Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны;
)проанализировать способ оформления допуска к государственной тайне;
)рассмотреть государственную тайну как функцию государства по отношению к обществу и личности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.2 История становления организации защиты государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

курсовая по уп.docx

— 106.07 Кб (Скачать файл)

Все органы национальной безопасности государств-участников СНГ обладают определенными полномочиями в области  защиты государственной тайны, что  находит закрепление как в  законодательстве о государственной  тайне, так и в иных законах, прежде всего - в законах об органах национальной безопасности. В рамках данной статьи мы рассмотрим только законы о государственной  тайне.

Закон Туркменистана от 24 ноября 1995 года № 84-I "О защите государственных  секретов" вообще не содержит положений, закрепляющих полномочия органов национальной безопасности в области защиты государственной  тайны. Этим же отличается и Закон  Азербайджанской Республики "О  государственной тайне", несмотря на достаточно хорошую проработанность  основных институтов. И лишь в п. п.4 пункта 3 Указа Президента Азербайджанской Республики о применении Закона Азербайджанской Республики "О государственной тайне" от 17 января 1997 г. сказано, что полномочия "соответствующего органа исполнительной власти", предусмотренные в абзаце 3 части 1 статьи 19, в соответствии с законодательством, в пределах своих полномочий, осуществляют Министерство госбезопасности Азербайджанской Республики, Министерство обороны Азербайджанской Республики и Министерство связи Азербайджанской Республики, то есть эти органы отнесены к органам охраны государственной тайны [10, 87].

Неконкретно этот вопрос решен  и в Законе Республики Армения "О  государственной и служебной  тайне". В статье 24 мы находим, что "межведомственный контроль обеспечения  защиты государственной и служебной  тайны в республиканских исполнительных органах и органах территориального управления, предприятиях, учреждениях  и организациях в соответствии с данным законом, осуществляет государственный орган, управляющий сферой национальной безопасности РА, согласно порядку, установленному Правительством РА". Вполне естественно, что задачи и функции органов национальной безопасности в данной сфере не сводятся лишь к межведомственному контролю обеспечения защиты государственной и служебной тайны в подконтрольных органах.

Закон Грузии "О государственной  тайне" более или менее последовательно  закреплял контрольные, разрешительные и иные административные полномочия бывшего Министерства государственной  безопасности Грузии в области защиты информации, отнесенной к государственной  тайне. МГБ Грузии являлся органом  исполнительной власти, осуществлявшим мероприятия по обеспечению защиты государственной тайны и контролировавшим их выполнение.

Закон Республики Беларусь "О государственных секретах" в статье 6 устанавливает, что органы государственной безопасности Республики Беларусь наряду с иными органами относятся к органам защиты государственных  секретов. Статья 9 названного Закона РБ устанавливает, что органы государственной  безопасности Республики Беларусь в  сфере защиты государственных секретов [10, 92]:

)организуют и осуществляют  контроль за обеспечением защиты государственных секретов, специальных видов связи и шифровальной техники;

2)организуют и осуществляют  защиту государственных секретов  при помощи криптографических  средств;

)осуществляют лицензирование  деятельности в сфере защиты  государственных секретов при  помощи криптографических средств;

)проводят сертификацию  криптографических средств, используемых  для защиты государственных секретов;

)согласовывают перечни  сведений, подлежащих засекречиванию;

)осуществляют проверку  обеспечения защиты государственных  секретов, вносят обязательные для  исполнения предписания по принятию  мер, направленных на защиту  государственных секретов;

)выдают разрешения юридическим  лицам на осуществление деятельности  с использованием сведений, составляющих  государственные секреты;

)согласовывают номенклатуру  должностей работников юридических  лиц, подлежащих допуску к государственным  секретам;

)согласовывают допуск  физических лиц к государственным  секретам;

)проводят проверочные  мероприятия в отношении физических  лиц, которым оформляется (переоформляется)  допуск к государственным секретам;

)осуществляют в пределах  своей компетенции иные полномочия  в сфере защиты государственных  секретов.

Закон Республики Казахстан "О государственных секретах" в статье 9 устанавливает полномочия Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и его органов в  области защиты госсекретов. Так, КНБ  РК и его органы:

)разрабатывают и осуществляют  меры по контрразведывательной  защите сведений, составляющих государственные  секреты, в государственных органах и организациях, а также контролируют их деятельность в указанной сфере;

2)проводят специальную  проверку граждан Республики  Казахстан оформляемых (переоформляемых)  на допуск к сведениям, составляющим государственные секреты;

)лицензируют деятельность, связанную с разработкой, производством,  ремонтом и реализацией криптографических  средств защиты информации, специальных  технических средств для проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий;

)организуют сертификацию  технических, в том числе криптографических,  средств защиты сведений, составляющих  государственные секреты;

)выдают в установленном  порядке разрешения на проведение  работ с использованием сведений, составляющих государственные секреты;

)выявляют, пресекают, раскрывают  и расследуют преступления, связанные  с нарушением законодательства  Республики Казахстан о государственных  секретах [10, 95].

Закон Республики Узбекистан "О защите государственных секретов" в статье 9 устанавливает полномочия службы национальной безопасности Республики Узбекистан по защите государственных  секретов. Служба национальной безопасности Республики Узбекистан в пределах своей  компетенции:

)организует контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы, противодействия техническим средствам иностранной разведки;

13)осуществляет проверку  режима секретности в органах  государственного управления, на  предприятиях, в учреждениях, организациях  и объединениях; вносит при этом  обязательные для исполнения  предписания по принятию мер,  направленных на сохранность  государственных секретов;

)проводит с согласия  граждан их специальную проверку  при оформлении допуска к сведениям,  составляющим государственную или  военную тайну;

)оказывает методическую  и практическую помощь ведомствам  в вопросах защиты государственных  секретов;

)осуществляет иные меры, предусмотренные законодательством  Республики Узбекистан по защите  государственных секретов. Практически  аналогичные полномочия имеют  органы национальной безопасности Кыргызстана в соответствии со статьей 15 Закона Кыргызской Республики "О защите государственных секретов Кыргызской Республики" [10, 96].

Достаточно интересен  опыт украинского законодателя, наделившего  Службу безопасности Украины очень  конкретными полномочиями в области  защиты государственной тайны. СБУ  является специально уполномоченным органом  государственной власти в сфере  обеспечения охраны государственной  тайны. Мотивированное заключение органа Службы безопасности Украины, осуществлявшего проверку, о невозможности предоставления гражданину допуска к государственной тайне является обязательным для выполнения должностными лицами, уполномоченными принимать решение о предоставлении допуска к государственной тайне, но не исключает повторного запроса по этому поводу в случае изменения обстоятельств, при которых допуск к государственной тайне признан невозможным. Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, может быть отменено СБУ на основании акта проведенной ею проверки, заключения которого содержат данные о несоблюдении органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией условий, предусмотренных настоящей статьей.

Иные административные полномочия СБУ в данной сфере сводятся к [10, 98]:

-регистрации решений  государственного эксперта по  вопросам тайн об отнесении  информации к государственной  тайне в Своде сведений, составляющих  государственную тайну;

-внесению изменений в  Свод сведений, составляющих государственную  тайну;

-формированию и публикации  в официальных изданиях Свода  сведений, составляющих государственную  тайну, на основании решений  государственных экспертов по  вопросам тайн;

-предоставлению специальных  разрешений на осуществление  деятельности, связанной с государственной  тайной, органам государственной  власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям;

-участию в создании, реорганизации  или ликвидации режимно-секретных органов;

-проверке граждан в  связи с их допуском к государственной  тайне;

-взаимодействию с режимно-секретными органами, и т.д.

В отличие от России, в  Украине существуют государственные  эксперты по вопросам тайн. Государственный  эксперт по вопросам тайн:

-дает СБУ заключения  об изменении степени секретности  информации и отмене решения  об отнесении ее к государственной  тайне в случае, если основания,  по которым эта информация  была отнесена к государственной  тайне, перестали существовать;

-утверждает по согласованию  со СБУ развернутые перечни  сведений, составляющих государственную  тайну, изменения к ним, контролирует  соответствие содержания этих  перечней Своду сведений, составляющих  государственную тайну;

-обязан представлять  СБУ не позднее чем через  десять дней с момента подписания  решения об отнесении сведений  к государственной тайне и  заключения об отмене этих  решений, а развернутые перечни  сведений, составляющих государственную  тайну, - в тот же срок с момента  их утверждения;

-рассматривать предложения  СБУ об отнесении информации  к государственной тайне, ее  рассекречивании, проведении экспертизы  пo определению степени секретности сведений, принятии решений в связи с истечением срока действий решения об отнесении информации к государственной тайне и т.д.

Закон Российской Федерации "О государственной тайне" в  статье 20 указывает, что федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области  внешней разведки, федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим  разведкам и технической защиты информации, и их территориальные  органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. К сожалению, данная норма имеет бланкетный характер. Это приводит, в частности, к тому, что возрастает значимость подзаконного нормотворчества в решении вопросов, которые имеют общегосударственное значение, влечет расплывчатость компетенции органов национальной безопасности в области защиты государственной тайны.

Поэтому, по мнению автора, в  Закон РФ "О государственной  тайне" в статью 20 необходимо внести дополнения, касающиеся конкретизации  функций органов национальной безопасности в области защиты государственной  тайны. В качестве положительного примера  можно рассматривать соответствующие  законы Республики Беларусь и Республики Казахстан, с достаточной степенью полноты и конкретности сформулировавшие эти положения.

Все вышеизложенное показывает многоаспектность рассматриваемой  проблемы, важной её решения для  эффективного обеспечения национальной безопасности, а также свидетельствует  о необходимости продолжения  активных исследований в данной области  обеспечения национальной безопасности с активным использованием сравнительного метода.

 

2.3 Защита  государственной тайны в Российской  Федерации на современном этапе  ее развития

 

Одним из приоритетных направлений  государственной политики в сфере  государственной безопасности было и остается укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Сложившееся к настоящему времени положение в этой области  требует разработки новой концепции  обеспечения правовой защиты государственной  тайны. В ее рамках необходимо определить оптимальное основание для отнесения  информации к содержащей государственную  тайну; при этом найти критерии достижения баланса интересов государства, общества и личности в сфере обеспечения  ее защиты [16].

Под концепцией правовой защиты сведений, составляющих государственную  тайну, следует понимать политический документ, отражающий с учетом имеющихся  ресурсов и возможностей совокупность официально закрепленных целей, задач, принципов, основных направлений и  государственной стратегии в  области обеспечения правовой защиты такого рода сведений от внешних и  внутренних угроз политического, экономического, военного характера.

Для того чтобы максимально  полно (исчерпывающе) выявить потребности  в разработке новой концепции  правовой защиты государственной тайны  в Российской Федерации, необходимо выяснить, каким критериям не отвечает нынешняя концепция и каковы факторы, обусловившие насущную потребность  в ее совершенствовании.

Ответ на этот вопрос предполагает рассмотрение существенных недостатков  и ряда негативных моментов, проявившихся в этой сфере на протяжении двух последних десятилетий.

. В настоящее время  одним из самых серьезных недостатков,  весьма затрудняющих процедуру  обжалования (оспаривания) нормативных  правовых актов, возникающих из публичных правоотношений, связанных с разглашением государственной тайны, является наличие чрезмерно усложненной, иерархической и "закрытой" системы, действующей в отношении сведений, представляющих строго конфиденциальную информацию в интересах государства и общества в целом. Об этом свидетельствует излишне большое количество инстанций, разрабатывающих и согласовывающих перечни такого рода сведений.

Информация о работе Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции