Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны;
)проанализировать способ оформления допуска к государственной тайне;
)рассмотреть государственную тайну как функцию государства по отношению к обществу и личности;
Введение
Глава 1. Основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.2 История становления организации защиты государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации
Все органы национальной безопасности государств-участников СНГ обладают определенными полномочиями в области защиты государственной тайны, что находит закрепление как в законодательстве о государственной тайне, так и в иных законах, прежде всего - в законах об органах национальной безопасности. В рамках данной статьи мы рассмотрим только законы о государственной тайне.
Закон Туркменистана от 24 ноября 1995 года № 84-I "О защите государственных секретов" вообще не содержит положений, закрепляющих полномочия органов национальной безопасности в области защиты государственной тайны. Этим же отличается и Закон Азербайджанской Республики "О государственной тайне", несмотря на достаточно хорошую проработанность основных институтов. И лишь в п. п.4 пункта 3 Указа Президента Азербайджанской Республики о применении Закона Азербайджанской Республики "О государственной тайне" от 17 января 1997 г. сказано, что полномочия "соответствующего органа исполнительной власти", предусмотренные в абзаце 3 части 1 статьи 19, в соответствии с законодательством, в пределах своих полномочий, осуществляют Министерство госбезопасности Азербайджанской Республики, Министерство обороны Азербайджанской Республики и Министерство связи Азербайджанской Республики, то есть эти органы отнесены к органам охраны государственной тайны [10, 87].
Неконкретно этот вопрос решен
и в Законе Республики Армения "О
государственной и служебной
тайне". В статье 24 мы находим, что
"межведомственный контроль обеспечения
защиты государственной и служебной
тайны в республиканских
Закон Грузии "О государственной
тайне" более или менее
Закон Республики Беларусь "О государственных секретах" в статье 6 устанавливает, что органы государственной безопасности Республики Беларусь наряду с иными органами относятся к органам защиты государственных секретов. Статья 9 названного Закона РБ устанавливает, что органы государственной безопасности Республики Беларусь в сфере защиты государственных секретов [10, 92]:
)организуют и осуществляют контроль за обеспечением защиты государственных секретов, специальных видов связи и шифровальной техники;
2)организуют и осуществляют
защиту государственных
)осуществляют лицензирование
деятельности в сфере защиты
государственных секретов при
помощи криптографических
)проводят сертификацию
криптографических средств,
)согласовывают перечни сведений, подлежащих засекречиванию;
)осуществляют проверку
обеспечения защиты
)выдают разрешения
)согласовывают номенклатуру
должностей работников
)согласовывают допуск
физических лиц к
)проводят проверочные
мероприятия в отношении
)осуществляют в пределах
своей компетенции иные
Закон Республики Казахстан "О государственных секретах" в статье 9 устанавливает полномочия Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и его органов в области защиты госсекретов. Так, КНБ РК и его органы:
)разрабатывают и осуществляют меры по контрразведывательной защите сведений, составляющих государственные секреты, в государственных органах и организациях, а также контролируют их деятельность в указанной сфере;
2)проводят специальную
проверку граждан Республики
Казахстан оформляемых (
)лицензируют деятельность,
связанную с разработкой,
)организуют сертификацию
технических, в том числе
)выдают в установленном
порядке разрешения на
)выявляют, пресекают, раскрывают
и расследуют преступления, связанные
с нарушением законодательства
Республики Казахстан о
Закон Республики Узбекистан "О защите государственных секретов" в статье 9 устанавливает полномочия службы национальной безопасности Республики Узбекистан по защите государственных секретов. Служба национальной безопасности Республики Узбекистан в пределах своей компетенции:
)организует контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы, противодействия техническим средствам иностранной разведки;
13)осуществляет проверку режима секретности в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и объединениях; вносит при этом обязательные для исполнения предписания по принятию мер, направленных на сохранность государственных секретов;
)проводит с согласия
граждан их специальную
)оказывает методическую
и практическую помощь
)осуществляет иные меры,
предусмотренные
Достаточно интересен опыт украинского законодателя, наделившего Службу безопасности Украины очень конкретными полномочиями в области защиты государственной тайны. СБУ является специально уполномоченным органом государственной власти в сфере обеспечения охраны государственной тайны. Мотивированное заключение органа Службы безопасности Украины, осуществлявшего проверку, о невозможности предоставления гражданину допуска к государственной тайне является обязательным для выполнения должностными лицами, уполномоченными принимать решение о предоставлении допуска к государственной тайне, но не исключает повторного запроса по этому поводу в случае изменения обстоятельств, при которых допуск к государственной тайне признан невозможным. Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, может быть отменено СБУ на основании акта проведенной ею проверки, заключения которого содержат данные о несоблюдении органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией условий, предусмотренных настоящей статьей.
Иные административные полномочия СБУ в данной сфере сводятся к [10, 98]:
-регистрации решений государственного эксперта по вопросам тайн об отнесении информации к государственной тайне в Своде сведений, составляющих государственную тайну;
-внесению изменений в Свод сведений, составляющих государственную тайну;
-формированию и публикации в официальных изданиях Свода сведений, составляющих государственную тайну, на основании решений государственных экспертов по вопросам тайн;
-предоставлению специальных
разрешений на осуществление
деятельности, связанной с государственной
тайной, органам государственной
власти, органам местного
-участию в создании, реорганизации
или ликвидации режимно-
-проверке граждан в
связи с их допуском к
-взаимодействию с режимно-
В отличие от России, в Украине существуют государственные эксперты по вопросам тайн. Государственный эксперт по вопросам тайн:
-дает СБУ заключения
об изменении степени
-утверждает по согласованию
со СБУ развернутые перечни
сведений, составляющих государственную
тайну, изменения к ним,
-обязан представлять
СБУ не позднее чем через
десять дней с момента
-рассматривать предложения
СБУ об отнесении информации
к государственной тайне, ее
рассекречивании, проведении
Закон Российской Федерации
"О государственной тайне" в
статье 20 указывает, что федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области обеспечения
Поэтому, по мнению автора, в
Закон РФ "О государственной
тайне" в статью 20 необходимо внести
дополнения, касающиеся конкретизации
функций органов национальной безопасности
в области защиты государственной
тайны. В качестве положительного примера
можно рассматривать
Все вышеизложенное показывает многоаспектность рассматриваемой проблемы, важной её решения для эффективного обеспечения национальной безопасности, а также свидетельствует о необходимости продолжения активных исследований в данной области обеспечения национальной безопасности с активным использованием сравнительного метода.
2.3 Защита
государственной тайны в
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности было и остается укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну.
Сложившееся к настоящему
времени положение в этой области
требует разработки новой концепции
обеспечения правовой защиты государственной
тайны. В ее рамках необходимо определить
оптимальное основание для
Под концепцией правовой защиты сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать политический документ, отражающий с учетом имеющихся ресурсов и возможностей совокупность официально закрепленных целей, задач, принципов, основных направлений и государственной стратегии в области обеспечения правовой защиты такого рода сведений от внешних и внутренних угроз политического, экономического, военного характера.
Для того чтобы максимально полно (исчерпывающе) выявить потребности в разработке новой концепции правовой защиты государственной тайны в Российской Федерации, необходимо выяснить, каким критериям не отвечает нынешняя концепция и каковы факторы, обусловившие насущную потребность в ее совершенствовании.
Ответ на этот вопрос предполагает рассмотрение существенных недостатков и ряда негативных моментов, проявившихся в этой сфере на протяжении двух последних десятилетий.
. В настоящее время
одним из самых серьезных