Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
В условиях глубокого по размаху и длительного во времени социально-экономического кризиса институт прав и свобод подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество все более осознает безусловную ценность и необходимость «естественных» и «неотчужденных» прав человека, данных ему от рождения, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Это трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает сильнейшим общественным раздражителем, источником недовольств и беспокойства людей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....3
1 Основы правового статуса человека и гражданина в Республике Беларусь………………………………………………………………...…5
1.1 Понятие правового статуса человека и гражданина …………………...5
1.2 Гарантии правового статуса человека и гражданина ……………….....7
2 Права и обязанности граждан Республики Беларусь…………….....9
2.1 Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь …...…...…..9
2.2 Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики
Беларусь………………………………………………………………….10
2.3 Правовой статус граждан Республики Беларусь………………………15
3 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси…………………………………..…………..…….……....21
3.1 Правовое содержание понятий «иностранные граждане» и «лица без гражданства»……………………………………….….….…………….21
3.2 Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь..…..22
3.3 Правовой статус беженцев в Республике Беларусь………..…...….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………….…..38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Курсовая работа
ассистент
Исполнитель:
студент группы П-13 __________________ Дробышевский С. В.
ГОМЕЛЬ 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Основы правового
статуса человека и гражданина
в Республике Беларусь………………………
2.1
Понятие и принципы
2.2
Порядок приобретения и
Беларусь…………………………………………………………
2.3 Правовой
статус граждан Республики
3 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
в Беларуси…………………………………..………….
гражданства»……………………………………….….
3.2
Правовой статус иностранных
граждан в Республике Беларусь.
3.3 Правовой статус беженцев в Республике Беларусь………..…...….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………….…..38
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глубокого по размаху и длительного во времени социально-экономического кризиса институт прав и свобод подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество все более осознает безусловную ценность и необходимость «естественных» и «неотчужденных» прав человека, данных ему от рождения, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Это трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает сильнейшим общественным раздражителем, источником недовольств и беспокойства людей. Если раньше права человека попирались в основном режимом власти, то сейчас граждане страдают не от действий или бездействия властных структур, но и от анархии и неразберихи, разрушительной конфронтации, материальной необеспеченности, юридического нигилизма, издержек неопытной демократии, а также неумения и нежелания человека соблюдать права другого. Резко осложнила ситуацию с правами человека и основными свободами та социальная дифференциация общества, которая произошла в последние пять лет. В результате более 75 % населения относятся к числу бедных и нищих. Права у этой, подавляющей части общества существенно нарушены. К тому же постоянно растет число безработных. Молодое белорусское государство терзает преступность. В результате личная безопасность гражданина не гарантирована. Важнейшим правом человека является его право на жизнь. О его незащищенности свидетельствует уменьшение продолжительности жизни граждан и сокращение численности населения Беларуси. Только за 1999 год ожидаемая продолжительность жизни сократилась на полгода и составила 67,9 лет, в том числе продолжительность жизни мужчин – 62,2 и женщин 73,9 года. За 1999 год умерло в стране 142 тыс. человек против 109,6 тыс. в 1990 г. Важнейшей составляющей процесса воспроизводства населения является рождаемость. В 1999 г. число рождений в Беларуси составляло 92,2 тыс., что на 49,1 тыс. меньше, чем в 1990 г. Теперь Беларусь относится к числу стран со сверхнизкой рождаемостью. В результате общая численность населения, несмотря на некоторое пополнение за счет граждан из других стран, за последние 10 лет уменьшилась с 10,2 млн. до 10 млн. человек и продолжает сокращаться. Кроме того, ухудшается здоровье народа. Общая заболеваемость населения за 1990-1999 гг. в целом по стране возросла на 40,5%. В 1999 г. зарегистрировано 78960 случаев заболевания на 100 тыс. населения. Особенно быстро растет заболеваемость туберкулезом, венерическими болезнями, СПИДом. Проблематичным является также в Беларуси и право человека на безопасность. Только в 1999 г. около 65 тыс.человек стали жертвами серьезных преступлений. Растет преступность среди женщин и несовершеннолетних. За 1990-1999 гг. общее число преступлений увеличилось на 60%. В 2003г. ситуация с надлежащим обеспечением прав и свобод граждан РБ коренным образом не изменилась.
Таким образом,
фактор состояния общества и
государства, наряду с другими,
Поэтому крайне важно рассматривать правовой статус человека и гражданина в нашей республике, а кроме этого и рассматривать меры по улучшению практической реализации законодательства.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основ правового статуса человека и гражданина, а именно изучение понятий правового статуса человека и гражданина, рассмотрение гарантий правового статуса, выявление прав и обязанностей граждан, изучение понятия и принципов гражданства, рассмотрение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей республике, а также изучение правового статуса беженцев.
Тема «Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь» рассмотрена в данной курсовой работе. При написании работы использовались учебные, справочные пособия, Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «О гражданстве», «О беженцах», «Об иммиграции», «О внесении дополнений и изменений в действующие законодательные акты «О беженцах», международно-правовые акты о правах человека, а также точка зрения самого автора курсовой работы. В учебном пособии «Права человека» под редакцией профессора А. Д. Гусева и профессора Я. С. Яскевич раскрывается сущность фундаментальных прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации и показывается их роль в развитии личности, общества и человечества. В книге профессора кафедры политологии и социологии Брестского государственного университета И. И. Котляра «Права человека» излагается сущность и основные понятия прав человека, раскрываются современные представления о правах человека, международная защита прав человека и положение в области прав человека в Республике Беларусь. Работа К. Н. Кунцевича «Конституционное право Республики Беларусь» посвящена актуальным вопросам конституционного права Республики Беларусь, проводится сравнение конституционного права Республики Беларусь и конституционного права зарубежных стран. Автор брошюры «Правовой статус советского гражданина» А. М. Абрамович сосредоточил главное внимание на характеристике конституционных прав и свобод, которые приобрели особую актуальность в процессе демократизации советского общества. В его работе раскрываются основные гарантии обеспечения правового статуса советского гражданина, первостепенное значение придается анализу конституционных норм, устанавливающих основы правового статуса. В Законе «О гражданстве Республики Беларусь» определяются правовые основы государственного регулирования в области гражданства, регламентируются основания и порядок приобретения, сохранения и прекращения гражданства Республики Беларусь, принятия, исполнения и обжалования решений по вопросам гражданства, определяются особые случаи изменения и сохранения гражданства, устанавливается компетенция государственных органов, а также права и обязанности граждан Республики Беларусь. В Законе «Об иммиграции» определяются правовые основы иммиграции в Республику Беларусь, процедура получения иностранными гражданами и лицами без гражданства разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь, порядок выезда незаконных мигрантов из Республики Беларусь. В Законе «О беженцах» определяется правовой статус беженцев, регулируется порядок его приобретения и утраты, устанавливаются правовые, экономические и социальные гарантии защиты беженцев на территории Республики Беларусь.
1 Основы
правового статуса человека и
гражданина в Республике
1.1 Понятие правового статуса человека и гражданина
Совокупность прав и обязанностей, закрепленных нормами права за человеком и гражданином, составляет правовой статус личности.
Провозглашение и уровень реализации прав и свобод личности, гарантирование ее правового статуса должны составлять сердцевину конституционного строя, всей правовой системы. Согласно Конституции, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
К этому положению Основной Закон обращается неоднократно: согласно Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Эта формула, возникшая в XVIII в., имеет принципиальное значение и заключается в том, что правовой статус личности не дарован ей кем-либо (царем, Богом, партиями, государством), а появляется на свет вместе с самим человеком, который обладает и пользуется им помимо чьей-то воли.
Неотчуждаемость прав означает, что они не могут быть изъяты или ограничены государством или кем-либо без указаний и оснований в законе (например, в случае введения чрезвычайного положения). Гражданин сам не может отказаться или брать обязательства (как добровольно, так и по принуждению) отказаться от своих прав, предусмотренных в Конституции и других законах. Подобный отказ не влечет последствий и юридически ничтожен.
Наступило
время объяснить разницу между
человеком и гражданином,
Человеком считается биологическое существо, воплощающее естественные, природные начала и социальные свойства. Гражданин — член общества, государства, которые находятся с ним в определенных взаимоотношениях, отвечают друг за друга. Отсюда вытекают необходимость уравновешивания их взаимных прав и обязанностей, неотделимость их друг от друга. Аристотель отмечал, что «цель человеческого общения состоит не просто в том, чтобы жить, а более в том, чтобы жить счастливо». Считается, что это возможно лишь при объединении людей в государство: оно предназначено для обслуживания своих граждан, для служения им [2, с.48].
Под правами понимаются возможности человека избирать форму своего поведения, что может быть реализовано с помощью государства. Правам граждан должны соответствовать (корреспондировать) обязанности государства, его органов, должностных лиц обеспечить реализацию этих прав. Свободы — это такие правомочия людей, которые они могут реализовать самостоятельно, не вступая в отношения с государством.
Основным принципом правового статуса личности, закрепленного во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. («все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах») [3, с.350] и Конституции РБ 1994 г., является равенство всех перед законом и судом. В РБ согласно ее Конституции должны действовать общепризнанные принципы и нормы международного права.
Для обеспечения справедливости правовое равенство должно подкрепляться фактическим равенством, а это далеко не одно и то же. Биологически не являются, например, равными мужчины и женщины, и развитое общество должно создавать условия для выравнивания уровня и образа их жизни. Неравенство может создавать чиновничество, которое обязано не управлять народом по своему усмотрению, а служить ему, оправдывая средства от собираемых с него налогов. Порождает фактическое неравенство проживание в сельской или городской местности, занятие физическим или умственным трудом [2, с.49].
Государство
призвано гарантировать
В многонациональной стране проблема национальности не должна влиять на реализацию возможностей человека. Наличие межнациональных конфликтов заставляет проявлять особую осторожность и даже бдительность в этом вопросе, не допускать возвышения, противопоставления одних национальностей другим.
В Республике Беларусь нет
конфликтов, основанных на национальной
почве или религиозной розни,
благодаря толерантности и
На правовой статус человека и гражданина не должны влиять такие обстоятельства, как существование разных языков в стране, происхождение, имущественное и должностное положение, убеждения и принадлежность к тем или иным политическим партиям и общественным объединениям.
Язык — средство обеспечения подлинного равенства. В многонациональной стране важно создать возможности для развития всех языков, изучения и использования каждым народом родного языка, необходимо обеспечить на следствии и в суде обвиняемому и подсудимому возможность ознакомиться с материалами дела и происходящим на его родном языке. Официальный языками документов, средствами межнационального общения в РБ — являются русский и белорусский языки.
Происхождение не может не влиять на фактический статус личности. Что касается правового статуса, то где бы и от кого бы ни родился человек, он должен иметь одинаковые с другими юридические права и свободы, равные возможности их реализации.
Имущественное и должностное положение в условиях перехода к рыночным отношениям также способствует экономическому неравенству, но не обязательно должно вести к правовому неравенству. Смысл провозглашения правового государства в том и заключается, что в нем все равны перед законом и судом. Распространено мнение, что это нереально в наших условиях, приводятся многочисленные примеры. Однако дело не представляется безнадежным, если молодые граждане научатся реализовывать свои права, выполнять обязанности, бороться за осуществление записанных в Конституции требований.
В связи с признанием в РБ идеологического и политического многообразия и многопартийности убеждения и принадлежность к общественным объединениям также не должны влиять на равенство прав. В РБ никакая идеология не может навязываться и устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все общественные объединения равны перед законом. Запрещаются лишь создание и деятельность тех общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РБ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни [4, с.16].
Итак, права,
свободы и обязанности
1.2 Гарантии правового статуса человека и гражданина
Провозглашенные права и свободы станут пустым звуком без наличия гарантий статуса личности. Комплекс таких гарантий предусматривается в Конституции РБ. Согласно ей, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РБ гарантируется. К компетенции республики отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, к совместной компетенции РБ и ее субъектов — защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка.
Согласно Конституции, гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь.
Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь