Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны;
)проанализировать способ оформления допуска к государственной тайне;
)рассмотреть государственную тайну как функцию государства по отношению к обществу и личности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.2 История становления организации защиты государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

курсовая по уп.docx

— 106.07 Кб (Скачать файл)

Как известно, конкретный перечень сведений, составляющих государственную  тайну, закреплен в ст.5 Закона РФ "О государственной тайне" [4].

По причине того, что  этот перечень носит слишком общий  характер, а приведенные в нем  сведения являются весьма общими и  внутри каждой из их подгрупп содержатся данные различной важности, определяемой величиной ущерба, который может  быть нанесен их несанкционированным  разглашением, для этих подгрупп трудно установить какую-то определенную степень  важности и, следовательно, степень  засекречивания. Именно в связи с этим ст.9 Закона "О государственной тайне" потребовала дальнейшей последовательной детализации перечня сведений, составляющих государственную тайну: "Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений, - говорится в ней, - Межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложению органов государственной власти и в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости" [16].

Такой Перечень был утвержден  Указом Президента РФ в 1995 г. (затем  уточнен в 1998 и 2006 гг.). В него первоначально  вошли 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне. В Указе  Президента РФ от 24 января 1998 г.6 групп  сведений, составляющих государственную  тайну и указанных в п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной  тайне" (сведения в военной сфере), были детализированы в виде соответствующих 22 групп сведений, отнесенных к государственной  тайне.

С 11 февраля 2006 г. вступила в  силу новая редакция Указа Президента РФ № 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне". Действующая  редакция этого Перечня определяет уже 113 групп сведений, составляющих государственную тайну. Указанный Перечень увеличился за счет чрезмерной детализации и конкретизации сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, произошла  первая детализация Перечня сведений, составляющих государственную тайну. Не изменяя масштаба и объема сведений, указанных в статье 5 Закона РФ "О  государственной тайне", Указ Президента РФ позволяет представить и выбрать  уже более узкие группы сведений, отнесенных к государственной тайне. Тем самым повышается точность и  быстрота определения (оценки) величины ущерба для обороны и безопасности страны в случае незаконного рассекречивания  незаконопослушными гражданами частных  и конкретных сведений, отнесенных к государственной тайне [16].

Однако и после этого  группы сведений, указанные в рассматриваемом  Перечне, все еще являлись достаточно широкими и не позволяли точно  оценить количественную величину ущерба для обороны и безопасности страны от разглашения конкретных частных  сведений, составляющих государственную  тайну. Поэтому была осуществлена вторая детализация Перечня сведений, составляющих государственную тайну, которая  производится, согласно ст.9 Закона РФ "О государственной тайне" [4], органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению  указанных сведений к строго конфиденциальным. Этими органами в соответствии с настоящим Перечнем разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.

Степень детализации развернутых  перечней проявляется в учете  ведомственной или отраслевой специфики, что, в свою очередь, позволяет (вследствие достаточно полной информации о деятельности того или иного объекта и характере  проводимых на нем работ) оценивать  ущерб, причиняемый распространением указанных в них сведений. Экспертная оценка количественных и качественных показателей такого ущерба, наносимого интересам предприятия, учреждения или организации, может осуществляться организацией-владельцем (собственником) указанных сведений или вышестоящим  органом в соответствии с вышеупомянутыми  нормативно-методическими документами.

Отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию, составляются в рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских  и научно-исследовательских работ. Целесообразность засекречивания таких  перечней определяется их содержанием. Они утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. По этой причине в названные перечни не только включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы государственной власти, но и устанавливается степень их секретности.

Указанные выше развернутые  перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые утверждаются соответствующими руководителями органов государственной  власти, носят закрытый характер. Поэтому  рядовые граждане или судебные работники, не ознакомленные с перечнями  министерств, ведомств и других субъектов, наделенных правом засекречивания сведений, не могут определить, что есть секрет, а что нет.

А следовательно, прокурорским работникам приходится обосновывать свои обвинения по поводу неопубликованных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

. Как недостаток ныне  действующей концепции правовой  защиты государственной тайны  следует отметить и неоднозначное  понимание сущности, формы и масштабов  понятия "перечень сведений, составляющих  государственную тайну".

Обращает на себя внимание существующее расхождение формулировок относительно различных видов охраняемых перечней сведений в различных российских законах и нормативных правовых актах. При этом отсутствуют их четкие определения и разграничение  между собой понятий (точнее, юридических  конструкций): "перечень сведений, составляющих государственную тайну", "перечень сведений, отнесенных к государственной  тайне", "перечень сведений, подлежащих засекречиванию". Эти виды перечней сегодня не согласованы (ни по названию, ни по содержанию, ни по форме) с требованиями ст.275, 276, 283 и 284 УК РФ [2].

Например, в Конституции  РФ и УК РФ говорится о перечнях сведений, составляющих государственную  тайну. В УК РФ также говорится  о "содержащих государственную тайну  документах".

В Законе РФ "О государственной  тайне" [4] упоминаются сведения, которые  могут быть отнесены к государственной  тайне (ст.5); Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, формируемый  Межведомственной комиссией по защите государственной тайны и утверждаемый Президентом РФ (ст.9); развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, с установленной степенью их секретности, утверждаемые руководителями органов государственной власти, наделенных Президентом РФ полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (ст.9); сведения, не подлежащие засекречиванию (ст.7).

В Законе РФ "О государственной  тайне" содержится ст.5 "Перечень сведений, составляющих государственную  тайну"; ст.7 "Сведения, не подлежащие отнесению к государственной  тайне и засекречиванию" [4].

Опираясь на словарные  дефиниции литературного русского языка, можно сделать вывод, что  между понятиями "составляющие", "содержащие", "отнесенные", "подлежащие" и "не подлежащие" существует значительная разница. И поэтому использование данных слов как синонимов (взаимозаменяют друг друга и сближают соответствующие понятия) в различных толкованиях закона не только является нарушением законодательной техники, но и одновременно нарушает право человека на получение достоверной правовой информации.

Указанная смысловая аморфность и нескоординированность понятий в различных видах перечней способствует принятию лицами, обвиненными в разглашении государственной тайны, решения о подаче жалобы в Конституционный или Верховный Суды РФ.

. В качестве еще одного  недостатка ныне действующей  концепции правовой защиты государственной  тайны следует отметить отсутствие  в российском законодательстве  четко и строго установленного  числа и круга лиц, которые  вправе относить сведения к  государственной тайне.

Как было отмечено выше, в  Российской Федерации присутствует излишне большое количество инстанций, разрабатывающих и согласовывающих  перечни сведений, составляющих государственную  тайну. В настоящее время это  число никем и ничем не ограничено. А это обстоятельство может, в  свою очередь, привести к постоянному  расширению "арсенала" секретных  сведений в стране, его конъюнктурному (в интересах тех или иных групп) увеличению.

Распоряжениями Президента РФ Перечень должностных лиц органов  государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически изменяется и утверждается:

а)прежний Перечень, утвержденный распоряжением Президента РФ в 1997 г., включал 34 должностных лица органов государственной власти;

б)новый Перечень, утвержденный распоряжением Президента РФ в 2000 г., включает в себя уже 39 должностных лиц органов государственной власти.

Если следовать количеству должностных лиц органов государственной  власти в вышеназванном Перечне  должностных лиц, то лишь в период с 1997 по 2001 г. в России существовало уже от 34 до 39 развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, и соответственно столько же нормативно-методических документов по оценке количественно-качественной величины ущерба, наносимого незаконным распространением сведений, подлежащих засекречиванию.

По понятным причинам своевременное  и регулярное следование такому большому количеству перечней. и нормативно-методических документов. не обеспечивается. В настоящее время они неэффективны, ибо существуют только на бумаге в соответствующих министерствах и ведомствах, поэтому, как правило, об их содержании не знают ни следователи, ни прокуроры. Судьи же просто не в силах охватить такой значительный объем засекреченных сведений.

Указанное многообразие привело  к тому, что не только у граждан, но и у должностных лиц отсутствует  реальная возможность ознакомиться со всеми закрытыми перечнями  сведений, составляющих государственную  тайну.

Представляется, что многоуровневая и многоэтапная процедура отнесения  сведений к государственной тайне, требующая многих участников, с одной стороны, предоставляет больше гарантий для засекречивания информации, которая относится к государственной тайне с точки зрения ее содержания. Но, с другой стороны, такая динамическая, сложная и "закрытая" от законодательных органов процедура не гарантирует в полной мере гражданской свободы мнения и слова и открытости общественной дискуссии.

Кроме того, чрезмерная детализация  современного правового регулирования  защиты государственной тайны заметно  усложняет не только сам этот процесс, но и своевременное пресечение шпионажа в нашей стране.

С учетом изложенного представляется целесообразным упростить неоправданно сложную иерархическую процедуру  засекречивания всевозможных перечней сведений. Во времена СССР подобных указанным выше трем типам перечней не было. Усложненная же процедура  засекречивания сведений с помощью  различных перечней приводит к трудностям при обеспечении необходимого в  современных условиях баланса интересов  личности, государства и общества в сфере обеспечения защиты прав граждан, обороны и государственной  безопасности.

Вследствие же неэффективного функционирования рассмотренных Перечней "подрывается" сама идея существующей концепции правовой защиты государственной тайны в демократической стране.

Чтобы найти более приемлемый вариант процедуры отнесения  сведений к государственной тайне, целесообразно обратиться к мировому опыту.

Сравнение концепции правового  регулирования защиты государственной  тайны в России (для ее переходного  периода), использующей перечень сведений, составляющих государственную тайну (с последующей его детализацией), и аналогичных концепций в  США и ФРГ показывает, что эти  страны весьма успешно построили  свою защиту государственной тайны  без ее конкретизации в Конституции, не применяя в законодательстве конкретного  и подробного перечня сведений, составляющих государственную тайну. В этих зарубежных странах используются более широкие критерии степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. В качестве примера можно привести "Свод законов США - Титул 18", в главах 37 (параграфы 793 - 795) и 87 (параграф 1905) которого говорится о преступлениях по сбору, передаче или утрате информации оборонного значения и разглашении секретных сведений, отвечающих следующим критериям:

) отнесенность информации  к сведениям об объекте национальной  обороны США (корабле, самолете  и т.д.);

) предоставление информации  о месте изготовления и технических  характеристиках такого рода  объекта;

) попытки приобрести документ  о стратегических объектах США;

) вступление в сговор, подрывающий обороноспособность  США;

) публикация, разглашение  или любое иное предание гласности,  не имея на то права, "какой-либо" информации, полученной в ходе  осуществления своих служебных  или должностных полномочий, исследований  или расследований, проведенных  тем, кто является должностным  лицом или служащим Соединенных  Штатов, и т.п.

Информация о работе Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции