Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны;
)проанализировать способ оформления допуска к государственной тайне;
)рассмотреть государственную тайну как функцию государства по отношению к обществу и личности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.2 История становления организации защиты государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

курсовая по уп.docx

— 106.07 Кб (Скачать файл)

7 ЭТАП

Взаимные обязательства  организации и оформляемого лица отражаются в специальном договоре (контракте) об оформлении допуска к  государственной тайне, заключение которого осуществляется с соблюдением  всех требований гражданского и трудового  законодательства РФ. Данный документ служит приложением к трудовому  договору [Приложение А].

На каждое лицо, получившее третью форму допуска, подразделение  по защите государственной тайны  на основании письменного ходатайства  руководителя структурного подразделения  организации заводит карточку (форма 8) с указанием номера списка (форма 6) и даты утверждения руководителем  организации этого списка. Заполненные карточки заверяются подписью руководителя подразделения по защите государственной тайны и печатью этого подразделения, регистрируются в журнале учета карточек на допуск работников (форма 10) отдельно от карточек на допуск граждан по первой и второй формам и вместе со списками на лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), и договорами (контрактами) об оформлении допуска к государственной тайне хранятся в подразделении по защите государственной тайны в течение всего периода работы в данной организации граждан, допущенных к секретным сведениям. Карточки (форма 8) в другие организации не пересылаются и уничтожаются по истечении одного года после увольнения граждан, на которых они были заведены. При небольшом количестве граждан, оформляемых на допуск по третьей форме, карточки (форма 8) могут не заводиться. Списки (форма 6) также хранятся в организации в течение одного года, после чего они могут быть уничтожены в установленном порядке.

В отношении граждан, которые  свыше года после оформления им допуска  по первой, второй или третьей форме  не соприкасались со сведениями, составляющими  государственную тайну, а также  граждан, которые уволились из организации, ушли на пенсию или закончили обучение в учебном заведении и на которых  в течение года не затребованы  карточки (форма 3), действие допусков прекращается. При этом договоры (контракты) об оформлении допуска к государственной тайне и карточки (форма 3) хранятся в подразделении по защите государственной тайны не менее пяти лет, после чего они уничтожаются по акту.

Следует иметь в виду, что при оформлении на работу уволенного с военной службы в запас гражданина при наличии в его военном  билете специальной записи о допуске  к государственной тайне в  период прохождения им службы отдел  кадров организации обязан направить  запрос в военкомат по месту жительства этого гражданина для получения карточки (форма 3). При этом руководитель организации имеет право в течение одного года со дня увольнения гражданина с военной службы в запас допускать его к государственной тайне без проведения дополнительных проверочных мероприятий органами безопасности. При этом в графе 8 карточки (форма 3), полученной из военкомата, делается соответствующая запись. О факте допуска гражданина к государственной тайне информируется орган безопасности, в его адрес подразделение по защите государственной тайны организации направляет учетную карточку (форма 5).

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам  в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной  власти, в распоряжении которого находятся  соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. Решение о допуске  к государственной тайне руководителей  организаций, впервые привлекающихся для проведения работ со сведениями, составляющими государственную  тайну, принимается руководителями организаций - заказчиков работ. Карточки (форма 3 или 8) в этом случае хранятся в подразделении по защите государственной  тайны организации - заказчика работ.

Кроме того, необходимо учесть, что работники кадровой службы обязаны  своевременно информировать подразделения  по защите государственной тайны  обо всех изменениях в анкетных данных граждан, допущенных к соответствующим  сведениям по любой из форм допуска, для решения вопроса о целесообразности переоформления им допуска в соответствии с установленным порядком.

Глава 2. Положение государственной тайны  на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции

 

2.1 Государственная  тайна как функция государства  по отношению к обществу и  личности

 

В современной России государственная  тайна превратилась в самостоятельное  явление, слабо соотносящееся с  реальной жизнью. Увлекшись регулированием оборота государственной тайны, допусками, составлением перечней и  другими технологическими моментами, мы забыли о главном. Государственная  тайна есть исключение из свободного обращения информации. Институт государственной тайны и вся технология ее оборота - суть функция государства по отношению к обществу и личности. На языке алгебры именно общество и личность являются аргументами. Защита именно их интересов (обеспечение их безопасности) оправдывает существование самой государственной тайны.

Другими словами, институт государственной  тайны по крайней мере не должен мешать нормальному развитию общества и экономики. На сегодняшний момент он, очевидно, мешает.

Прежде всего институт государственной тайны охватил явно излишние сферы общественной жизни. Этому есть вполне объяснимые исторические причины. Во-первых, Россия унаследовала от СССР систему тотальной секретности, которая, вероятно, была эффективна в годы "холодной войны". Во-вторых, в первые годы независимости России в государственную тайну были конвертированы сведения с грифом "секретно", до этого таковой не являвшиеся.

Нынешний институт государственной  тайны серьезно препятствует эффективному информационному обмену.

Институт государственной  тайны нивелирует общественный контроль за деятельностью государственных органов. Для недобросовестного чиновника проще засекретить информацию о своих ангажированных решениях, нежели предать ее огласке [11].

Институт государственной  тайны - чрезвычайно дорогое удовольствие: "первые" отделы, службы безопасности, делопроизводители, фельдъегерские подразделения, килотонны бумаги, надбавки к заработной плате и т.п. Пытался ли кто-нибудь оценить, рентабелен ли этот институт? Ведь в конечном счете конкретное коммерческое предприятие закладывает эти расходы в стоимость продукции или услуг, т.е. снижает их конкурентоспособность. А государственный орган перекладывает бремя расходов по обслуживанию оборота государственной тайны на налогоплательщиков.

Институт государственной  тайны подменяет собой многие другие правовые институты. Например, реализацию права собственности  на принадлежащее "режимное" предприятие  пытаются ограничить отсутствием у  нового хозяина допуска к государственной  тайне. Или поднимают вопрос об оформлении допуска к государственной тайне  для адвоката по конкретному уголовному делу.

Таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы институт государственной  тайны не был бременем для нормального  развития общества и экономики, не вредил, а помогал.

Каким образом этого можно  добиться?

Прежде всего, на порядки  сузить круг сведений, относящихся  к государственной тайне. Нынешнее "раздутие" объема сведений, составляющих государственную тайну, кроме экономических  затрат, влечет еще ряд существенных негативных последствий.

. Слишком большой массив  секретных сведений превращает  государственную тайну из эксклюзивного в заурядное явление. Утрачивается сущность государственной тайны как особых сведений, имеющих значение для всего государства, для общества, для личности.

Обычному российскому  гражданину очень сложно объяснить, какое содержание тех или иных сведений позволяет их засекретить. Речь идет не о подпадании под некий  перечень, а о сути сведений. Именно поэтому обычные суды, а уж тем  более суды присяжных скверно  относятся к ссылкам на перечни, требуя аргументировать потребность  в засекречивании содержанием сведений, и в итоге часто признают их необоснованно засекреченными.

"Раздутие" объема сведений, составляющих государственную тайну,  порождает небрежное отношение  к ней и лица, имеющего допуск. "Секретоноситель" также не может себе объяснить, почему эти сведения секретные. К обеспечению сохранности тайны его мотивирует не личная убежденность в том, что разглашение вредно для всех нас, для его друзей, соседей, для общества в целом. К обеспечению сохранности его подталкивают психологически более слабые факторы: должностные инструкции, законы и прочие государственные регуляторы.

. "Раздутие" объема  государственной тайны влечет  избирательность ответственности  за нарушение правил обращения  с ней. Нет сил и средств  реагировать на каждое нарушение,  караются лишь явно попавшие  в поле зрения правоохранительных  органов.

. Колоссальный массив  государственной тайны позволяет  маскировать под нее тайны  "местного" масштаба: региональные  тайны, тайны предприятий и  т.п. Неубедительна схема, когда  тайна предприятия или подразделения  министерства носит гриф "секретно", тайна всего министерства - "совершенно  секретно", а тайна вышестоящих  органов - "особой важности". В этой схеме, по общему правилу,  настоящей общегосударственной  тайной оказывается лишь та, которая  защищена грифом "особой важности".

. "Раздутие" объема  государственной тайны позволяет  бесчисленным государственным органам  засекречивать сведения, которые  генетически не могут быть  секретными. Например, согласно Перечню  сведений, отнесенных к государственной  тайне, засекречиванию подлежат "сведения, раскрывающие силы, средства и методы ведения следствия по уголовным делам о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества.". Какой же такой особый обыск производится при расследовании шпионажа?

Кардинальное сужение  круга сведений, составляющих государственную  тайну, является насущной потребностью. Критерий очевиден: к разряду государственной  тайны могут относиться только такие  сведения, разглашение которых чрезвычайно  опасно для общества или личности. Они - настоящая государственная  тайна, а не просто гриф в правом верхнем углу документа. Другими  словами, в защите наиболее важных интересов  общества и личности зиждется материальный (качественный) критерий относимости сведений к государственной тайне. Практическая значимость этого критерия состоит в эффективном и адекватном содержанию сведений использовании такого затратного инструмента, как институт государственной тайны [11].

Если применить данный критерий к нынешнему массиву  государственной тайны, то тайной останутся  только сведения особой важности, а  также некоторые совершенно секретные  сведения. Исключение из разряда государственной  тайны секретных и некоторых  совершенно секретных сведений не означает отказ от их защиты. Такие сведения следует преобразовать в коммерческую/банковскую тайну, конфиденциальную информацию, сведения для служебного пользования или  их аналоги.

Сокращение круга сведений, составляющих государственную тайну, т.е. придание такой тайне адекватного  названию наполнения, потребует, прежде всего, проведение пропагандистской кампании и параллельное изменение законодательства о государственной тайне. Целью  кампании станет представление населению  нового качества государственной тайны. Для устранения ассоциаций с существующим положением дел и исключения исторических аналогий, вероятно, придется сменить  термин "государственная" на "стратегическая" или "национальная" тайна. Переименование позволить позиционировать новую  государственную тайну не как  совершенствование старого "продукта", а как "продукт" новый.

Целями законодательства о государственной тайне являются фиксирование критериев отнесения  к ней тех или иных сведений, критериев рассекречивания, а также  детальное регулирование обращения  таких сведений.

В целом, нынешняя конструкция  законодательства о государственной  тайне не противоречит заявленным целям (упоминание в Конституции РФ, основанный на нем рамочный закон "О государственной тайне" [4], законы и подзаконные акты, конкретизирующие положения первых двух). Вместе с тем при приемлемом каркасе фактическое наполнение не совсем удачно.

Прежде всего, законодательство о государственной тайне все  более превращается в вотчину  административного права. При этом регуляторы обращения государственной  тайны, имеющиеся в других отраслях права, расцениваются как соподчиненные  праву административному, как реализаторы его положений. Такой подход в корне неверен, поскольку занижает уровень общественных отношений, связанных с обращением государственной тайны. Например, закон "О государственной тайне" предусматривает ограничения конституционных прав граждан (право на свободу перемещения, право на неприкосновенность личной жизни и др.). В этом законе содержатся нормы трудового права (доплаты лицам, допущенным к государственной тайне, и пр.), очертания норм уголовного права (ответственность за наиболее грубые нарушения правил обращения). Таким образом, законодательство о государственной тайне объективно носит межотраслевой характер и вправе называться государственным (общеправовым), а не административно-правовым. Вместе с тем административное право и соответствующий административно-правовой режим играют наиболее заметную роль в регулировании обращения государственной тайны.

Для достижения позиционирования института государственной тайны  как государственного требуется  достаточно простое изменение законодательства. В рамочном законе "О государственной  тайне" [4] целесообразно прописать  лишь понятие государственной тайны, а также критерии засекречивания и рассекречивания сведений. Процедуру  обращения тайны (т.е., в основном, административно-правовой режим) надо выделить в отдельный закон. Будущий  закон по уровню правового регулирования обращения государственной тайны необходимо ставить на один уровень, например, с УК РФ [2].

Информация о работе Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции