Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

В условиях глубокого по размаху и длительного во времени социально-экономического кризиса институт прав и свобод подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество все более осознает безусловную ценность и необходимость «естественных» и «неотчужденных» прав человека, данных ему от рождения, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Это трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает сильнейшим общественным раздражителем, источником недовольств и беспокойства людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....3

1 Основы правового статуса человека и гражданина в Республике Беларусь………………………………………………………………...…5
1.1 Понятие правового статуса человека и гражданина …………………...5
1.2 Гарантии правового статуса человека и гражданина ……………….....7
2 Права и обязанности граждан Республики Беларусь…………….....9
2.1 Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь …...…...…..9
2.2 Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики
Беларусь………………………………………………………………….10
2.3 Правовой статус граждан Республики Беларусь………………………15

3 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси…………………………………..…………..…….……....21
3.1 Правовое содержание понятий «иностранные граждане» и «лица без гражданства»……………………………………….….….…………….21
3.2 Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь..…..22
3.3 Правовой статус беженцев в Республике Беларусь………..…...….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………….…..38

Файлы: 1 файл

курсовая работа №1.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

    Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне  с гражданами республики, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами [12, с.51].

     В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) — он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

      Таким  образом, ключевые понятия - это  «иностранный гражданин» и «лицо  без гражданства». Иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином того государства, в котором оно пребывает (в данном случае РБ), и имеющее доказательства  своей принадлежности к гражданству другого государства. Лицо без гражданства – это такое лицо, не являющееся гражданином государства, на территории которого оно находится, и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. В широком смысле под понятием «иностранец» понимают как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Лицо, которое приобрело статус беженца на территории государства своего пребывания, также считается иностранцем, так как оно не является гражданином государства, на территории которого находится, и может иметь или не иметь доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. 

 

 

3.2   Правовой  статус иностранных граждан в  Республике Беларусь

 

В последние 20 лет вопросы, связанные со статусом иностранцев, стали регламентироваться во внутреннем законодательстве значительно детальнее. В ряде стран были внесены изменения или приняты новые законы, касающиеся статуса иностранцев. При этом изменялись акценты в регулировании. Если раньше особое внимание уделялось мерам административного характера, связанные с разрешением на въезд или пребывание, предоставлением убежища или высылкой, то в настоящее время большую актуальность приобрели вопросы, касающиеся трудоустройства, обучения иностранных граждан. Кроме того, общей тенденцией является ужесточение подходов к нелегальным иммигрантам и обеспечение большего объема прав лицам, которые на законных основаниях находятся на территории определенных государств.

Положение иностранцев  на территории страны пребывания определяется по-разному. Им может предоставляться  национальный режим, то есть равный статус, за исключением прав и свобод, закрепленных за гражданами страны законами или договорами. Подобный режим предусмотрен в конституциях РФ, Болгарии, Словакии. Данным лицам может предоставляться установленный минимум прав и свобод. Так, в соответствии с Конституцией Румынии иностранцам гарантируется покровительство в отношении личности и имущества. Статус иностранцев на территории государства может определяться принципом взаимности, то есть зависеть от отношения к гражданам данного государства в стране государственной принадлежности иностранца. Подобный подход закрепляется и в итальянском Гражданском кодексе. В законодательстве многих стран устанавливается режим наибольшего благоприятствования – предоставление максимального объема прав и свобод представителям определенных государств. Как правило, речь идет об этнически или культурно близких странах. Кроме того, в законодательстве различных стран вводится специальный режим, предполагающий предоставление отдельных прав для определенных групп иностранцев в соответствии с законодательством или международным договором [13, c.127-128]. 

Правовой статус иностранных  граждан в Республике Беларусь определяется  Законом «Об иммиграции» от 16 декабря 1998 г., Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г., международными договорами Республики Беларусь.

Если в ратифицированном и вступившем в силу международном договоре Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законах «Об иммиграции» и «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», то применяются правила международного договора.

Иностранные граждане и  лица без гражданства на территории РБ пользуются правами и обязанностями наравне с гражданами РБ, если иное не предусмотрено Конституцией, законами, международными договорами.

Все лица, находящиеся  на территории РБ, обязаны соблюдать  Конституцию и законодательство РБ, с уважением относиться к обычаям и традициям народа Беларуси.

Этим лицам неприкосновенность личности, жилья, другие личные права  и свободы. Они могут перемещаться по территории РБ, выбирать место жительства.

Различают несколько  категорий иностранных граждан  и лиц без гражданства:

иностранцы, постоянно  проживающие на территории РБ, могут заниматься трудовой, хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством, если одним из условий занятия таковой не является обязательная принадлежность к гражданству РБ;

иностранцы, временно проживающие  на территории РБ, вправе заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если только это совместимо с целями их пребывания, а в иных случаях – только при получении специального разрешения;

правовое положение  лиц без гражданства чаще всего  приравнивается к положению иностранных граждан, не обладающих дипломатическим иммунитетом;

беженцы – лица, считающиеся  иностранцами.

Иностранные граждане и  лица без гражданства имеют право  на получение образования в РБ. Иностранцы, постоянно проживающие на территории РБ, имеют право вступать на общих основаниях с гражданами РБ в профессиональные союзы и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам и законодательству РБ. Иностранные граждане и лица без гражданства в РБ могут заключать или расторгать брак с гражданами РБ и иными лицами в соответствии с законодательством РБ. Они пользуются правами и исполняют обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами РБ.

Согласно Конституции  РБ (ст.12) иностранным гражданам может  быть предоставлено убежище в Беларуси по трем основаниям: за преследование по политическим мотивам; за преследование за религиозные убеждения; за преследование за национальную принадлежность. Предоставление убежища, как правило, автоматически не влечет предоставления гражданства. Возможна ситуация, когда убежище предоставляется, а гражданство – нет.

В РБ ограничение прав и свобод предусматривается как  для гражданина РБ, так и для  иностранцев по следующим основаниям: в интересах национальной безопасности; в целях сохранения общественного порядка; для защиты здоровья населения; для обеспечения прав и свобод других лиц.

Для иностранных граждан  предусмотрены следующие ограничения: не могут избирать и быть избранными в выборные органы РБ; не имеют права принимать участие в референдумах, в том числе финансировать их; не призываются на военную службу; не имеют права занимать определенные должности в госаппарате; не имеют права заниматься определенными видами трудовой деятельности (например, для иностранца, временно проживающего в РБ, трудовая деятельность должна быть совместима с целями его пребывания); допускаются ограничения в передвижении, особенно в условиях чрезвычайного положения; допускаются ограничения в выборе места жительства [7, c.75-78].  

Иностранные граждане и  лица без гражданства могут въезжать в РБ и выезжать из РБ только по действительным паспортам или документам, их заменяющим, при наличии разрешения, выданного в установленном порядке.

Иностранным гражданам  и лицам без гражданства может  быть отказано во въезде в РБ: если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан РБ и других лиц; в интересах обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения; если во время прежнего пребывания в РБ были установлены факты нарушения лицом законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ, таможенного, валютного или иного законодательства; если при возбуждении ходатайства о въезде лицо сообщило о себе ложные сведения или не предоставило необходимые документы; если иностранный гражданин или лицо без гражданства, въезжающее на территорию РБ, не располагает средствами, необходимыми для покрытия расходов по своему пребыванию на территории РБ и выезду за пределы РБ; если иностранный гражданин или лицо без гражданства включены в Список лиц, въезд которых на территорию РБ запрещен или нежелателен.

Право на выезд иностранных  граждан либо лиц без гражданства  из РБ может быть ограничено в случаях: если в отношении их возбуждено уголовное  дело, - до завершения его рассмотрения тем органом, в производстве которого оно находится; если они осуждены за совершенное преступление, - до окончания срока отбывания наказания или освобождения от отбывания наказания; если они не выполнили имущественных обязательств перед РБ или имущественных обязательств, возникших из брачных и семейных отношений, а также иных имущественных обязательств, установленных вступившими в законную силу судебными решениями,  - до исполнения обязательств; если их выезд противоречит интересам национальной безопасности, - до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду [14, c.17].

Иностранец,  проживающий  за пределами Республики Беларусь и  желающий получить разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, подает документы в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь.

Дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики   Беларусь   принимает представленные иностранцем заявление и документы по ходатайству о получении им разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь и направляет их в установленном порядке в соответствующий орган внутренних дел Республики Беларусь.

Иностранец, временно пребывающий на территории Республики Беларусь и желающий получить разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, подает документы в орган внутренних дел Республики Беларусь по месту предполагаемого жительства.

Иностранец для получения  разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь представляет:

заявление с указанием подробных сведений о деятельности, которой он предполагает заниматься в Республике Беларусь, наличии средств для въезда и проживания в Республике Беларусь до трудоустройства и возможности перевода этих средств в Республику Беларусь;

действительный паспорт, выданный государством, гражданином которого является заявитель, или государством, где он постоянно проживает, либо другие документы, которые признаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь документами, идентифицирующими личность заявителя;

медицинскую справку  о состоянии здоровья (ст. 12).

Право на получение разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь имеют иностранцы, прожившие на территории Республики Беларусь не менее семи лет, если они являются:

сотрудниками  дипломатических, консульских, торговых и иных представительств и учреждений иностранных государств и членами их семей;

предпринимателями и  членами их семей;

сотрудниками международных  организаций и членами их семей;

работниками средств  массовой информации, аккредитованных в Республике Беларусь, и членами их семей.

Право на получение разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь независимо от проживания на территории Республики Беларусь имеют иностранцы:

являющиеся высококвалифицированными работниками, в которых нуждается Республика Беларусь;

обладающие исключительными  способностями и талантом;

гарантирующие   инвестирование не менее 150 000 долларов США в экономику  Республики Беларусь или реализацию конкретных государственных программ Республики Беларусь;

находившиеся не менее  десяти лет на службе Республики Беларусь за ее пределами (ст. 13).

Иностранцу может быть отказано в получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь, если:

это необходимо в интересах  обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;

в период предыдущего  пребывания в Республике Беларусь были установлены факты нарушения им законодательства Республики Беларусь;

при подача ходатайства  о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь он сообщил о себе ложные сведения или не представил необходимые документы;

имеются сведения, что  он имеет отношение к контрабандной деятельности, незаконной торговле оружием, незаконному обороту наркотиков, организации   переправы   незаконных мигрантов;

он является или являлся  членом террористических либо фашистских организаций или лицом, ведущим  пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;

он освобожден из мест лишения свободы на территории другого  государства и (или) имеет неснятую или непогашенную судимость;

он имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, наличие которых препятствует въезду на территорию Республики Беларусь (ст. 14).

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может  быть аннулировано в случаях:

если иностранец умышленно  представил ложные сведения о себе или скрыл обстоятельства, существенно повлиявшие на принятие решения о получении им разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь;

если это необходимо в интересах обеспечения национальной безопасности, охраны общественного  порядка, здоровья населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;

выезда иностранца или  получения им разрешения на постоянное жительство в другом государстве;

если брак, заключенный  с гражданином Республики Беларусь или иностранцем, признан судом  недействительным;

утраты оснований, в  соответствии с которыми было принято решение о получении иностранцем разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь (ст. 15).

Иностранцы въезжают на постоянное жительство в Республику Беларусь только по действительным паспортам или документам, их заменяющим, при наличии иммиграционной визы, выданной в установленном порядке (ст. 16).

Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь