Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны;
)проанализировать способ оформления допуска к государственной тайне;
)рассмотреть государственную тайну как функцию государства по отношению к обществу и личности;
Введение
Глава 1. Основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.2 История становления организации защиты государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации
Как известно, конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в ст.5 Закона РФ "О государственной тайне" [4].
По причине того, что этот перечень носит слишком общий характер, а приведенные в нем сведения являются весьма общими и внутри каждой из их подгрупп содержатся данные различной важности, определяемой величиной ущерба, который может быть нанесен их несанкционированным разглашением, для этих подгрупп трудно установить какую-то определенную степень важности и, следовательно, степень засекречивания. Именно в связи с этим ст.9 Закона "О государственной тайне" потребовала дальнейшей последовательной детализации перечня сведений, составляющих государственную тайну: "Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений, - говорится в ней, - Межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложению органов государственной власти и в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости" [16].
Такой Перечень был утвержден Указом Президента РФ в 1995 г. (затем уточнен в 1998 и 2006 гг.). В него первоначально вошли 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне. В Указе Президента РФ от 24 января 1998 г.6 групп сведений, составляющих государственную тайну и указанных в п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной тайне" (сведения в военной сфере), были детализированы в виде соответствующих 22 групп сведений, отнесенных к государственной тайне.
С 11 февраля 2006 г. вступила в силу новая редакция Указа Президента РФ № 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне". Действующая редакция этого Перечня определяет уже 113 групп сведений, составляющих государственную тайну. Указанный Перечень увеличился за счет чрезмерной детализации и конкретизации сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, произошла
первая детализация Перечня сведений,
составляющих государственную тайну.
Не изменяя масштаба и объема сведений,
указанных в статье 5 Закона РФ "О
государственной тайне", Указ Президента
РФ позволяет представить и
Однако и после этого группы сведений, указанные в рассматриваемом Перечне, все еще являлись достаточно широкими и не позволяли точно оценить количественную величину ущерба для обороны и безопасности страны от разглашения конкретных частных сведений, составляющих государственную тайну. Поэтому была осуществлена вторая детализация Перечня сведений, составляющих государственную тайну, которая производится, согласно ст.9 Закона РФ "О государственной тайне" [4], органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению указанных сведений к строго конфиденциальным. Этими органами в соответствии с настоящим Перечнем разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.
Степень детализации развернутых
перечней проявляется в учете
ведомственной или отраслевой специфики,
что, в свою очередь, позволяет (вследствие
достаточно полной информации о деятельности
того или иного объекта и характере
проводимых на нем работ) оценивать
ущерб, причиняемый распространением
указанных в них сведений. Экспертная
оценка количественных и качественных
показателей такого ущерба, наносимого
интересам предприятия, учреждения
или организации, может осуществляться
организацией-владельцем (собственником)
указанных сведений или вышестоящим
органом в соответствии с вышеупомянутыми
нормативно-методическими
Отдельные перечни сведений,
подлежащих засекречиванию, составляются
в рамках целевых программ по разработке
и модернизации образцов вооружения
и военной техники, опытно-конструкторских
и научно-исследовательских
Указанные выше развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти, носят закрытый характер. Поэтому рядовые граждане или судебные работники, не ознакомленные с перечнями министерств, ведомств и других субъектов, наделенных правом засекречивания сведений, не могут определить, что есть секрет, а что нет.
А следовательно, прокурорским работникам приходится обосновывать свои обвинения по поводу неопубликованных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
. Как недостаток ныне
действующей концепции
Обращает на себя внимание существующее расхождение формулировок относительно различных видов охраняемых перечней сведений в различных российских законах и нормативных правовых актах. При этом отсутствуют их четкие определения и разграничение между собой понятий (точнее, юридических конструкций): "перечень сведений, составляющих государственную тайну", "перечень сведений, отнесенных к государственной тайне", "перечень сведений, подлежащих засекречиванию". Эти виды перечней сегодня не согласованы (ни по названию, ни по содержанию, ни по форме) с требованиями ст.275, 276, 283 и 284 УК РФ [2].
Например, в Конституции РФ и УК РФ говорится о перечнях сведений, составляющих государственную тайну. В УК РФ также говорится о "содержащих государственную тайну документах".
В Законе РФ "О государственной
тайне" [4] упоминаются сведения, которые
могут быть отнесены к государственной
тайне (ст.5); Перечень сведений, отнесенных
к государственной тайне, формируемый
Межведомственной комиссией по защите
государственной тайны и
В Законе РФ "О государственной тайне" содержится ст.5 "Перечень сведений, составляющих государственную тайну"; ст.7 "Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию" [4].
Опираясь на словарные
дефиниции литературного
Указанная смысловая аморфность и нескоординированность понятий в различных видах перечней способствует принятию лицами, обвиненными в разглашении государственной тайны, решения о подаче жалобы в Конституционный или Верховный Суды РФ.
. В качестве еще одного
недостатка ныне действующей
концепции правовой защиты
Как было отмечено выше, в
Российской Федерации присутствует
излишне большое количество инстанций,
разрабатывающих и
Распоряжениями Президента РФ Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически изменяется и утверждается:
а)прежний Перечень, утвержденный распоряжением Президента РФ в 1997 г., включал 34 должностных лица органов государственной власти;
б)новый Перечень, утвержденный распоряжением Президента РФ в 2000 г., включает в себя уже 39 должностных лиц органов государственной власти.
Если следовать количеству
должностных лиц органов
По понятным причинам своевременное и регулярное следование такому большому количеству перечней. и нормативно-методических документов. не обеспечивается. В настоящее время они неэффективны, ибо существуют только на бумаге в соответствующих министерствах и ведомствах, поэтому, как правило, об их содержании не знают ни следователи, ни прокуроры. Судьи же просто не в силах охватить такой значительный объем засекреченных сведений.
Указанное многообразие привело
к тому, что не только у граждан,
но и у должностных лиц
Представляется, что многоуровневая и многоэтапная процедура отнесения сведений к государственной тайне, требующая многих участников, с одной стороны, предоставляет больше гарантий для засекречивания информации, которая относится к государственной тайне с точки зрения ее содержания. Но, с другой стороны, такая динамическая, сложная и "закрытая" от законодательных органов процедура не гарантирует в полной мере гражданской свободы мнения и слова и открытости общественной дискуссии.
Кроме того, чрезмерная детализация современного правового регулирования защиты государственной тайны заметно усложняет не только сам этот процесс, но и своевременное пресечение шпионажа в нашей стране.
С учетом изложенного представляется
целесообразным упростить неоправданно
сложную иерархическую
Вследствие же неэффективного функционирования рассмотренных Перечней "подрывается" сама идея существующей концепции правовой защиты государственной тайны в демократической стране.
Чтобы найти более приемлемый вариант процедуры отнесения сведений к государственной тайне, целесообразно обратиться к мировому опыту.
Сравнение концепции правового
регулирования защиты государственной
тайны в России (для ее переходного
периода), использующей перечень сведений,
составляющих государственную тайну
(с последующей его
) отнесенность информации
к сведениям об объекте
) предоставление информации
о месте изготовления и
) попытки приобрести документ о стратегических объектах США;
) вступление в сговор,
подрывающий
) публикация, разглашение
или любое иное предание