Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:12, курсовая работа
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц в современных условиях.
В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:
нормы Гражданского кодекса РФ и федеральных законов,
материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.
Цели настоящей работы состоят в комплексном, системном исследовании сущности и порядка осуществления процедур банкротства как одного из важнейших компонентов и одновременно убедительных свидетельств осуществления процесса реформирования российской экономики и преодоления на этой основе ошибочных представлений о роли и месте процедур банкротства в современных условиях хозяйствования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие процедуры банкротства юридических лиц
1.2.Виды процедур банкротства юридических лиц
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Правовое регулирование процедуры наблюдения
2.2. Правовое регулирование процедуры финансового оздоровления
2.3. Правовое регулирование процедуры внешнего управления
2.4. Правовое регулирование процедуры конкурсного производства
2.5. Правовое регулирование процедуры мирового соглашения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Согласно ст. 99 Закона о банкротстве 2002 г. внешний управляющий наделяется большим кругом полномочий. Он вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника, при этом собственник имущества должника или органы управления должника не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом должника. Такие положения Закона направлены на усиление возможностей повышения функционирования санируемого юридического лица. Вместе с тем, законодательством о банкротстве предусмотрены и ограничения в распоряжении имуществом: крупные сделки (влекущие распоряжение недвижимым имуществом или иным имуществом должника, балансовая стоимость которого превышает десять процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчётную дату, предшествующую дате заключения такой сделки) и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов. Полагаем, что данные ограничения включены в законодательство исходя из этических суждений, поскольку фигура внешнего управляющего в осуществлении рассматриваемой судебной процедуры является ключевой, что может привести к злоупотреблению полномочиями. Собрание кредиторов в данном случае призвано служить тем сдерживающим фактором, который позволит достигнуть наиболее эффективного осуществления внешнего управления.
Внешний управляющий также
вправе заключать от имени должника
мировое соглашение и заявлять отказ
от исполнения договоров должника.
Для наиболее полного и эффективного
достижения целей рассматриваемой
судебной процедуры Закон о банкротстве
2002 г. возлагает на внешнего управляющего
целый ряд обязанностей. В зависимости
от задач, выполняемых внешним
Обязанности первой группы
являются управленческими, так как
они направлены на исполнение внешним
управляющим функций
Обязанности второй группы
условно можно назвать
Конечно, представленная классификация
обязанностей внешнего управляющего является
условной, поэтому ряд обязанностей,
указанных в Законе о банкротстве
2002 г., можно отнести в равной мере
к обязанностям как управленческим,
так и восстановительным. В частности,
к смешанным обязанностям можно
отнести обязанность вести
Закон о банкротстве 2002 г. возлагает на внешнего управляющего обязанность разработать план внешнего управления не позднее одного месяца с даты его утверждения и предоставить его на утверждение собранию кредиторов. Собрание кредиторов может не утвердить план, приняв решение о его отклонении и обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо об отклонении плана внешнего управления, отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть, утверждён внешний управляющий. При этом Законом о банкротстве 2002 г. не ставится зависимость между отказом собрания кредиторов в утверждении плана внешнего управления и целесообразностью такого отказа. Безусловно, данная норма Закона направлена на защиту интересов кредиторов. Значит, введение указанной нормы в законодательство о банкротстве дискредитирует те цели, которые стоят перед процедурой внешнего управления, и ущемляет интересы должника, которые ставятся во главу угла в рамках данной реабилитационной процедуры. Как известно, внешнее управление вводится после процедуры наблюдения в случаях, когда имеется возможность восстановить платёжеспособность должника. Поэтому наделение конкурсных кредиторов после введения данной процедуры указанными полномочиями, дающими им возможность отказаться от продолжения осуществления внешнего управления, препятствует должнику в реализации возможности достигнуть платёжеспособного уровня.
В связи с необходимостью реализации процедуры внешнего управления особый интерес представляют меры, направленные на восстановление платёжеспособности должника. Все меры, осуществляемые в рамках процедуры внешнего управления, можно подразделить на две группы. Первую группу образуют имущественно-правовые меры. При их выделении акцентируется внимание на объектном аспекте правоотношений, складывающихся на данном этапе рассмотрения дела о банкротстве. К таким мерам можно отнести перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажу части имущества должника, продажу предприятия должника. Вторую группу мероприятий именуют организационно-правовыми мерами. При их выделении во внимание принимается субъектный аспект правоотношений при внешнем управлении. В данную группу входят такие меры, как введение моратория на удовлетворение требований кредиторов, уступка прав требований должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьим лицом (третьими лицами).
Подводя итоги сказанному,
отметим, что перечисленные в
законодательстве о несостоятельности
меры не всегда в действительности
преследуют цели восстановления платёжеспособности
должника. Так, продажа имущества
должника (в том числе продажа
его предприятия) направлена, собственно,
не на восстановление платёжеспособности
должника, а на удовлетворение требований
кредиторов. В целом же выбор тех
или иных мер по восстановлению платёжеспособности
в каждом конкретном случае определяется
исходя из особенностей должника и
его финансово-хозяйственной
Следует отметить, что по итогам внешнего управления внешний управляющий должен составить отчёт. Одновременно с представлением указанного отчёта внешний управляющий вносит на собрание кредиторов одно из следующих предложений:
о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платёжеспособности должника и переходе к расчётам с кредиторами;
о продлении установленного срока внешнего управления;
о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Далее обратимся к анализу
некоторых проблем, которые остаются
неразрешёнными при осуществлении
расчётов с кредиторами в период
внешнего управления. В частности, согласно
п.1 ст. 122 Закона о банкротстве 2002 г.
в ходатайстве внешнего управляющего
арбитражному суду о вынесении определения
о расчёте с кредиторами
В связи с особенностями окончания процедуры внешнего управления, обусловленными необходимостью расчётов с кредиторами, в юридической литературе высказываются разные суждения относительно определения природы периода расчётов с кредиторами. М.В. Телюкина полагает, что период расчётов с кредиторами представляет собой особую процедуру конкурса наряду с наблюдением, внешним управлением, конкурсным производством и мировым соглашением. Поскольку внешнее управление прекращается из-за прекращения полномочий внешнего управляющего, на стадии расчётов с кредиторами действует руководитель должника.[67] Если принять сторону М.В. Телюкиной, то придётся, отступив от логики и смысла Закона о банкротстве 2002 г., согласиться с тем, что арбитражный управляющий после успешного завершения восстановления платёжеспособности должника уступает своё место руководителю должника, который часто не способен обеспечить успешное завершение финансового оздоровления должника. В подобной ситуации все действия внешнего управляющего могут свестись на нет, что приведёт к фактическому банкротству должника.
Резюмируя сказанное, отметим, что процедура внешнего управления является реабилитационной процедурой банкротства. В рамках продолжниковой модели законодательства о банкротстве названная судебная процедура является наиболее значимой, поскольку позволяет при эффективном менеджменте восстановить платёжеспособность должника и, в конечном итоге, влияет на возрождение экономики России. В отличие от прежнего законодательства в действующем Законе о банкротстве 2002 г. законодатель более детально регламентирует те мероприятия, которые осуществляются в рамках данной процедуры. Тем самым, эффективность процедуры внешнего управления должна в будущем повышаться.
Причины неэффективности
процедуры внешнего управления нам
видятся в следующем. Прежде всего,
неэффективность связана с
Кроме того, на эффективность
процедуры внешнего управления влияют
и внешние факторы. Так, нестабильность
экономической ситуации в России
создаёт многочисленные предпринимательские
риски и не даёт возможности улучшить
финансовое состояние должника в
рамках внешнего управления. К внешним
факторам, влияющим на уровень предпринимательского
риска, относятся как факторы
прямого воздействия, так и факторы
косвенного воздействия. Факторы прямого
воздействия непосредственно
Наиболее важным представляется, что для экономически рациональной реструктуризации юридических лиц необходимы разработка и проведение адекватной промышленной политики на уровне государства.[69]
Одна из причин неэффективности
процедуры внешнего управления заключается
также в том, что ещё в момент
введения указанной судебной процедуры
кредиторы могут преследовать цели
разорения организации-
По существу, когда целью
внешнего управления является смена
собственника на имущественный комплекс
должника, разница между внешним
управлением и конкурсным производством
становится условной: результат в
обоих случаях один. Существенной
особенностью внешнего управления становится
только представление внешнему управляющему
большей свободы в части
Также причины неэффективности внешнего управления связаны с тем, что фактически институт банкротства не достиг экономических целей по выявлению на ранней стадии проблемных юридических лиц и восстановлению их платёжеспособности, а процесс финансового оздоровления пошёл по пути жёсткого регулирования экономических отношений.
Наконец, даже в случае восстановления
платёжеспособности организации-должника
эффективность процедуры
Информация о работе Правовое регулирование основных процедур банкротства юридических лиц