Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны;
)проанализировать способ оформления допуска к государственной тайне;
)рассмотреть государственную тайну как функцию государства по отношению к обществу и личности;
Введение
Глава 1. Основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.2 История становления организации защиты государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации
Такое толкование в США понятия "государственная тайна" при помощи словосочетания "какой-либо" позволяет подвести под само понятие государственной тайны более широкий круг сведений, чем просто обеспечение национальной (государственной) безопасности [16].
Более широкая трактовка
категории безопасности и защиты
государственной тайны в
Такая уязвимость системы
правового регулирования в
. Существенным недостатком
ныне действующей концепции
К тому же перед судьями регулярно ставится и другой конкретный вопрос: какой вид тайны разгласил тот или иной субъект - государственную, военную, служебную или профессиональную? Ответ на такой вопрос судьи должны знать еще и потому, что им самим не по силам разбираться в вопросе о том, кому, какой и в каком размере был непосредственно нанесен ущерб в результате несанкционированного разглашения тайны: обществу, государству или конкретной личности.
Сегодня получить такую помощь судьям не от кого. Если раньше согласно ст.10 Закона РФ "О безопасности" функции определения приоритетов в защите жизненно важных интересов объекта безопасности, разработки системы правового регулирования отношений в сфере безопасности и установления порядка организации и деятельности органов обеспечения безопасности находились в компетенции органа законодательной власти (в частности, в ведении Верховного Совета Российской Федерации), то в настоящее время эти функции исключены из полномочий высшего законодательного органа страны. Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 ряд положений Закона "О безопасности" был признан недействующим и не подлежащим дальнейшему применению, в результате чего были исключены полномочия Верховного Совета РФ по разработке системы правового регулирования в сфере безопасности; был также изъят контроль за деятельностью по обеспечению безопасности со стороны Верховного Совета РФ.
Таким образом, решение вопросов
защиты государственной тайны в
стране находится в компетенции
в основном исполнительной власти при
недостаточном контроле со стороны
российских законодателей. Передача полномочий
Верховного Совета РФ по разработке системы
правового регулирования в
Учитывая актуальность и
важность рассматриваемого вопроса, целесообразно
вернуться к прежней практике
и включить в число полномочий
нынешнего законодательного органа
власти (Государственной Думы РФ) такие
функции, как разработка системы
правового регулирования в
С учетом изложенного предлагается
и другой вариант - создать в России
орган, который бы координировал
законодательство (правовое регулирование)
в области защиты государственной
тайны и обеспечения обороны
и безопасности государства, а также
других видов конституционной
. Серьезный недостаток
нынешней концепции правовой
защиты государственной тайны
- отсутствие официально
Дифференцировав понятия "национальная безопасность", "государственная безопасность", "информационная безопасность", "государственная тайна" и др., закон умалчивает о том, как, например, необходимо оценить ущерб, нанесенный безопасности страны разглашением государственной тайны, по какой общеизвестной методике проводить эту оценку, кто и как должен определять параметры этой оценки.
В качестве одного из недостатков
Закона РФ "О государственной
тайне" следует указать на то,
что в нем отсутствует
Немаловажен и вопрос о
том, насколько "чувствительна" указанная
методика к тому, что конкретно
человек разгласил и как
Что касается российских судей, то необходимо отметить, что они, не имея представления о ней, не могут даже пытаться оценить размер ущерба, нанесенного разглашением государственной тайны.
Конечно, судьи могли бы обратиться за соответствующей помощью, но о том, к кому именно, Закон умалчивает.
Особо актуальна задача создания и закрепления на законодательном уровне соответствующей методики определения ущерба, нанесенного безопасности страны утечкой секретной информации.
В настоящее время в
Российской Федерации потенциальный
(реальный) ущерб от разглашения
государственной тайны
Среди других недостатков, присущих действующему Закону РФ "О государственной тайне", уже называлось наличие в его статье 5 излишне широкого определения различных групп (категорий) сведений, которые составляют государственную тайну. Большой масштаб этих категорий позволяет быстро определить, даже в первом приближении, конкретную группу сведений, составляющих государственную тайну. Однако под каждую такую группу сведений подпадает или может подпасть значительный объем частных сведений, поэтому оценить конкретную величину количественного ущерба для обороны и безопасности всего государства от разглашения конкретных частных сведений, составляющих государственную тайну, в этом случае весьма затруднительно и, как правило, невозможно.
Например, нормативно-методические
документы, утверждаемые руководителями
органов государственной
В качестве еще одного недостатка процедуры оценки размеров ущерба, нанесенного разглашением государственной тайны, можно отметить то, что указанная процедура сегодня отличается излишней сложностью. В ней задействованы по крайней мере три инстанции: Правительство РФ, руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями относить сведения к государственной тайне, и Межведомственная комиссия. В соответствии со ст.8 Закона "О государственной тайне" [4]:
порядок определения размеров ущерба, нанесенного безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ;
количественные и качественные
показатели этого ущерба определяются
в соответствии с нормативно-методическими
документами, утверждаемыми руководителями
органов государственной
каждый такой документ
согласовывается с
Руководители органов
государственной власти, наделенные
полномочиями относить сведения к государственной
тайне, вряд ли смогут самостоятельно
и, самое главное, качественно разработать
общедоступные нормативно-
Вследствие того что методики
оценки ущерба от разглашения государственных
секретов являются трудоемкими и
специфическими (относятся к сфере
деятельности конкретной организации)
выдача заключений о нанесенном ущербе
в отношении лиц, которые нарушили
законодательство о государственной
тайне, должна производиться
. В качестве имеющегося
недостатка ныне действующей
концепции правовой защиты
В интересах "соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства и взаимной ответственности их по обеспечению безопасности" граждане должны знать и уметь определять размер ущерба, который может быть ими нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения ими сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого предприятиям, учреждениям и организациям, в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности.
В связи с этим возникает
целый ряд обоснованных вопросов:
где гражданам можно
В настоящее время отсутствуют
как классификатор, так и конкретные
методики расчета ущерба, причиненного
преступными посягательствами в
сфере защиты государственной тайны,
что само по себе приводит, во-первых,
к незащищенности самой государственной
тайны, а во-вторых, к отсутствию
возможности оценить тяжесть
последствий и надлежаще
Относительно официальных документов по определению (оценке) размера потенциального и реального ущерба, нанесенного безопасности Российской Федерации, следует сослаться на п.3 ст.4 Закона РФ "О государственной тайне" [4]: Правительство должно "установить порядок, определение размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания", т.е. определить методики, согласно которым можно рассчитать размер ущерба <23>. Однако Российская Федерация до сих пор не имеет общедоступных документов, в которых были бы представлены методики оценки ущерба от разглашения государственной тайны.
Наряду с этим согласно
Правилам отнесения сведений, составляющих
государственную тайну к
Однако порядок и правила допуска граждан к этим нормативно-методическим документам также до сих пор не разработаны. Это значит, что гражданин не имеет возможности ознакомиться с этими документами, и, следовательно, отсутствие такой возможности уменьшает степень возможной вины лица, распространившего сведения, составляющие государственную тайну.
Таким образом, в настоящее время на практике существует своеобразное противоречие, связанное с тем, что в России имеется специализированный (не общедоступный) подход к оценке ущерба, который наносится разглашением государственной тайны, но отсутствуют общеизвестные критерии и методики оценки этого ущерба, известные гражданам страны. В то же время необходимо признать, что эти методики и не могут быть общедоступными, так как в этом случае разглашается сама государственная тайна [16].