Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
В условиях глубокого по размаху и длительного во времени социально-экономического кризиса институт прав и свобод подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество все более осознает безусловную ценность и необходимость «естественных» и «неотчужденных» прав человека, данных ему от рождения, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Это трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает сильнейшим общественным раздражителем, источником недовольств и беспокойства людей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....3
1 Основы правового статуса человека и гражданина в Республике Беларусь………………………………………………………………...…5
1.1 Понятие правового статуса человека и гражданина …………………...5
1.2 Гарантии правового статуса человека и гражданина ……………….....7
2 Права и обязанности граждан Республики Беларусь…………….....9
2.1 Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь …...…...…..9
2.2 Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики
Беларусь………………………………………………………………….10
2.3 Правовой статус граждан Республики Беларусь………………………15
3 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси…………………………………..…………..…….……....21
3.1 Правовое содержание понятий «иностранные граждане» и «лица без гражданства»……………………………………….….….…………….21
3.2 Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь..…..22
3.3 Правовой статус беженцев в Республике Беларусь………..…...….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………….…..38
Согласно ст.
11 Конституции Республики Беларус
В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) — он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.
Таким
образом, ключевые понятия - это
«иностранный гражданин» и «
3.2 Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь
В последние 20 лет вопросы, связанные со статусом иностранцев, стали регламентироваться во внутреннем законодательстве значительно детальнее. В ряде стран были внесены изменения или приняты новые законы, касающиеся статуса иностранцев. При этом изменялись акценты в регулировании. Если раньше особое внимание уделялось мерам административного характера, связанные с разрешением на въезд или пребывание, предоставлением убежища или высылкой, то в настоящее время большую актуальность приобрели вопросы, касающиеся трудоустройства, обучения иностранных граждан. Кроме того, общей тенденцией является ужесточение подходов к нелегальным иммигрантам и обеспечение большего объема прав лицам, которые на законных основаниях находятся на территории определенных государств.
Положение иностранцев на территории страны пребывания определяется по-разному. Им может предоставляться национальный режим, то есть равный статус, за исключением прав и свобод, закрепленных за гражданами страны законами или договорами. Подобный режим предусмотрен в конституциях РФ, Болгарии, Словакии. Данным лицам может предоставляться установленный минимум прав и свобод. Так, в соответствии с Конституцией Румынии иностранцам гарантируется покровительство в отношении личности и имущества. Статус иностранцев на территории государства может определяться принципом взаимности, то есть зависеть от отношения к гражданам данного государства в стране государственной принадлежности иностранца. Подобный подход закрепляется и в итальянском Гражданском кодексе. В законодательстве многих стран устанавливается режим наибольшего благоприятствования – предоставление максимального объема прав и свобод представителям определенных государств. Как правило, речь идет об этнически или культурно близких странах. Кроме того, в законодательстве различных стран вводится специальный режим, предполагающий предоставление отдельных прав для определенных групп иностранцев в соответствии с законодательством или международным договором [13, c.127-128].
Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь определяется Законом «Об иммиграции» от 16 декабря 1998 г., Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г., международными договорами Республики Беларусь.
Если в ратифицированном и вступившем в силу международном договоре Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законах «Об иммиграции» и «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», то применяются правила международного договора.
Иностранные граждане и лица без гражданства на территории РБ пользуются правами и обязанностями наравне с гражданами РБ, если иное не предусмотрено Конституцией, законами, международными договорами.
Все лица, находящиеся на территории РБ, обязаны соблюдать Конституцию и законодательство РБ, с уважением относиться к обычаям и традициям народа Беларуси.
Этим лицам неприкосновенность личности, жилья, другие личные права и свободы. Они могут перемещаться по территории РБ, выбирать место жительства.
Различают несколько категорий иностранных граждан и лиц без гражданства:
иностранцы, постоянно проживающие на территории РБ, могут заниматься трудовой, хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством, если одним из условий занятия таковой не является обязательная принадлежность к гражданству РБ;
иностранцы, временно проживающие на территории РБ, вправе заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если только это совместимо с целями их пребывания, а в иных случаях – только при получении специального разрешения;
правовое положение лиц без гражданства чаще всего приравнивается к положению иностранных граждан, не обладающих дипломатическим иммунитетом;
беженцы – лица, считающиеся иностранцами.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в РБ. Иностранцы, постоянно проживающие на территории РБ, имеют право вступать на общих основаниях с гражданами РБ в профессиональные союзы и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам и законодательству РБ. Иностранные граждане и лица без гражданства в РБ могут заключать или расторгать брак с гражданами РБ и иными лицами в соответствии с законодательством РБ. Они пользуются правами и исполняют обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами РБ.
Согласно Конституции РБ (ст.12) иностранным гражданам может быть предоставлено убежище в Беларуси по трем основаниям: за преследование по политическим мотивам; за преследование за религиозные убеждения; за преследование за национальную принадлежность. Предоставление убежища, как правило, автоматически не влечет предоставления гражданства. Возможна ситуация, когда убежище предоставляется, а гражданство – нет.
В РБ ограничение прав и свобод предусматривается как для гражданина РБ, так и для иностранцев по следующим основаниям: в интересах национальной безопасности; в целях сохранения общественного порядка; для защиты здоровья населения; для обеспечения прав и свобод других лиц.
Для иностранных граждан
предусмотрены следующие
Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в РБ и выезжать из РБ только по действительным паспортам или документам, их заменяющим, при наличии разрешения, выданного в установленном порядке.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть отказано во въезде в РБ: если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан РБ и других лиц; в интересах обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения; если во время прежнего пребывания в РБ были установлены факты нарушения лицом законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ, таможенного, валютного или иного законодательства; если при возбуждении ходатайства о въезде лицо сообщило о себе ложные сведения или не предоставило необходимые документы; если иностранный гражданин или лицо без гражданства, въезжающее на территорию РБ, не располагает средствами, необходимыми для покрытия расходов по своему пребыванию на территории РБ и выезду за пределы РБ; если иностранный гражданин или лицо без гражданства включены в Список лиц, въезд которых на территорию РБ запрещен или нежелателен.
Право на выезд иностранных граждан либо лиц без гражданства из РБ может быть ограничено в случаях: если в отношении их возбуждено уголовное дело, - до завершения его рассмотрения тем органом, в производстве которого оно находится; если они осуждены за совершенное преступление, - до окончания срока отбывания наказания или освобождения от отбывания наказания; если они не выполнили имущественных обязательств перед РБ или имущественных обязательств, возникших из брачных и семейных отношений, а также иных имущественных обязательств, установленных вступившими в законную силу судебными решениями, - до исполнения обязательств; если их выезд противоречит интересам национальной безопасности, - до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду [14, c.17].
Иностранец, проживающий за пределами Республики Беларусь и желающий получить разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, подает документы в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь.
Дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь принимает представленные иностранцем заявление и документы по ходатайству о получении им разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь и направляет их в установленном порядке в соответствующий орган внутренних дел Республики Беларусь.
Иностранец, временно пребывающий на территории Республики Беларусь и желающий получить разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, подает документы в орган внутренних дел Республики Беларусь по месту предполагаемого жительства.
Иностранец для получения разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь представляет:
заявление с указанием подробных сведений о деятельности, которой он предполагает заниматься в Республике Беларусь, наличии средств для въезда и проживания в Республике Беларусь до трудоустройства и возможности перевода этих средств в Республику Беларусь;
действительный паспорт, выданный государством, гражданином которого является заявитель, или государством, где он постоянно проживает, либо другие документы, которые признаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь документами, идентифицирующими личность заявителя;
медицинскую справку о состоянии здоровья (ст. 12).
Право на получение разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь имеют иностранцы, прожившие на территории Республики Беларусь не менее семи лет, если они являются:
сотрудниками дипломатических, консульских, торговых и иных представительств и учреждений иностранных государств и членами их семей;
предпринимателями и членами их семей;
сотрудниками международных организаций и членами их семей;
работниками средств массовой информации, аккредитованных в Республике Беларусь, и членами их семей.
Право на получение разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь независимо от проживания на территории Республики Беларусь имеют иностранцы:
являющиеся
обладающие исключительными способностями и талантом;
гарантирующие инвестирование не менее 150 000 долларов США в экономику Республики Беларусь или реализацию конкретных государственных программ Республики Беларусь;
находившиеся не менее десяти лет на службе Республики Беларусь за ее пределами (ст. 13).
Иностранцу может быть отказано в получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь, если:
это необходимо в интересах обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;
в период предыдущего пребывания в Республике Беларусь были установлены факты нарушения им законодательства Республики Беларусь;
при подача ходатайства о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь он сообщил о себе ложные сведения или не представил необходимые документы;
имеются сведения, что
он имеет отношение к контрабандно
он является или являлся членом террористических либо фашистских организаций или лицом, ведущим пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;
он освобожден из мест лишения свободы на территории другого государства и (или) имеет неснятую или непогашенную судимость;
он имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, наличие которых препятствует въезду на территорию Республики Беларусь (ст. 14).
Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может быть аннулировано в случаях:
если иностранец умышленно представил ложные сведения о себе или скрыл обстоятельства, существенно повлиявшие на принятие решения о получении им разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь;
если это необходимо
в интересах обеспечения
выезда иностранца или получения им разрешения на постоянное жительство в другом государстве;
если брак, заключенный с гражданином Республики Беларусь или иностранцем, признан судом недействительным;
утраты оснований, в соответствии с которыми было принято решение о получении иностранцем разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь (ст. 15).
Иностранцы въезжают на постоянное жительство в Республику Беларусь только по действительным паспортам или документам, их заменяющим, при наличии иммиграционной визы, выданной в установленном порядке (ст. 16).
Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь