Правовое регулирование основных процедур банкротства юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц в современных условиях.
В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:
нормы Гражданского кодекса РФ и федеральных законов,
материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.
Цели настоящей работы состоят в комплексном, системном исследовании сущности и порядка осуществления процедур банкротства как одного из важнейших компонентов и одновременно убедительных свидетельств осуществления процесса реформирования российской экономики и преодоления на этой основе ошибочных представлений о роли и месте процедур банкротства в современных условиях хозяйствования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие процедуры банкротства юридических лиц
1.2.Виды процедур банкротства юридических лиц
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Правовое регулирование процедуры наблюдения
2.2. Правовое регулирование процедуры финансового оздоровления
2.3. Правовое регулирование процедуры внешнего управления
2.4. Правовое регулирование процедуры конкурсного производства
2.5. Правовое регулирование процедуры мирового соглашения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 136.02 Кб (Скачать файл)

На наш взгляд, целесообразность отстранения руководителя должника от управления зависит от того, что  послужило причиной ухудшения состояния  должника, приведшее к его несостоятельности. Если это причины внутреннего  характера, связанные с недостатками менеджмента организации, то отстранение  руководителя должника можно считать  целесообразным. И наоборот, если причины  ухудшения состояния должника являются внешними, не зависящими от руководства, то отстранение руководителя должника представляется нецелесообразным, поскольку  оно не повысит эффективности  деятельности должника.

Следует обратить особое внимание на тот факт, что интересы руководителя должника и временного управляющего часто не совпадают. Об этом свидетельствует, по крайней мере, то обстоятельство, что действия временного управляющего не направлены на реализацию цели восстановления платёжеспособности должника, что может  проявляться в ухудшении функционирования должника - юридического лица и привести, в конечном итоге, к ликвидации юридического лица. Функции руководителя должника и временного управляющего строго разграничены: фактическое управление юридическим лицом, в том числе и договорная работа,[52] осуществляется руководителем, а временный управляющий проводит контроль за действиями руководителя должника (в том числе за обеспечением сохранности имущества должника) и изучает финансовое состояние должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных либо ликвидационных процедур.

Исходя из названных функций  временного управляющего, этот субъект  конкурсного процесса наделяется определёнными  правами и обязанностями, перечисленными в статьях 66 и 67 Закона о банкротстве 2002 г.

Особо важное место в анализе  процедуры наблюдения занимают вопросы  порядка проведения указанной судебной процедуры.

Порядок представляет собой  последовательность, правила осуществления  действий, проводимых в рамках процедуры  наблюдения. Данный порядок не выработан  законодательством, а установлен практикой. Условно в процессе наблюдения можно  выделить несколько этапов:

1) предварительный;

2) проведение анализа  финансового состояния должника;

3) установление размера  требований кредиторов;

4) созыв и проведение  первого собрания кредиторов;

5) заключительный.[53]

Остановимся на подробной  характеристике всех названных этапов.

Предварительный этап предназначен для подготовки управляющего к последующим  действиям, проводимым в период наблюдения. Этот этап ограничен тремя-четырьмя днями, временный управляющий должен ознакомить руководителей должника с определением арбитражного суда о  введении процедуры наблюдения, с  обязанностями руководителя должника и правами временного управляющего, установленными Законом о банкротстве 2002 г.

Ряд авторов считают, что  к наиболее значимым действиям на данном этапе можно отнести определение  временным управляющим (лучше с  руководителем должника) даты, времени  и места проведения первого собрания кредиторов.[54] Едва ли можно считать такую позицию обоснованной, так как перед проведением первого собрания необходимо провести комплекс значимых действий, в частности, установить требования кредиторов согласно ст. 71 Закона о банкротстве. Поэтому, на наш взгляд, осуществление вышеуказанных действий должно проводиться в более поздний срок, после установления размера требований кредиторов.

Представляется, что одной  из задач данного этапа процедуры  наблюдения является проведение инвентаризации всего имеющегося у организации  имущества.

Одним из основных этапов наблюдения можно считать анализ финансового  состояния должника, что является одновременно целью указанной процедуры  банкротства. Согласно статье 70 Закона о банкротстве 2002 г. анализ финансового  состояния должника проводится в  целях определения стоимости  принадлежащего должнику имущества  для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным  управляющим, а также в целях  определения возможности или  невозможности восстановления платёжеспособности должника.[55]

На наш взгляд, конечной целью анализа финансового состояния  должника является достаточная проверка финансового и экономического состояния  должника с тем, чтобы определить возможные перспективы развития должника, поскольку процедура наблюдения является предварительной и позволяет  установить, какие процедуры банкротства  будут проводиться в дальнейшем.

Несмотря на то, что Законом  о банкротстве 2002 г. в качестве единственного  критерия несостоятельности отмечен  лишь один признак - неплатёжеспособность, критерий неоплатности целесообразно  использовать на практике, так как  именно на его основе анализируется  финансовое состояние должника с  целью определения возможности  восстановления платёжеспособности последнего или признания юридического лица банкротом со всеми вытекающими  отсюда неблагоприятными для организации  последствиями.

В конечном итоге, применяемые  для проведения анализа финансового  состояния должника методические подходы должны обеспечивать получение объективной и адекватной оценки финансового состояния и результатов деятельности должника.

Резюмируя сказанное, отметим, что процедура наблюдения призвана обеспечить интересы, как кредиторов, так и должника, и позволяет  избежать возможных конфликтов. А  значит, надлежащее применение мероприятий  в рамках процедуры наблюдения позволит достигнуть баланса интересов должника и кредиторов и создать необходимые  предпосылки для наиболее справедливого, адекватного разрешения дел о  банкротстве.

Применительно к процедуре  наблюдения проблема эффективности  решается следующим образом. Уровень  эффективности данной судебной процедуры  во многом определяется тем, в какой  степени добросовестно выполняет  свои функции временный управляющий. От того, насколько тщательно и  достоверно будет проведён анализ финансового  состояния должника и насколько  полно временный управляющий  сумеет принять меры по обеспечению  сохранности имущества должника, зависит результат проведённой  процедуры наблюдения. Следует также  отметить, что с момента введения процедуры наблюдения сам руководитель должника нередко пытается изыскать скрытые резервы и удовлетворить  требования кредиторов-заявителей.

Именно эффективно проведённая  процедура наблюдения позволит на последующих  этапах конкурсного права реализовать  в достаточной степени цели несостоятельности (банкротства) и обеспечить, в конечном итоге, эффективное функционирование экономики, соответствующее общемировым  стандартам.

На наш взгляд, введение процедуры наблюдения отвечает складывающемуся  в России продолжниковому типу законодательства о банкротстве, так как направлено на сохранение активов должника и изыскание возможности восстановления его платёжеспособности путём проведения анализа финансового состояния юридического лица.

 

2.2 Правовое регулирование  процедуры финансового оздоровления

Согласно ст. 2 Закона о  банкротстве 2002 г. финансовое оздоровление представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях  восстановления его платёжеспособности и погашения задолженности в  соответствии с графиком погашения  задолженности.

Финансовое оздоровление - новелла российского законодательства о банкротстве - относится к числу  реабилитационных процедур. В свою очередь, реабилитационные процедуры  направлены на восстановление платёжеспособности должника и являются характерной  чертой современного конкурсного процесса.

Как отмечалось выше, ряд  авторов к числу восстановительных  процедур также относят досудебную санацию.[56] Однако досудебная санация является не процедурой, а мерой, предотвращающей банкротство должника, поэтому не относится к числу восстановительных процедур банкротства. Согласно ст. 31 действующего Закона о банкротстве 2002 г. досудебная санация представляет собой финансовую помощь должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платёжеспособности должника, которая предоставляется учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами.

Следует отметить, что число  реабилитационных процедур возросло после  принятия Закона о банкротстве 2002 г., поскольку предусмотрена возможность  введения ещё одной процедуры, направленной на восстановление платёжеспособности, - финансового оздоровления. Осуществление  данной процедуры должно позволить  при определённых условиях сохранить  учредителям (участникам) должника контроль за хозяйствующим субъектом даже в условиях возбуждённого дела о банкротстве.

Термин «финансовое оздоровление»  не является новым в российском законодательстве о банкротстве.[57] В частности, данное понятие встречается в Федеральном законе от 25.02.1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»,[58] в котором под финансовым оздоровлением понимается не процедура, а одна из мер по предупреждению банкротстве кредитных организаций. Следовательно, финансовое оздоровление в отношении кредитных организаций осуществляется ещё до применения процедур банкротства.[59]

Кроме того, термин «финансовое  оздоровление» встречается и  в наименовании уполномоченного  органа в делах о банкротстве  и процедурах банкротства - Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Значит, когда законодатель использует термин «финансовое оздоровление»  в наименовании уполномоченного  государственного органа в делах  о банкротстве, то имеются в виду все те мероприятия, которые направлены на вывод юридических лиц из экономического кризиса и восстановление их платёжеспособности.

В связи с вышеизложенным нам представляется нецелесообразным использование понятия «финансовое оздоровление» для обозначения одной из процедур банкротства юридических лиц. Во-первых, такое применение приведёт к терминологической неточности, поскольку финансовое оздоровление является целью любой реабилитационной процедуры банкротства. Во-вторых, применение названного термина создаст путаницу, так как само по себе «финансовое оздоровление» может употребляться, как минимум, в трёх смыслах: как мера по предупреждению банкротства кредитной организации, как мероприятия, направленные на восстановление платёжеспособности должника, и, наконец, как новая реабилитационная процедура банкротства юридических лиц. С учётом данных обстоятельств полагаем, что для обозначения рассматриваемой судебной процедуры банкротства будет более целесообразным использовать другую, однозначную, терминологию.

Формальным основанием для  введения в отношении юридического лица процедуры финансового оздоровления является определение арбитражного суда, которое, в свою очередь, принимается  на основании решения собрания кредиторов.

Традиционно при анализе  каждой процедуры банкротства наряду с формальным определяются и материальные основания для её введения. По отношению к новой процедуре финансового оздоровления материальным основанием можно считать те факты и обстоятельства, выявление (наличие) которых и позволяет арбитражному суду вынести определение о введении данной реорганизационной процедуры. К таким обстоятельствам относится реальная возможность восстановления платёжеспособности, а также фактическая способность должника или третьих лиц погасить задолженность перед кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности.

Введение финансового  оздоровления преследует две основные цели: восстановление платёжеспособности должника и погашение задолженности  в соответствии с графиком погашения  задолженности. Первая из названных  целей характерна для любой реорганизационной  процедуры (полностью соответствует  продолжниковому подходу к законодательству о банкротстве), тогда как вторая отражает специфику финансового оздоровления и, в свою очередь, приближает данную судебную процедуру к нейтральному типу законодательства о несостоятельности.

Исходя из указанных целей, основными документами в рамках названной процедуры являются план финансового оздоровления, направленный на реализацию задачи восстановления платёжеспособности должника, и график погашения задолженности, который  способствует выполнению цели погашения  задолженности перед кредиторами.

План финансового оздоровления согласно п.1 ст. 84 Закона о банкротстве 2002 г. должен предусматривать способы  получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления. Указанные требования, предъявляемые к плану финансового оздоровления, ориентированы на реализацию только одной из целей анализируемой судебной процедуры - погашение задолженности. Представляется, что во исполнение основной цели финансового оздоровления - восстановление платёжеспособности должника - в плане финансового оздоровления должны также предусматриваться меры по оздоровлению должника (что позволит оправдать и название данной процедуры). Полагаем, что в этом случае подлежат субсидиарному применению положения ст. 106 Закона о банкротстве 2002 г., регламентирующие содержание плана внешнего управления. Свою позицию мы обосновываем тем, что внешнее управление как реабилитационная процедура также предусматривает в качестве основной цели восстановление платёжеспособности должника. Поэтому применение тех мер, которые рассматриваются в главе VI Закона о банкротстве («Внешнее управление»), может способствовать и выполнению задач другой реабилитационной процедуры - финансового оздоровления. Таким образом, отсутствие в действующем законодательстве, регламентирующем порядок проведения финансового оздоровления, отсылочных норм, предусматривающих возможность применения ряда положений Закона о банкротстве 2002 г., относящихся к процедуре внешнего управления, является пробелом действующего законодательства. Полагаем, что отсутствие таких ссылок не позволит фактически реализовать новую судебную процедуру, а значит, можно прогнозировать, что эффективность её осуществления в будущем будет достаточно низкой.

Информация о работе Правовое регулирование основных процедур банкротства юридических лиц