Правовое регулирование основных процедур банкротства юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц в современных условиях.
В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:
нормы Гражданского кодекса РФ и федеральных законов,
материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.
Цели настоящей работы состоят в комплексном, системном исследовании сущности и порядка осуществления процедур банкротства как одного из важнейших компонентов и одновременно убедительных свидетельств осуществления процесса реформирования российской экономики и преодоления на этой основе ошибочных представлений о роли и месте процедур банкротства в современных условиях хозяйствования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие процедуры банкротства юридических лиц
1.2.Виды процедур банкротства юридических лиц
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Правовое регулирование процедуры наблюдения
2.2. Правовое регулирование процедуры финансового оздоровления
2.3. Правовое регулирование процедуры внешнего управления
2.4. Правовое регулирование процедуры конкурсного производства
2.5. Правовое регулирование процедуры мирового соглашения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 136.02 Кб (Скачать файл)

В заключение отметим, что  введение реабилитационной процедуры  внешнего управления наиболее полно  отвечает продолжниковому подходу к законодательству о банкротстве, поскольку направлено на восстановление платёжеспособности должника, а следовательно, даёт возможность российским хозяйствующим субъектам выжить в условиях формирующейся в России рыночной экономики, которая характеризуется частыми кризисами перепроизводства, приводящими к увеличению степени предпринимательского риска. В конечном итоге, именно процедура внешнего управления создаёт гарантии для развития рыночной экономики в стране.

2.4 Правовое регулирование  процедуры конкурсного производства

Процедура конкурсного производства является заключительной стадией конкурсного  процесса и проводится в отношении  должника, признанного банкротом  и подлежащего ликвидации.

Легальное определение конкурсного  производства дано в статье 2 Закона о банкротстве 2002 г., в соответствии с которой конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Данное определение конкурсного производства, по сути, отражает лишь цель названной ликвидационной процедуры.

Причины различия в понимании  термина «конкурсное производство»  заключаются в следующем. Процедура  конкурсного производства была исторически  первой, применяемой к несостоятельным  должникам, поскольку изначально цели конкурсного процесса полностью  совпадали с целями процедуры  конкурсного производства - удовлетворением  требований кредиторов. До начала расширения количества процедур банкротства процесс  урегулирования долгов несостоятельного субъекта имел сугубо ликвидационную направленность. Поэтому торговая и  юридическая практика перестала  допускать употребление термина  «конкурсное производство» в  ином, нежели связанном с ликвидацией  имущества должника, значении. Более  того, в рамках института несостоятельности  существует особое понимание термина  «конкурс»: традиционно данный термин означал стечение (схождение) кредиторов, имеющих имущественные требования к общему должнику, поэтому производство по делу о несостоятельности, на какой  бы стадии оно ни осуществлялось, всегда будет конкурсным, то есть сопровождающимся стечением кредиторов.[70]

Цели конкурсного производства заключаются в следующем. Во-первых, это формирование конкурсной массы  и соразмерное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с установленной  Законом о банкротстве 2002 г. очерёдностью. Также целью конкурсного производства является обеспечение имущественных  интересов кредиторов должника путём  сохранности оставшегося имущества. Однако сохранение имущества должника направлено на защиту интересов не только кредиторов, но и самого должника, поскольку позволяет использовать имущество должника строго по назначению, и ограждает это имущество  от недобросовестных действий кредиторов и третьих лиц. Конечной целью  конкурсного производства как завершающей  ликвидационной процедуры банкротства  является ликвидация должника, поскольку  в результате конкурсного производства прекращается существование юридического лица.

В Законе о банкротстве 2002 г. чётко определён срок проведения конкурсного производства: согласно п.2 ст. 124 этот срок не может превышать  один год, однако арбитражный суд  вправе продлить указанный срок по ходатайству лиц, участвующих в  деле, на шесть месяцев. Основаниями  для продления срока могут  служить обстоятельства, свидетельствующие  о необходимости завершить продажу  имущества должника и расчёты  с кредиторами, а также предъявление исков о признании недействительными  сделок, совершённых должником, исполнение решений по указанным искам, поиск  и возврат имущества должника. Введение ограничения на сроки проведения конкурсного производства, на наш  взгляд, позволяет завершить процесс  признания должника несостоятельным (банкротом) в обоснованные сроки  и в наибольшей степени реализовать  цели указанной ликвидационной процедуры. Причём сроки проведения конкурсного  производства чётко установлены, в  отличие от Закона о банкротстве 1998 г., в котором отсутствовала  фиксация предельно допустимой продолжительности  процедуры конкурсного производства, что позволяло арбитражным судам  проявлять гибкость: устанавливать  сроки продления конкурсного производства в зависимости от категории должника, масштабов его деятельности, а также государственной и общественной значимости. Вместе с тем, ограничение сроков конкурсного производства до полутора лет может поставить конкурсного управляющего в такое положение, что процесс признания должника банкротом не будет завершён. Выход из подобной ситуации нам видится в том, чтобы вновь вернуться к ранее сложившейся практике, то есть предусмотреть возможность дальнейшего продления сроков конкурсного производства.

Основания введения конкурсного  производства традиционно делятся  на формальные и материальные. Формальным основанием введения конкурсного производства является согласно статье 53 Закона о банкротстве 2002 г. решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Материальные же основания полностью совпадают с основаниями для судебного признания должника банкротом (п.1 ст. 53 Закона), поскольку в соответствии с п.1 ст. 124 Закона о банкротстве 2002 г. принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом без каких-либо дополнительных условий влечёт открытие конкурсного производства.[71] Следовательно, к материальным основаниям введения конкурсного производства относится наличие признаков банкротства должника при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.

Принятие арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечёт определённые правовые последствия согласно статье 126 Закона о банкротстве 2002 г. Прежде всего, срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим.

С первым последствием открытия конкурсного производства связано  также и следующее: прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций  по всем видам задолженности должника. Учитывая тот факт, что в юридической  науке и практике традиционно  проценты понимаются в различных  смыслах (как разновидность формы  гражданско-правовой ответственности  и как плата за кредит в широком  смысле слова), то в контексте данной нормы Закона остаётся невыясненным, начисление каких именно процентов  прекращается. Следуя буквальному толкованию указанной статьи «прекращается  начисление ... процентов и иных финансовых санкций», можно сделать вывод, что  под процентами в соответствии со ст. 126 Закона о банкротстве 2002 г. понимается лишь разновидность формы гражданско-правовой ответственности. Однако, на наш взгляд, буквальное толкование в данном случае не отвечает традициям конкурсного  процесса и целям данной процедуры  банкротства. Так, в статье 18 Закона о банкротстве 1992 г. было закреплено правило, согласно которому прекращалось начисление пеней и процентов  по всем видам задолженности предприятия-должника. Кроме того, поскольку одной из целей конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, то продолжение  начисления процентов как платы  за кредит не даст возможности осуществить  наиболее полный расчёт с кредиторами  должника. Поэтому представляется верным считать, что проценты в статье 126 Закона о банкротстве 2002 г. должны пониматься в широком смысле: как разновидность  формы гражданско-правовой ответственности  и как плата за кредит. Такой  позиции придерживается и ряд  исследователей.[72]

Основные цели процедуры  конкурсного производства реализуются  посредством осуществления деятельности конкурсным управляющим. Конкурсный управляющий  является лицом, осуществляющим все  полномочия по управлению делами должника в процессе конкурсного производства, а также полномочия, связанные  с прекращением должника, признанного банкротом. Свои полномочия конкурсный управляющий осуществляет с момента назначения и до момента завершения конкурсного производства.

С юридической точки зрения конкурсная масса выступает объектом удовлетворения требований кредиторов несостоятельного должника, но не непосредственно  в виде вещей и прав, а посредством  соразмерного удовлетворения этих требований из стоимости реализованных вещей  и прав, составляющих конкурсную массу, в очерёдности, предусмотренной  Законом.[73]

Следует отметить, что не всё имущество должника включается в конкурсную массу. Статьёй 131 Закона о банкротстве предусмотрены  случаи исключения части имущества  из конкурсной массы. Сюда относится  имущество, изъятое из оборота, а  также иное имущество, предусмотренное  Законом о банкротстве 2002 г. Причём впервые имущество, не включаемое в  конкурсную массу, в законодательстве о несостоятельности разделено  на две группы. Первая группа объектов в соответствии с п.4 ст. 132 Закона о банкротстве включает дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные  учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, и именуется социально значимыми  объектами. Такое имущество продаётся  путём проведения торгов в форме  конкурса. Обязательным условием такого конкурса должна явиться обязанность  покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных  объектов.

Вторую группу иных объектов, не включаемых в конкурсную массу, образует жилищный фонд социального использования. Такое имущество, а также социально  значимые объекты, не проданные в  вышеуказанном порядке, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о  чём конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. При этом передача таких объектов осуществляется с учётом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной.

Заметим, что и в Законе о банкротстве 1998 г. также предусматривалась  возможность передачи социально  значимых объектов в собственность  муниципалитета. Но поскольку в названном нормативно-правовом акте прямо не говорилось о возмездной передаче указанных объектов, то во избежание двойного толкования с 2002 г. данная норма применялась с учётом Постановления Конституционного Суда от 16.05.2000 г. №8-П, согласно которому эта норма не соответствует Конституции в той части, в которой она по смыслу позволяет передавать муниципальным образованиям жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, без выплаты должникам-собственникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а также не допускает судебной проверки такой передачи по существу.[74] Следовательно, сама возможность принудительной передачи названных социально-культурных объектов муниципальным образованиям не отрицается Конституционным Судом РФ.

В связи с такой позицией Конституционного Суда РФ В.В. Витрянский сделал прогноз о том, что теперь всё чаще будут встречаться ситуации, когда органы местного самоуправления, которые и ранее (бесплатно) неохотно принимали названные объекты в муниципальную собственность, будут всяческими способами от этого уклоняться, что неимоверно затруднит для конкурсных управляющих завершение конкурсного производства.[75] На этот случай конкурсный управляющий в соответствии с новым Законом о банкротстве 2002 г. располагает правом обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанных объектов. При удовлетворении такого заявления арбитражный суд устанавливает сумму средств, подлежащих уплате органом местного самоуправления за социально значимые объекты, переданные в муниципальную собственность.

Однако действующий Закон  о банкротстве не запрещает продолжения  функционирования предприятия в  этот период. Если речь идёт о функционировании предприятия как имущественного комплекса, включающего наряду с недвижимостью, движимым имуществом, обязательственными правами требования и долгами некоторые исключительные права, а также так называемую «клиентеллу», то есть устойчивые хозяйственные связи с потребителями их продукции и услуг, весьма важные в условиях конкурентного рыночного хозяйства, то продолжение предпринимательской деятельности является просто необходимым, поскольку прекращение функционирования предприятия даже на непродолжительный период способно отрицательно повлиять на величину выручки от его продажи, а значит, и уменьшить объём удовлетворяемых требований кредиторов. Заметим, что в юридической литературе приводятся следующие примеры: за счёт получения доходов от производственной деятельности предприятия наращивают объёмы производства, постепенно погашают задолженность. Следовательно, даже ликвидация может служить задачам восстановления платёжеспособности должника, а значит, наряду с другими процедурами соответствует продолжниковой модели законодательства о банкротстве. Вместе с тем, следует оговориться, что в рамках конкурсного производства возможно лишь продолжение функционирования должника как объекта права, а не субъекта, который подлежит ликвидации.

Составление пассива (пассивной  конкурсной массы) является следующим  мероприятием, осуществляемым в рамках конкурсного производства. Под пассивной конкурсной массой понимается совокупность требований на несостоятельного должника, подлежащих удовлетворению из конкурсной активной массы.[76]

Следует отметить, что составление  пассива опирается на принципы, закреплённые в законодательстве. Прежде всего, при  составлении пассива используется указанный в ст. 128 Закона о банкротстве 2002 г. принцип публичности, который  заключается в обязанности для  конкурсного управляющего опубликовать сведения о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определённом Правительством РФ.

Информация о работе Правовое регулирование основных процедур банкротства юридических лиц