Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

В условиях глубокого по размаху и длительного во времени социально-экономического кризиса институт прав и свобод подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество все более осознает безусловную ценность и необходимость «естественных» и «неотчужденных» прав человека, данных ему от рождения, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Это трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает сильнейшим общественным раздражителем, источником недовольств и беспокойства людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....3

1 Основы правового статуса человека и гражданина в Республике Беларусь………………………………………………………………...…5
1.1 Понятие правового статуса человека и гражданина …………………...5
1.2 Гарантии правового статуса человека и гражданина ……………….....7
2 Права и обязанности граждан Республики Беларусь…………….....9
2.1 Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь …...…...…..9
2.2 Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики
Беларусь………………………………………………………………….10
2.3 Правовой статус граждан Республики Беларусь………………………15

3 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси…………………………………..…………..…….……....21
3.1 Правовое содержание понятий «иностранные граждане» и «лица без гражданства»……………………………………….….….…………….21
3.2 Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь..…..22
3.3 Правовой статус беженцев в Республике Беларусь………..…...….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………….…..38

Файлы: 1 файл

курсовая работа №1.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Лица, признанные беженцами  в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после признания их беженцами и при соблюдении ими перечисленных условий, необходимых для принятия в гражданство РБ.

Срок проживания на территории РБ для получения гражданства РБ может быть сокращен либо не применяться вовсе для:

белорусов, а также  лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;

лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;

лиц, имевших гражданство  Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство;

лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь (ст. 14).

    Приобрести  гражданство Республики Беларусь  в порядке регистрации могут: 

    лица, состоявшие  в гражданстве бывшего СССР, при  условии, что они родились либо  постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года, а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;

    дети - по совместному  заявлению родителей, один из  которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства (ст. 15).

Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь отклоняется, если заявившее об этом лицо:

осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;

имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого  преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;

является подозреваемым  или обвиняемым и в отношении  его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, - до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;

осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, - до истечения срока наказания;

депортировалось из Республики Беларусь, - до истечения срока, позволяющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь повторно обращаться с просьбой о въезде в Республику Беларусь;

представило ложные сведения или подложные документы;

состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных, государственных органах иностранного государства  (ст. 16).

В случае изменения гражданства  родителями (единственным родителем) соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет. Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверенного. По желанию родителей (единственного родителя) в случае прекращения ими гражданства РБ за ребенком в возрасте до 16 лет может сохраняться гражданство РБ (ст. 23).

Если родители или  один из родителей ребенка, который  проживает на территории РБ и над  которым установлены опека или попечительство граждан РБ, выходят из гражданства РБ или утрачивают его и при этом не участвуют в воспитании ребенка, ребенок сохраняет гражданство РБ (ст. 24).

Если гражданство РБ приобретает один из родителей, а  другой остается иностранным гражданином или лицом без гражданства, ребенок может приобрести гражданство РБ по совместному заявлению родителей или родителя, который приобретает гражданство РБ, если место нахождения другого родителя неизвестно. Если гражданство РБ приобретает один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, который проживает на территории РБ, становится гражданином РБ, если иначе он стал бы лицом без гражданства (ст. 25).

Если один из родителей  выходит из гражданства РБ или  утрачивает его, а другой остается гражданином РБ, ребенок сохраняет гражданство РБ. По совместному заявлению родителей такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства РБ (ст. 26).

Ребенок, который является иностранным гражданином или  лицом без гражданства, при усыновлении  гражданином РБ или супругами, являющимися гражданами РБ, либо супругами, один из которых является гражданином РБ, а другой – лицом без гражданства, становится гражданином РБ со дня усыновления. Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином РБ, а другой – иностранным гражданином, может приобрести гражданство РБ по совместному заявлению усыновителей.

За ребенком, являющимся гражданином РБ, сохраняется гражданство  РБ при его усыновлении: супругами, являющиеся иностранными гражданами, или лицом без гражданства; супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства; супругами, один из которых является гражданином РБ, а другой -  иностранным гражданином или лицом без гражданства.

У ребенка, усыновленного  супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином, гражданство РБ может быть прекращено после достижения им 16-летнего возраста в порядке выхода из гражданства на основании заявления усыновителей (усыновителя) (ст. 27).

Заявления по вопросам гражданства  Республики Беларусь подаются в органы внутренних дел Республики Беларусь по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, постоянно проживающими за границей, — в соответствующий орган дипломатической службы Республики Беларусь.

Заявления по вопросам гражданства  подаются заявителем лично в письменной форме. Требования к форме заявления  и перечень прилагаемых к нему документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Республики Беларусь определяются Президентом Республики Беларусь.

Заявления по вопросам гражданства  детей и недееспособных лиц подаются их родителями или другими законными представителями.

При невозможности личного  обращения заявителя заявление и прилагаемые к нему документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте (ст. 33).

Срок рассмотрения заявлений  о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года.

Срок рассмотрения заявлений о выходе из гражданства Республики Беларусь не должен превышать шести месяцев.

Срок рассмотрения заявлений  о приобретении гражданства в  порядке регистрации не должен превышать двух месяцев (ст. 34).

      Лицо  приобретает гражданство Республики Беларусь со дня рождения ребенка; со дня усыновления ребенка; в остальных случаях - со дня вступления в силу указа Президента Республики Беларусь или со дня принятия решения уполномоченным им органом.

Гражданство Республики Беларусь прекращается со дня вступления в силу указа Президента Республики Беларусь или принятия решения уполномоченным им органом (ст. 35).

Повторные заявления  лица о приеме в гражданство Республики Беларусь или выходе из гражданства Республики Беларусь принимаются не ранее чем через год после принятия предшествующего решения. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее (ст. 36).

Решения по вопросам гражданства  в отношении лиц, проживающих в Республике Беларусь, исполняются органами внутренних дел Республики Беларусь, а в отношении лиц, проживающих за границей, - органами дипломатической службы Республики Беларусь (ст. 37).

Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции.

Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды.

Необоснованный отказ  в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные  действия должностных лиц по вопросам гражданства могут быть обжалованы в суд (ст. 38).

Документы, выданные в  соответствии с ранее действовавшим  законодательством о гражданстве Республики Беларусь, сохраняют свою юридическую силу, если они надлежащим образом оформлены и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Закона (ст. 39).

    Согласно статье 17 Закона «О гражданстве» от 1 августа 2002г. гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие выхода из гражданства Республики Беларусь или утраты гражданства Республики Беларусь.

Выход из гражданства  Республики Беларусь осуществляется в  порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (ст. 18).

Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления  лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства (ст. 19).

Прекращение гражданства  Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:

является обвиняемым либо в отношении его имеется  вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

имеет задолженность  по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед  Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;

не имеет иного гражданства  или гарантий его приобретения (ст. 20).

     Согласно  статье 21 Закона РБ «О гражданстве  РБ» решение о приобретении  или прекращении гражданства  Республики Беларусь отменяется, если оно было принято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложных документов.

Отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом, принявшим это решение.

Отмена решения по вопросам гражданства Республики Беларусь возможна в течение семи лет со дня его принятия.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь в случае его отмены считается недействительным со дня его принятия (ст. 22) [9, с.24-30].

     Итак, гражданство  РБ приобретается по рождению, в результате приема в гражданство РБ, в порядке регистрации. Гражданство РБ прекращается вследствие выхода из гражданства РБ или утраты гражданства РБ.

 

2.3    Правовой  статус граждан Республики Беларусь 

 

  Защита прав человека  осуществляется на международном  и национальном уровнях. Причем главенствующая роль в этой области принадлежит международному праву. Международные пакты 1966 г. обязывают государства принять такие законодательные меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, провозглашенных в пактах. Обязательность соблюдения государствами международных стандартов в области прав человека подтверждается в Венской декларации и Программе действий, принятой в 1993 г. на 2-й Всемирной конференции по правам человека.

   В соответствии  со ст.21 Конституции РБ обеспечение прав и свобод граждан объявляется высшей целью государства. Другим принципиальным положением в области прав человека. Конституция признает равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Это означает, что все граждане, независимо от занимаемого социального положения, пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые «стартовые» возможности по осуществлению конституционных прав, в том числе и права на получение образования, на участие в государственной деятельности, свободу творчества и убеждений. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, которые противоречат закону [1, c.226-227].

    Состояние  свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.

Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь