Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:12, курсовая работа
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц в современных условиях.
В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:
нормы Гражданского кодекса РФ и федеральных законов,
материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.
Цели настоящей работы состоят в комплексном, системном исследовании сущности и порядка осуществления процедур банкротства как одного из важнейших компонентов и одновременно убедительных свидетельств осуществления процесса реформирования российской экономики и преодоления на этой основе ошибочных представлений о роли и месте процедур банкротства в современных условиях хозяйствования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие процедуры банкротства юридических лиц
1.2.Виды процедур банкротства юридических лиц
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Правовое регулирование процедуры наблюдения
2.2. Правовое регулирование процедуры финансового оздоровления
2.3. Правовое регулирование процедуры внешнего управления
2.4. Правовое регулирование процедуры конкурсного производства
2.5. Правовое регулирование процедуры мирового соглашения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В свою очередь, судебные процедуры банкротства можно подразделить в зависимости от того, по отношению к каким категориям юридических лиц они применяются, на две следующие группы:
1) основные судебные процедуры:
наблюдение, финансовое оздоровление,
внешнее управление, конкурсное
производство и мировое
2) упрощённые судебные
процедуры применяются в
Наименее распространённым является подразделение процедур банкротства на виды с использованием разграничения стадий юридической ответственности на стадию конкретизации и стадию реализации ответственности. Если рассматривать банкротство как меру юридической ответственности должника за неисполнение им своих обязательств, то наблюдение и внешнее управление можно отнести к стадии конкретизации юридической ответственности, а конкурсное производство - к стадии реализации юридической ответственности.[43] Выделение данной классификации процедур банкротства представляется спорным по целому ряду причин. Во-первых, на группы разделены не все процедуры банкротства. Кроме того, спорным остаётся вопрос, что считать мерами юридической ответственности[44].
Помимо вышеназванных классификаций процедур банкротства, предлагается дифференцировать данные процедуры в зависимости от порядка их применения. Исходя из данного основания классификации, все процедуры банкротства подразделяются на следующие группы: процедуры, применяемые в обычном (общем) порядке, и процедуры, применяемые в упрощённом порядке. Указанные группы процедур банкротства предусмотрены Законом о банкротстве 2002 г., поэтому их выделение не является спорным. Общий порядок применения процедур установлен основными положениями действующего Закона о банкротстве 2002 г. и допускает применение по отношению к должнику - юридическому лицу таких судебных процедур, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Упрощённый порядок применения процедур банкротства предусмотрен главой XI Закона о банкротстве 2002 г. и включает случаи банкротства ликвидируемого должника и банкротства отсутствующего должника.
Резюмируя сказанное, отметим, что существующие процедуры банкротства можно классифицировать по различным основаниям, так как понятие «процедуры банкротства» многогранно. Целями процедур банкротства, как и целями конкурсного права, являются, в конечном итоге, удовлетворение требований кредиторов должником, не исполняющим свои денежные обязательства и обязанности, вывод организаций из экономического кризиса, переход к устойчивой работе путём повышения эффективности управления и использования ресурсов, обеспечение защиты интересов собственников и кредиторов. Названные общие цели процедур банкротства обусловливают цели введения той или иной процедуры банкротства, которые, в свою очередь, состоят в том, чтобы упорядочить, организовать применение определённой последовательности действий к неисправному должнику.[45]
В рамках каждой отдельной
процедуры банкротства
Анализируя цели введения той или иной процедуры банкротства, необходимо установить и основания введения отдельных процедур. Под основанием (в общелексическом значении) понимается причина, достаточный повод, оправдывающие что-либо.[47] В правоведении основание является ключевым понятием, которое позволяет определить причины того или иного явления.
Основания введения процедур банкротства можно разделить на две группы: формальные (процессуальные) и материальные основания. Формальным основанием для введения в отношении юридического лица той или иной процедуры банкротства является решение (определение, заявление, объявление) определённого Законом о банкротстве 2002 г. субъекта (органа), а материальным — факты, обстоятельства, выявление (наличие) которых и позволяет принять такое решение.[48]
Следуя данному определению,
формальными основаниями для
введения процедуры конкурсного
производства будут согласно ст. 53 Закона
о банкротстве решение
В свою очередь, выделение разновидностей процедур банкротства по различным основаниям способствует более глубокому познанию сущности процедур банкротства и имеет чёткую практическую направленность. Темой нашего последующего исследования в рамках настоящей работы явится детальный анализ основных процедур банкротства юридических лиц.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Правовое регулирование процедуры наблюдения
Законом о банкротстве 2002
г. (статья 2) даётся легальное определение
процедуры наблюдения: это процедура
банкротства, применяемая к должнику
в целях обеспечения
Следует отметить, что в юридической литературе указанное определение не является дискуссионным. Однако полагаем, что в определении наблюдения должны быть отражены и другие признаки указанной процедуры, которые позволят чётко отграничить наблюдение от других судебных процедур. Представляется, что в качестве существенного признака наблюдения можно считать обязательность применения данной судебной процедуры, поскольку этот признак характерен исключительно для процедуры наблюдения. Заметим, что наблюдение не применяется при осуществлении банкротства ликвидируемого должника и отсутствующего должника. Но поскольку банкротство указанных должников осуществляется в рамках упрощённых процедур банкротства, которые предполагают особую последовательность действий, применяемых в отношении ликвидируемых и отсутствующих должников, имеющих признаки банкротства, то считать наблюдение факультативной процедурой из числа основных не имеет достаточных оснований. Таким образом, нами предлагается расширить дефиницию наблюдения, сформулировав её следующим образом: наблюдение - это обязательная судебная процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
В действующем Законе о
банкротстве 2002 г. в целях устранения
злоупотребления правом со стороны
недобросовестных кредиторов изменился
порядок введения процедуры наблюдения:
согласно ст. 62 данная судебная процедура
вводится по результатам рассмотрения
арбитражным судом
На основании проведённого
сравнительного анализа прежнего и
ныне действующего законодательства о
банкротстве можно сделать
Анализ юридической литературы и законодательства о банкротстве позволяет утверждать, что цели введения процедуры наблюдения сводятся к следующему: обеспечение сохранности активов должников до вынесения арбитражным судом решения по существу дела, анализ финансового состояния должника и определение того, имеется ли возможность восстановить его платёжеспособность,[50] а также составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. Полагаем, что первые две цели можно назвать основными, поскольку именно такие цели должны достигаться при проведении наблюдения, а последующие цели являются дополнительными, производными, так как они дают возможность наиболее эффективно реализовывать действия в рамках процесса банкротства.
Исходя из названных целей можно сформулировать и функции процедуры наблюдения, которые заключаются в действиях участников данной процедуры, направленных на реализацию целей наблюдения. Во-первых, наблюдение выполняет обеспечительную функцию, направленную на реализацию целей обеспечения сохранности активов должника. Данная функция состоит в создании условий для сохранения имеющегося имущества должника на момент принятия арбитражным судом заявления. Во-вторых, наблюдение выполняет подготовительную функцию, которая заключается в организации, наряду с арбитражным судом, подготовки дела к судебному разбирательству.
Выделение указанных функций
наблюдения позволяет отнести данную
процедуру к вспомогательным, подготовительным
процедурам банкротства, поскольку
наблюдение является предварительным
этапом перед выбором основной процедуры,
такой как мировое соглашение,
финансовое оздоровление, внешнее управление
или конкурсное производство (в зависимости
от финансового состояния
Основные цели процедуры наблюдения реализуются посредством деятельности временного управляющего (наблюдателя), который назначается арбитражным судом с момента вынесения судом определения о введении наблюдения.
Как отмечалось выше, правоспособность
юридического лица с момента введения
процедуры наблюдения реализуется
специальным субъектом —
Информация о работе Правовое регулирование основных процедур банкротства юридических лиц