Правовое регулирование основных процедур банкротства юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц в современных условиях.
В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:
нормы Гражданского кодекса РФ и федеральных законов,
материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.
Цели настоящей работы состоят в комплексном, системном исследовании сущности и порядка осуществления процедур банкротства как одного из важнейших компонентов и одновременно убедительных свидетельств осуществления процесса реформирования российской экономики и преодоления на этой основе ошибочных представлений о роли и месте процедур банкротства в современных условиях хозяйствования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие процедуры банкротства юридических лиц
1.2.Виды процедур банкротства юридических лиц
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Правовое регулирование процедуры наблюдения
2.2. Правовое регулирование процедуры финансового оздоровления
2.3. Правовое регулирование процедуры внешнего управления
2.4. Правовое регулирование процедуры конкурсного производства
2.5. Правовое регулирование процедуры мирового соглашения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 136.02 Кб (Скачать файл)

Изначально круг применяемых  к должнику процедур был крайне узок, и всё воздействие сводилось  к наказанию несостоятельного должника (право неудовлетворённых кредиторов разрубить тело несостоятельного должника на части, обращение в рабство, позднее - помещение в долговые ямы, тюрьмы). Затем произошёл переход к  исключительно имущественным последствиям (разделу имущества среди кредиторов). Далее средневековое право создало мировую сделку как способ прекращения производства по делу о несостоятельности. Дальнейшие изменения приоритетов в конкурсном процессе вызвали к жизни новые меры воздействия на должника, попавшего в сложное финансовое положение: стали, востребованы меры, направленные на восстановление платёжеспособности должника.[26]

Следовательно, с развитием  конкурсного права происходит качественное усложнение отношений, возникающих  в связи с несостоятельностью, поскольку постоянно эволюционируют те мероприятия, которые применяются  к должникам.

При исследовании понятия  «процедура банкротства» возникает  ещё одна проблема: как соотносятся  понятия «процедура несостоятельности» и «процедура банкротства». В.Ф. Попондопуло считает, что термин «процедура банкротства» употребляется условно, так как процедурой банкротства в точном смысле слова является лишь конкурсное производство, а также его упрощённые разновидности: процедура банкротства ликвидируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника. Эти процедуры являются процедурами банкротства, так как применяются к должнику, признанному арбитражным судом банкротом.[27] Позволим себе не согласиться с указанной позицией, поскольку точка зрения В.Ф. Попондопуло основана на дифференциации понятий «несостоятельность» и «банкротство». Такая дифференциация в целом характерна для законодательства о банкротстве, используемого во всём мире. Так, в зарубежном конкурсном праве под несостоятельностью понимается удостоверенная судом абсолютная неплатёжеспособность должника. В строго юридическом значении банкротство есть лишь одно из возможных последствий, проявлений несостоятельности. Банкротом считается тот должник, который, уже, будучи не в состоянии погасить свои долговые обязательства, действует во вред своим кредиторам. Банкротство рассматривается как уголовно наказуемое деяние, в то время как несостоятельность считается институтом частного права.[28]

Однако вышеуказанная  позиция не основывается на положениях современного российского законодательства о банкротстве, в соответствии с  которым термины «несостоятельность»  и «банкротство» отождествляются. Поэтому разделение процедур банкротства  и процедур несостоятельности с  учётом тенденций развития правового  института несостоятельности (банкротства) в России, на наш взгляд, не имеет  большого теоретического и практического  значения. Значит, понятие «процедуры банкротства» нельзя считать условным, оно может применяться для  обозначения любых процедур, осуществляемых в процессе несостоятельности (банкротства).

 

1.2 Виды процедур  банкротства юридических лиц

Безусловно, чёткое формулирование понятия и признаков процедур несостоятельности (банкротства) представляется важным как в теоретическом, так  и в практическом плане.

Как показал проведённый  выше анализ, понятие «процедура банкротства» является многогранным и законодатель выделяет целый ряд процедур банкротства, поэтому принципиально значимым является дифференциация всех процедур на определённые виды, группы.

Законом о банкротстве 2002 г. предусмотрены следующие процедуры  банкротства, применяемые при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

В ранее действовавшем  Законе о банкротстве 1998 г. к числу  процедур банкротства юридических  лиц относились также «иные процедуры  банкротства, предусмотренные федеральным  законом». При этом в период применения указанного Закона в юриспруденции  не сложилось единого подхода  к пониманию «иных процедур банкротства». Не вызывала споров позиция, согласно которой под иными процедурами  понимались упрощённые процедуры банкротства, применяемые к отдельным категориям должников: банкротство ликвидируемого должника и банкротство отсутствующего должника. Ряд авторов относили к иным процедурам банкротства также добровольное объявление о банкротстве должника, аргументируя данное утверждение следующим образом. Основанием для признания добровольного объявления о банкротстве должника процедурой банкротства является наличие в Законе чётко выделенных основания, условий и порядка добровольного объявления о банкротстве должника и его ликвидации, определение круга обязательных участников процедуры, ответственности за нарушение порядка ликвидации юридического лица в рамках этой процедуры, а также прямое указание на обязательность субсидиарного применения элементов процедуры конкурсного производства.[29]

На этом основании мы можем  высказать следующее суждение. Исключение из числа процедур банкротства юридических  лиц «иных процедур» не имеет  достаточных оснований. В соответствии с главой XI действующего Закона о банкротстве 2002 г. упрощённые процедуры, по сути, предполагают специальные правовые конструкции, свидетельствующие о необходимости проведения чётких последовательных действий по отношению к ликвидируемому и отсутствующему должникам. Более того, регламентация упрощённых процедур в целом не претерпела существенных изменений по сравнению с Законом о банкротстве 1998 г., поэтому полагаем, что законодатель допустил ошибку, не включив формулировку «иные процедуры банкротства» в конструкцию ч.1 ст. 27 Закона о банкротстве 2002 г. и эту ошибку необходимо исправить путём внесения дополнений в действующее законодательство о банкротстве. Что касается другой процедуры банкротства, которая использовалась в Законе о банкротстве 1998 г. - добровольное объявление о банкротстве должника, то с учётом действующего законодательства мы не можем причислить добровольное объявление о банкротстве должника к процедурам, поскольку отсутствует основной критерий отнесения определённых действий к процедурам банкротства: наличие чёткой последовательности условий для применения мероприятий в отношении неисправного должника. Сказанное позволяет утверждать, что, несмотря на вышеназванные оговорки, в статью 27 действующего Закона о банкротстве необходимо включить формулировку «иные процедуры банкротства».

В современном законодательстве процедуры банкротства недифференцированы. Вместе с тем, в первом российском Законе о банкротстве 1992 г. применялось три типа процедур банкротства: реорганизационные (включали внешнее управление имуществом должника и санацию); ликвидационные (к ним относились принудительная ликвидация предприятия - должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов) и мировое соглашение[30].

Следуя данной классификации, многие учёные продолжают подразделять современные процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц в  зависимости от целей осуществления  процедур на три следующих группы:[31]

1. реорганизационные процедуры  (направлены на поддержание деятельности, оздоровление должника и восстановление  его платёжеспособности);

2. ликвидационные процедуры  (направлены на прекращение деятельности  юридического лица);

3. мировое соглашение. Названная  процедура банкротства не относится  к реорганизационным процедурам, так как не преследует целей  оздоровления должника, восстановления  его платёжеспособности, а направлена  исключительно на погашение задолженности  должника перед кредиторами.

К реорганизационным процедурам банкротства большинство исследователей относят внешнее управление. К  ликвидационным процедурам традиционно  причисляют конкурсное производство. Исходя из распространённой в юриспруденции  позиции о том, что под банкротством понимается лишь ликвидация несостоятельных организаций (банкротство в узком смысле слова), понятие «процедуры банкротства» отождествляется с термином «ликвидационные процедуры». Следуя данному узкому подходу к пониманию процедур банкротства, процедуры, предусмотренные в процессе банкротства в широком смысле слова, некоторые учёные предлагают именовать «антикризисными процедурами».[32]

Представляется, что отграничение «процедур банкротства» от «антикризисных процедур» и «ликвидационных  процедур» только усложняет терминологию и затрудняет анализ процедур банкротства  и, как следствие, является нецелесообразным[33].

Наибольшему изменению в  Законе о банкротстве 2002 г. подверглись  реорганизационные процедуры. В  отличие от Закона о банкротстве 1992 г. в современном законодательстве сохранилась процедура внешнего управления, а санация, выделяемая в  качестве отдельной процедуры в  законодательстве о банкротстве 1992 г., модифицировалась в досудебную санацию, являющуюся мерой по предупреждению банкротства организаций. Несмотря на изменения реорганизационных  процедур, цели проведения таких процедур остались прежними. Следует отметить, что по новому Закону о банкротстве 2002 г. предоставляется возможность  использовать процедуру финансового  оздоровления, целями которой согласно ст. 2 являются восстановление платёжеспособности должника, а также погашение задолженности  в соответствии с графиком погашения  задолженности. Исходя из целей введения данной процедуры можно сделать вывод о том, что финансовое оздоровление также относится к реорганизационным процедурам банкротства.

Поскольку любые процедуры  банкротства направлены, в конечном итоге, на вывод организаций из кризиса, переход к устойчивой работе путём  повышения эффективности управления, это позволило ряду авторов считать  все современные процедуры банкротства  реорганизационными.[34] Представляется, что данная точка зрения является обобщённой и не позволяет провести чёткую дифференциацию процедур банкротства, поскольку каждая отдельная процедура преследует определённые задачи, не всегда направленные, на микроэкономическом уровне, на оздоровление юридического лица.

В юридической литературе спорным является вопрос о том, к  какой группе процедур банкротства  отнести процедуру наблюдения, основными  целями которой являются максимальное сохранение имущества должника и  проведение анализа финансового  состояния должника. В юриспруденции  наиболее распространена позиция о  том, что процедура наблюдения является реорганизационной.[35] Позволим себе не согласиться с указанной точкой зрения: данная процедура призвана создавать условия для эффективного проведения других процедур банкротства, значит, процедуру наблюдения нельзя отнести ни к реорганизационным, ни к ликвидационным. Представляется, что данная процедура должна быть выделена в отдельную группу процедур банкротства: её можно назвать подготовительной, поскольку наблюдение способствует дальнейшей реализации других процедур банкротства.

Как отмечалось выше, в Законе о банкротстве 1992 г. в качестве реорганизационной  процедуры выделялась санация, однако в Федеральных законах о банкротстве 1998 г. и 2002 г. такая процедура не названа, а употребляется другое понятие - «досудебная санация», что позволило  ряду исследователей назвать её по аналогии процедурой банкротства и  рассматривать в числе досудебных, внесудебных или восстановительных[36]процедур. Однако досудебную санацию нельзя считать процедурой банкротства: она является мерой восстановления платёжеспособности должника, поскольку не наблюдается главного признака процедуры банкротства, а именно наличия чёткого порядка, последовательности действий, условий для применения мер по восстановлению платёжеспособности должника.[37]

В современной науке наряду с понятием «реорганизационные процедуры» используется термин «реабилитационные  процедуры», в который вкладывается схожий смысл.[38] На наш взгляд, использование последнего термина для обозначения процедур банкротства, применяемых с целью восстановления платёжеспособности должника, является наиболее предпочтительным, исходя из общего лексического значения исследуемых понятий. Понятие «реорганизация» - более узкое, под ним понимается организация на новых началах, перестройка, изменение структуры чего – либо. Реабилитацией (от позднелат. rehabilitatio - восстановление) является восстановление в правах, в широком смысле - восстановление доброго имени, репутации. Следовательно, использование в обозначении процедуры банкротства, целью которой является восстановление платёжеспособности должника, термина «реабилитация» позволяет подчеркнуть цели процедур внешнего управления и финансового оздоровления.

Ряд исследователей выделяют в отдельную группу процедур банкротства  восстановительные процедуры. К  восстановительным процедурам правоведы  относят досудебные и судебные процедуры, направленные на восстановление платёжеспособности должника (досудебная санация, внешнее  управление).[39] По нашему мнению, понятия «реабилитационные» и «восстановительные процедуры» тождественны, поскольку целями данных процедур является восстановление платёжеспособности должника. Кроме того, как следует из проведённого выше анализа, досудебная санация не относится к процедурам банкротства, поэтому данную меру восстановления платёжеспособности должника нельзя отнести к реабилитационным или восстановительным процедурам.

Представляется интересной позиция Ю.П. Свит о том, что восстановительные  процедуры - это не процедуры банкротства, а процедуры, направленные на его  предотвращение, они проводятся до признания арбитражным судом  должника банкротом.[40] На наш взгляд, автор пытается разграничить понятия «несостоятельность» и «банкротство», в то время как в действующем Законе о банкротстве 2002 г. эти термины отождествляются. Именно поэтому процедуры банкротства одновременно являются процедурами несостоятельности, предотвращающими банкротство.

В соответствии с другой традиционной классификацией все процедуры  банкротства в зависимости от порядка их осуществления можно  разделить на две группы: судебные и внесудебные.[41]

К судебным процедурам относятся  наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также иные, упрощённые процедуры банкротства  ликвидируемого или отсутствующего должника. Судебные процедуры проходят по решению и под контролем  арбитражного суда.

К внесудебным процедурам относят добровольное объявление должника о своём банкротстве. Названная  процедура именуется внесудебной, так как ни содержание выработанных соглашений, ни их реализация не контролируются судом. Закон о банкротстве 1992 г. предусматривал также в качестве внесудебной процедуры банкротства  соглашение между должником и  кредиторами об отсрочке и (или) рассрочке  платежа или скидке с долгов. Данные процедуры являются способами, позволяющими должнику и кредиторам путём переговоров  договариваться о продолжении деятельности организации-должника или о её добровольной ликвидации. Использование внесудебных процедур отвечает интересам как должника, так и кредиторов.[42] Однако названная классификация в связи с принятием и введением в действие Федерального закона о банкротстве 2002 г. не имеет практического значения, поскольку по основаниям, указанным выше, мы не можем выделить объявление должника о своём банкротстве в качестве процедуры несостоятельности. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что все процедуры, применяемые в настоящее время к должнику - юридическому лицу, являются судебными.

Информация о работе Правовое регулирование основных процедур банкротства юридических лиц