
Передача сведений, составляющих
государственную тайну, предприятиям,
учреждениям, организациям или гражданам
в связи с выполнением
Кроме того, необходимо учесть,
что работники кадровой службы обязаны
своевременно информировать подразделения
по защите государственной тайны
обо всех изменениях в анкетных данных
граждан, допущенных к соответствующим
сведениям по любой из форм допуска,
для решения вопроса о
Глава
2. Положение государственной
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
В современной России государственная тайна превратилась в самостоятельное явление, слабо соотносящееся с реальной жизнью. Увлекшись регулированием оборота государственной тайны, допусками, составлением перечней и другими технологическими моментами, мы забыли о главном. Государственная тайна есть исключение из свободного обращения информации. Институт государственной тайны и вся технология ее оборота - суть функция государства по отношению к обществу и личности. На языке алгебры именно общество и личность являются аргументами. Защита именно их интересов (обеспечение их безопасности) оправдывает существование самой государственной тайны.
Другими словами, институт государственной тайны по крайней мере не должен мешать нормальному развитию общества и экономики. На сегодняшний момент он, очевидно, мешает.
Прежде всего институт государственной тайны охватил явно излишние сферы общественной жизни. Этому есть вполне объяснимые исторические причины. Во-первых, Россия унаследовала от СССР систему тотальной секретности, которая, вероятно, была эффективна в годы "холодной войны". Во-вторых, в первые годы независимости России в государственную тайну были конвертированы сведения с грифом "секретно", до этого таковой не являвшиеся.
Нынешний институт государственной тайны серьезно препятствует эффективному информационному обмену.
Институт государственной тайны нивелирует общественный контроль за деятельностью государственных органов. Для недобросовестного чиновника проще засекретить информацию о своих ангажированных решениях, нежели предать ее огласке [11].
Институт государственной
тайны - чрезвычайно дорогое
Институт государственной
тайны подменяет собой многие
другие правовые институты. Например,
реализацию права собственности
на принадлежащее "режимное" предприятие
пытаются ограничить отсутствием у
нового хозяина допуска к
Таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы институт государственной тайны не был бременем для нормального развития общества и экономики, не вредил, а помогал.
Каким образом этого можно добиться?
Прежде всего, на порядки сузить круг сведений, относящихся к государственной тайне. Нынешнее "раздутие" объема сведений, составляющих государственную тайну, кроме экономических затрат, влечет еще ряд существенных негативных последствий.
. Слишком большой массив
секретных сведений превращает
государственную тайну из
Обычному российскому гражданину очень сложно объяснить, какое содержание тех или иных сведений позволяет их засекретить. Речь идет не о подпадании под некий перечень, а о сути сведений. Именно поэтому обычные суды, а уж тем более суды присяжных скверно относятся к ссылкам на перечни, требуя аргументировать потребность в засекречивании содержанием сведений, и в итоге часто признают их необоснованно засекреченными.
"Раздутие" объема сведений,
составляющих государственную
. "Раздутие" объема
государственной тайны влечет
избирательность
. Колоссальный массив
государственной тайны
. "Раздутие" объема
государственной тайны
Кардинальное сужение
круга сведений, составляющих государственную
тайну, является насущной потребностью.
Критерий очевиден: к разряду государственной
тайны могут относиться только такие
сведения, разглашение которых
Если применить данный
критерий к нынешнему массиву
государственной тайны, то тайной останутся
только сведения особой важности, а
также некоторые совершенно секретные
сведения. Исключение из разряда государственной
тайны секретных и некоторых
совершенно секретных сведений не означает
отказ от их защиты. Такие сведения
следует преобразовать в
Сокращение круга сведений,
составляющих государственную тайну,
т.е. придание такой тайне адекватного
названию наполнения, потребует, прежде
всего, проведение пропагандистской кампании
и параллельное изменение законодательства
о государственной тайне. Целью
кампании станет представление населению
нового качества государственной тайны.
Для устранения ассоциаций с существующим
положением дел и исключения исторических
аналогий, вероятно, придется сменить
термин "государственная" на "стратегическая"
или "национальная" тайна. Переименование
позволить позиционировать
Целями законодательства
о государственной тайне
В целом, нынешняя конструкция законодательства о государственной тайне не противоречит заявленным целям (упоминание в Конституции РФ, основанный на нем рамочный закон "О государственной тайне" [4], законы и подзаконные акты, конкретизирующие положения первых двух). Вместе с тем при приемлемом каркасе фактическое наполнение не совсем удачно.
Прежде всего, законодательство
о государственной тайне все
более превращается в вотчину
административного права. При этом
регуляторы обращения государственной
тайны, имеющиеся в других отраслях
права, расцениваются как
Для достижения позиционирования
института государственной