Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:12, курсовая работа
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц в современных условиях.
В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:
нормы Гражданского кодекса РФ и федеральных законов,
материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.
Цели настоящей работы состоят в комплексном, системном исследовании сущности и порядка осуществления процедур банкротства как одного из важнейших компонентов и одновременно убедительных свидетельств осуществления процесса реформирования российской экономики и преодоления на этой основе ошибочных представлений о роли и месте процедур банкротства в современных условиях хозяйствования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие процедуры банкротства юридических лиц
1.2.Виды процедур банкротства юридических лиц
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Правовое регулирование процедуры наблюдения
2.2. Правовое регулирование процедуры финансового оздоровления
2.3. Правовое регулирование процедуры внешнего управления
2.4. Правовое регулирование процедуры конкурсного производства
2.5. Правовое регулирование процедуры мирового соглашения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В заключение отметим, что введение реабилитационной процедуры внешнего управления наиболее полно отвечает продолжниковому подходу к законодательству о банкротстве, поскольку направлено на восстановление платёжеспособности должника, а следовательно, даёт возможность российским хозяйствующим субъектам выжить в условиях формирующейся в России рыночной экономики, которая характеризуется частыми кризисами перепроизводства, приводящими к увеличению степени предпринимательского риска. В конечном итоге, именно процедура внешнего управления создаёт гарантии для развития рыночной экономики в стране.
2.4 Правовое регулирование
процедуры конкурсного
Процедура конкурсного производства является заключительной стадией конкурсного процесса и проводится в отношении должника, признанного банкротом и подлежащего ликвидации.
Легальное определение конкурсного производства дано в статье 2 Закона о банкротстве 2002 г., в соответствии с которой конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Данное определение конкурсного производства, по сути, отражает лишь цель названной ликвидационной процедуры.
Причины различия в понимании
термина «конкурсное
Цели конкурсного производства
заключаются в следующем. Во-первых,
это формирование конкурсной массы
и соразмерное удовлетворение требований
кредиторов в соответствии с установленной
Законом о банкротстве 2002 г. очерёдностью.
Также целью конкурсного
В Законе о банкротстве 2002
г. чётко определён срок проведения
конкурсного производства: согласно
п.2 ст. 124 этот срок не может превышать
один год, однако арбитражный суд
вправе продлить указанный срок по
ходатайству лиц, участвующих в
деле, на шесть месяцев. Основаниями
для продления срока могут
служить обстоятельства, свидетельствующие
о необходимости завершить
Основания введения конкурсного
производства традиционно делятся
на формальные и материальные. Формальным
основанием введения конкурсного производства
является согласно статье 53 Закона о банкротстве
2002 г. решение арбитражного суда о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства. Материальные же основания
полностью совпадают с основаниями для
судебного признания должника банкротом
(п.1 ст. 53 Закона), поскольку в соответствии
с п.1 ст. 124 Закона о банкротстве 2002 г. принятие
арбитражным судом решения о признании
должника банкротом без каких-либо дополнительных
условий влечёт открытие конкурсного
производства.[71] Следовательн
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечёт определённые правовые последствия согласно статье 126 Закона о банкротстве 2002 г. Прежде всего, срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим.
С первым последствием открытия
конкурсного производства связано
также и следующее: прекращается
начисление неустоек (штрафов, пеней),
процентов и иных финансовых санкций
по всем видам задолженности должника.
Учитывая тот факт, что в юридической
науке и практике традиционно
проценты понимаются в различных
смыслах (как разновидность формы
гражданско-правовой ответственности
и как плата за кредит в широком
смысле слова), то в контексте данной
нормы Закона остаётся невыясненным,
начисление каких именно процентов
прекращается. Следуя буквальному толкованию
указанной статьи «прекращается
начисление ... процентов и иных финансовых
санкций», можно сделать вывод, что
под процентами в соответствии со
ст. 126 Закона о банкротстве 2002 г. понимается
лишь разновидность формы
Основные цели процедуры
конкурсного производства реализуются
посредством осуществления
С юридической точки зрения конкурсная масса выступает объектом удовлетворения требований кредиторов несостоятельного должника, но не непосредственно в виде вещей и прав, а посредством соразмерного удовлетворения этих требований из стоимости реализованных вещей и прав, составляющих конкурсную массу, в очерёдности, предусмотренной Законом.[73]
Следует отметить, что не
всё имущество должника включается
в конкурсную массу. Статьёй 131 Закона
о банкротстве предусмотрены
случаи исключения части имущества
из конкурсной массы. Сюда относится
имущество, изъятое из оборота, а
также иное имущество, предусмотренное
Законом о банкротстве 2002 г. Причём
впервые имущество, не включаемое в
конкурсную массу, в законодательстве
о несостоятельности разделено
на две группы. Первая группа объектов
в соответствии с п.4 ст. 132 Закона
о банкротстве включает дошкольные
образовательные учреждения, общеобразовательные
учреждения, лечебные учреждения, спортивные
сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры,
относящиеся к системам жизнеобеспечения,
и именуется социально
Вторую группу иных объектов,
не включаемых в конкурсную массу, образует
жилищный фонд социального использования.
Такое имущество, а также социально
значимые объекты, не проданные в
вышеуказанном порядке, подлежат передаче
в собственность
Заметим, что и в Законе о банкротстве 1998 г. также предусматривалась возможность передачи социально значимых объектов в собственность муниципалитета. Но поскольку в названном нормативно-правовом акте прямо не говорилось о возмездной передаче указанных объектов, то во избежание двойного толкования с 2002 г. данная норма применялась с учётом Постановления Конституционного Суда от 16.05.2000 г. №8-П, согласно которому эта норма не соответствует Конституции в той части, в которой она по смыслу позволяет передавать муниципальным образованиям жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, без выплаты должникам-собственникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а также не допускает судебной проверки такой передачи по существу.[74] Следовательно, сама возможность принудительной передачи названных социально-культурных объектов муниципальным образованиям не отрицается Конституционным Судом РФ.
В связи с такой позицией Конституционного Суда РФ В.В. Витрянский сделал прогноз о том, что теперь всё чаще будут встречаться ситуации, когда органы местного самоуправления, которые и ранее (бесплатно) неохотно принимали названные объекты в муниципальную собственность, будут всяческими способами от этого уклоняться, что неимоверно затруднит для конкурсных управляющих завершение конкурсного производства.[75] На этот случай конкурсный управляющий в соответствии с новым Законом о банкротстве 2002 г. располагает правом обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанных объектов. При удовлетворении такого заявления арбитражный суд устанавливает сумму средств, подлежащих уплате органом местного самоуправления за социально значимые объекты, переданные в муниципальную собственность.
Однако действующий Закон о банкротстве не запрещает продолжения функционирования предприятия в этот период. Если речь идёт о функционировании предприятия как имущественного комплекса, включающего наряду с недвижимостью, движимым имуществом, обязательственными правами требования и долгами некоторые исключительные права, а также так называемую «клиентеллу», то есть устойчивые хозяйственные связи с потребителями их продукции и услуг, весьма важные в условиях конкурентного рыночного хозяйства, то продолжение предпринимательской деятельности является просто необходимым, поскольку прекращение функционирования предприятия даже на непродолжительный период способно отрицательно повлиять на величину выручки от его продажи, а значит, и уменьшить объём удовлетворяемых требований кредиторов. Заметим, что в юридической литературе приводятся следующие примеры: за счёт получения доходов от производственной деятельности предприятия наращивают объёмы производства, постепенно погашают задолженность. Следовательно, даже ликвидация может служить задачам восстановления платёжеспособности должника, а значит, наряду с другими процедурами соответствует продолжниковой модели законодательства о банкротстве. Вместе с тем, следует оговориться, что в рамках конкурсного производства возможно лишь продолжение функционирования должника как объекта права, а не субъекта, который подлежит ликвидации.
Составление пассива (пассивной конкурсной массы) является следующим мероприятием, осуществляемым в рамках конкурсного производства. Под пассивной конкурсной массой понимается совокупность требований на несостоятельного должника, подлежащих удовлетворению из конкурсной активной массы.[76]
Следует отметить, что составление
пассива опирается на принципы, закреплённые
в законодательстве. Прежде всего, при
составлении пассива
Информация о работе Правовое регулирование основных процедур банкротства юридических лиц