Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны;
)проанализировать способ оформления допуска к государственной тайне;
)рассмотреть государственную тайну как функцию государства по отношению к обществу и личности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.2 История становления организации защиты государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

курсовая по уп.docx

— 106.07 Кб (Скачать файл)

3. Письменное согласие  гражданина или должностного  лица на проведение в его  отношении проверочных мероприятий  полномочными органами. Проверочные  мероприятия, связанные с оформлением  граждан по первой и второй  формам допуска, осуществляются  ФСБ РФ и ее территориальными  органами во взаимодействии с  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность (далее - органы безопасности). Допуск граждан по третьей  форме, за исключением случаев,  когда имеются обоснованные сомнения  в достоверности данных, предоставленных  гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п.6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий  зависит от степени секретности  сведений, к которым оформляется  допуск. Проверка проводится с целью  выявления оснований, которые могут  послужить причиной отказа в допуске  к государственной тайне. Согласно ст.22 Закона о государственной тайне  для гражданина или должностного лица такими основаниями являются [4]:

-признание его судом  недееспособным, ограниченно дееспособным  или рецидивистом, нахождение его  под судом или следствием за  государственные и иные тяжкие  преступления, наличие у него  неснятой судимости за эти  преступления;

-наличие у него медицинских  противопоказаний для работы  с использованием сведений, составляющих  государственную тайну, согласно  перечню 4, утверждаемому федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения  и социального развития;

-постоянное проживание  его самого и (или) его близких  родственников за границей и  (или) оформление указанными лицами  документов для выезда на постоянное  жительство в другие государства;

-выявление в результате  проверочных мероприятий действий  оформляемого лица, создающих угрозу  безопасности Российской Федерации;

-уклонение его от проверочных  мероприятий и (или) сообщение  им заведомо ложных анкетных  данных.

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной  тайне. Решение об отказе принимается  руководителем органа государственной  власти, предприятия, учреждения или  организации в индивидуальном порядке  с учетом результатов проверочных  мероприятий. Гражданин имеет право  обжаловать это решение в вышестоящую  организацию или в суд.

. Определение видов, размеров  и порядка предоставления гражданину  или должностному лицу социальных  гарантий. Для должностных лиц  и граждан, допущенных к государственной  тайне на постоянной основе, устанавливаются  следующие социальные гарантии:

-преимущественное право  при прочих равных условиях  на оставление на работе при  проведении организационных и  (или) штатных мероприятий;

-процентные надбавки  к заработной плате в зависимости  от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет  доступ;

-дополнительная процентная  надбавка к заработной плате  за стаж работы для сотрудников  структурных подразделений по  защите государственной тайны.

Правила выплаты ежемесячных  процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных  подразделений по защите государственной  тайны утверждены постановлением Правительства  Российской Федерации "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных  подразделений по защите государственной  тайны". Данные гарантии отражаются в трудовом договоре (контракте) работника (должностного лица), заключаемом исключительно по окончании проведения проверочных мероприятий [9].

. Ознакомление гражданина  или должностного лица с нормами  законодательства Российской Федерации  о государственной тайне, предусматривающими  ответственность за его нарушение.  Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства  Российской Федерации о государственной  тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную  ответственность в соответствии  с действующим законодательством  (ст.26 Закона о государственной  тайне).

. Принятие решения руководителем  органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации  о допуске оформляемого лица  к сведениям, составляющим государственную  тайну. Следует учесть, что согласно  ст.25 Закона о государственной  тайне руководители несут персональную  ответственность за подбор лиц,  допускаемых к сведениям, составляющим  государственную тайну, а также  за создание условий, при которых  граждане знакомятся только с  теми сведениями и в таких  объемах, которые необходимы для  выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей [4].

Подготовка материалов на граждан, оформляемых на допуск к  особой важности, совершенно секретным  и секретным сведениям, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в  случае их отсутствия - работниками, ведущими кадровую работу в организации. Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается (п.16 Инструкции о порядке допуска).

При оформлении допуска используются следующие формы документов, образцы  которых приведены в Приложении к Инструкции о порядке допуска:

форма 1. Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (по заполнении секретно);

форма 1.1 Список членов организации, которым оформляется допуск к государственной тайне (утверждается руководителем организации);

форма 2. Анкета (заполняется оформляемым гражданином собственноручно);

форма 3. Карточка (по заполнении секретно);

форма 4. Список на оформляемого гражданина и его близких родственников;

форма 5. Учетная карточка на допуск по первой и второй формам допуска;

форма 6. Список лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям по организации;

форма 7. Отметка органов ФСБ России о проведении проверочных мероприятий для оформления допуска по третьей форме допуска;

форма 8. Карточка на допуск гражданина по третьей форме допуска;

форма 9. Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне (приложение к трудовому договору);

форма 10. Журнал учета карточек на допуск работников по первой и второй формам.

Оформление допуска на практике вызывает немало вопросов, обусловленных  большим количеством форм и строгим  порядком их заполнения, отправки в  органы безопасности и последующего хранения. Рассмотрим процедуру оформления поэтапно.

1 ЭТАП

Создание в организации  перечня должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять  допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Данный перечень определяется номенклатурой должностей (форма 1), утверждаемой руководителем организации или его заместителем, после согласования ее с органом безопасности. В номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск граждан к указанным сведениям действительно необходим для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. В номенклатуру могут включаться должности работников, допуск которых к сведениям соответствующей степени секретности обусловлен выполнением ими заданий в других организациях, куда они командируются на основании распоряжений вышестоящих организаций, соглашений или договоров, предусматривающих выполнение совместных работ. Изменения и дополнения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости, согласовываются и утверждаются в установленном порядке. Номенклатура должностей пересматривается не реже одного раза в пять лет (п.13 Инструкции о порядке допуска).

2 ЭТАП

Граждане, оформляемые на допуск к государственной тайне, заполняют анкету (форма 2), в которой  они обязаны указывать достоверные  данные. Анкета оформляемого на допуск гражданина подписывается работником кадровой службы и заверяется печатью  организации.

3 ЭТАП

Работники отдела кадров в  ходе беседы с оформляемым гражданином  сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о  рождении и т.д.), уточняют ответы на отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к  секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, работал ли (служил) на режимных объектах, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием типового договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне (форма 9).

О результатах беседы работники  кадровой службы обязаны информировать  в устной или письменной форме  руководителя подразделения по защите государственной тайны, особенно если в ходе беседы или в анкетных данных выявлены обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске гражданина к государственной тайне, или  установлено, что он ранее работал  с особой важности или совершенно секретными сведениями.

4 ЭТАП

Подразделение по защите государственной  тайны организации дает оценку первичным  материалам на оформляемого гражданина, представляемым кадровой службой. При необходимости оно запрашивает дополнительные сведения с прежних мест работы и карточку (форма 3) из подразделения по защите государственной тайны организации, где оформляемый гражданин работал в течение последнего года, и также анализируют их в целях определения целесообразности проведенияпроверочных мероприятий органами безопасности.

5 ЭТАП

При оформлении третьей формы  допуска

На граждан, оформляемых  на третью форму допуска, отделом  кадров составляются общие (в алфавитном порядке) списки лиц, подлежащих допуску  к секретным сведениям (форма 6).

Помимо этого руководители организаций, не включенных в перечень объектов, на которых допуск к секретным  сведениям осуществляется только после  проведения проверочных мероприятий  органами безопасности, могут направлять в органы безопасности материалы  на граждан, допускаемых по третьей  форме допуска, в случае, когда  имеются обоснованные сомнения в  достоверности их анкетных данных. При этом в орган безопасности направляется сопроводительное письмо с указанием обстоятельств, влияющих на принятие решения о допуске соответствующего гражданина, его анкета (форма 2), три экземпляра списка на оформляемого гражданина (форма 4), один экземпляр списка лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), и другие материалы, необходимые для принятия решения по данному вопросу. При этом о проведении проверочных мероприятий органами безопасности делается отметка в листе согласования (форма 7) или на списках (форма 6), возвращаемых в организацию вместе с сопроводительным письмом. В этом случае входящий номер, проставляемый соответствующим органомбезопасности на списке (форма 6), является и номером допуска.

После этого решение о  допуске гражданина по третьей форме  допуска оформляется распоряжением  руководителя организации, при этом делается отметка в списке лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), с соответствующей записью  в графе 10 карточки на допуск (форма 8).

При оформлении гражданина по первой или второй форме допуска  помимо анкеты гражданина (форма 2) организацией подготавливаются и направляются в  органы безопасности следующие документы:

Мотивированное письмо о  необходимости оформления допуска  гражданина к государственной тайне (готовится подразделением по защите государственной тайны). В письме указываются должность, на которую оформляется гражданин, ее порядковый номер в утвержденной номенклатуре должностей, количество лиц, допущенных по данной должности к сведениям, составляющим государственную тайну, отмечаются обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске, и дается их оценка. Если оформляемый гражданин ранее был допущен к данным сведениям, указывается номер допуска, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил, а в случае переоформления допуска - причина переоформления.

Один экземпляр карточки (форма 3) (готовится подразделением по защите государственной тайны). Данная карточка с момента заполнения является секретным документом и регистрируется в журнале учета карточек на допуск работников по первой и второй формам допуска (форма 10) ответственными за их хранение лицами. На каждого гражданина, оформляемого по первой или второй формам допуска, заводится только одна карточка, которая при его переходе на работу в другие организации пересылается по получении письменного запроса  от соответствующего подразделения  по защите государственной тайны. Новая  карточка заводится на работника, только если ранее заведенная карточка была уничтожена по причинам, определенным Инструкцией о порядке допуска.

Два или три экземпляра списка на оформляемого гражданина и  его близких родственников (отца, мать, братьев, сестер и детей старше 16 лет), а также на жену (мужа), в  том числе бывших (форма 4) (готовятся  отделом кадров по согласованию с  органом безопасности).

Один или два экземпляра учетной карточки на допуск по первой и второй формам допуска (форма 5) (готовится  подразделением по защите государственной  тайны по согласованию с органом  безопасности).

Карточка (форма 3) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных  мероприятий, связанных с допуском гражданина по первой или второй форме  допуска, возвращается без сопроводительного  письма в организацию. Ее следует  хранить в подразделении по защите государственной тайны организации  в специальной картотеке, составленной в алфавитном порядке (при необходимости  такие картотеки могут вестись  по структурным подразделениям организации). После этого решение о допуске  гражданина по первой или второй форме  допуска оформляется распоряжением  руководителя организации с отметкой в графе 8 карточки (форма 3) и заверяется его подписью и печатью организации.

Информация о работе Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции