Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

В условиях глубокого по размаху и длительного во времени социально-экономического кризиса институт прав и свобод подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество все более осознает безусловную ценность и необходимость «естественных» и «неотчужденных» прав человека, данных ему от рождения, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Это трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает сильнейшим общественным раздражителем, источником недовольств и беспокойства людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....3

1 Основы правового статуса человека и гражданина в Республике Беларусь………………………………………………………………...…5
1.1 Понятие правового статуса человека и гражданина …………………...5
1.2 Гарантии правового статуса человека и гражданина ……………….....7
2 Права и обязанности граждан Республики Беларусь…………….....9
2.1 Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь …...…...…..9
2.2 Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики
Беларусь………………………………………………………………….10
2.3 Правовой статус граждан Республики Беларусь………………………15

3 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси…………………………………..…………..…….……....21
3.1 Правовое содержание понятий «иностранные граждане» и «лица без гражданства»……………………………………….….….…………….21
3.2 Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь..…..22
3.3 Правовой статус беженцев в Республике Беларусь………..…...….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………….…..38

Файлы: 1 файл

курсовая работа №1.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Каждому дозволено защищать свои права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом: путем обжалования, обращения к общественности, в государственные органы, суды, путем использования средств массовой информации, пикетирования, применения разрешенного оружия, защиты прав путем необходимой обороны или действий в состоянии крайней необходимости [4, с.17].

Согласно закону граждане вправе обжаловать любые поступки, любые правовые акты, а также информацию, послужившую  основанием для совершения действий или принятия решения органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый вправе в соответствии с международными договорами РБ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Граждане РБ имеют право обратиться с жалобой в Комитет ООН по правам человека, так как РБ ратифицировала Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах. Это все юридические гарантии.

Но их явно недостаточно для фактической реализации прав. Нужны социально-экономические гарантии: развивающаяся и процветающая экономика, создание и использование разветвленных информационных и транспортных систем, свободное для отстаивания прав время (но не за счет безработицы), материальный достаток (позволяющий приглашать профессионального высокооплачиваемого юриста), социально-экономическая стабильность.

Политические гарантии будут налицо при отсутствии политического экстремизма, при наличии уважения политической властью прав и свобод граждан, правопорядка в обществе, устойчивости структур открытого гражданского общества, участия граждан в управлении обществом не на словах, а на деле, авторитета и эффективности власти, при условии выполнения гражданами их конституционных обязанностей [5, с.37].

    Третья часть  раздела II Конституции РБ «Личность, общество, государство» содержит обязательство со стороны государства по осуществлению прав и свобод граждан, то есть гарантийный механизм. Гарантии прав и свобод граждан – первейшее условие и средство их реализации. Объективную сторону гарантий представляют политические, экономические и социальные условия жизни общества. От них в конечном итоге зависит, как реально граждане могут воспользоваться своими правами и свободами. Существенную роль в реализации прав, свобод и обязанностей играет субъективный фактор – соответствующая деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.

    В качестве  конституционных гарантий прав, свобод и обязанностей выступают  положения, закрепленные статьями 58-62 Конституции РБ. В частности, подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией РБ и ее законами, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан.

    Важной гарантией  реализации прав и свобод граждан выступает норма, в соответствии с которой государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан (ст.60 Конституции РБ). 

    В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам РБ гарантируется                право обращаться в суд (ст.61 Конституции РБ). В судебном порядке можно потребовать компенсацию имущественного вреда, а также и материальное возмещение морального вреда. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органов, органов местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств [6, c.81].

    Таким образом,  гарантии прав и свобод граждан  – это условия и средства  их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности. Гарантировать основные права и свободы граждан - значить обеспечить обладание и пользование ими, а также защиту. В Конституции РБ предусмотрены политические, юридические и социально-экономические гарантии правового статуса личности. Наша республика провозглашена демократическим и правовым государством, в котором существует многопартийность, политический плюрализм, свобода мнений, взглядов и убеждений. Каждый человек имеет право обратиться с жалобой в суд для защиты своих прав и законных интересов, каждый имеет право на достойный уровень жизни. Все это является гарантиями правового статуса человека и гражданина в РБ.      

 

2    Права  и обязанности граждан Республики  Беларусь

 

2.1    Понятие и принципы гражданства в Республике Беларусь

 

Гражданство – это  правовой институт, характеризующий  взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает лицо на территории данного государства или находится вне его пределов [7, с.66].

Приобретение человеком  качеств гражданина становится важным юридическим условием, характеризующим  его положение в обществе. Поэтому  оно получает необходимую правовую форму в виде специального законодательства. В РБ – это Закон «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 года [8, c.237-238]. Этот закон определяет понятие «гражданство» следующим образом.

Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом  государственного суверенитета Республики Беларусь.

Вопросы гражданства  в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь, Законом РБ «О гражданстве РБ», другими актами законодательства и международными договорами Республики Беларусь.

Если международным  договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в  Законе РБ «О гражданстве РБ», то применяются правила международного договора.

В соответствии с Конституцией РБ гражданину РБ гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Никто не может быть лишен гражданства РБ или права изменить гражданство. Гражданин РБ не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами РБ (ст. 10).

Согласно ст. 3. Закона РБ «О гражданстве РБ» гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

каждый имеет право  на гражданство;

гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;

гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;

никто не может быть лишен гражданства  Республики Беларусь или права изменить гражданство;

Республика Беларусь стремится  к избежанию случаев без гражданства.

Государство гарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

В случае, если в государстве пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других государств.

Гражданин РБ не может  быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами РБ.

Проживание гражданина Республики Беларусь на территории иностранного государства само по себе не ведет к утрате гражданства Республики Беларусь.

     За лицом,  являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами.

Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь [9, с.23-24].

     Таким образом,  наличие гражданства РБ обусловливает  признание и осуществление взаимных прав и обязанностей человека и государства. Государство в лице своих органов и должностных лиц гарантирует своим гражданам защиту и покровительство как на территории РБ, так и за ее пределами. В свою очередь гражданин республики обязан неукоснительно исполнять правовые предписания государства, не нарушать прав и законных интересов других субъектов права, не причинять вред окружающей природной среде, защищать общество и государство от посягательств на них. Основными принципами гражданства РБ являются: принцип равного гражданства, принцип сохранения права на гражданство, недопущение двойного гражданства, защита граждан РБ за рубежом, недопустимость выдачи гражданина РБ иностранному государству, принцип «крови» (ребенок приобретает гражданство родителей, независимо от места рождения) и принцип «почвы» (ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился).   

 

2.2   Порядок приобретения  и прекращения гражданства Республики  Беларусь

   

     В последнее время  наметилась устойчивая тенденция  роста числа желающих получить белорусское гражданство. В 2002 году численность граждан нашей страны увеличилась на 11147 человек - именно столько иностранцев решили поменять свое гражданство на белорусское.

     Они получили гражданство  Беларуси по различным основаниям  – в порядке приема в гражданство, регистрации или на основании отдельных двусторонних соглашений об упрощенном порядке приобретения гражданства. В 2002 году на имя Главы государства по вопросам гражданства поступило на 942 заявления больше, чем в 2001 году. Эти заявления, в основном, содержали ходатайства о приеме в гражданство Республики Беларусь. На основании заключения Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь указами Главы государства гражданство нашей страны получил 2231 человек. И это на 983 человека больше, чем в 2001 году. Растет число лиц, приобретающих гражданство в упрощенном порядке. В соответствии с соглашениями, заключенными Беларусью с Казахстаном и Кыргызстаном, в 2002 году гражданами нашей страны стали на 810 человек больше, чем в 2001 году (всего 3961 человек). Вместе с тем, следует отметить, что число лиц, утративших по различным причинам гражданство республики, постоянно снижается. За 2002 год удовлетворено всего 231 заявление о выходе из гражданства, что на 43 меньше, чем в 2001 году [10, c.3]. 

     Согласно  главе 2 (ст. 12-16)  Закона «О гражданстве»  от 1 августа 2002г. гражданство Республики Беларусь приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Республики Беларусь; в порядке регистрации (ст. 12).

Ребенок приобретает  гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве  Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;

один из родителей  ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;

один из родителей  ребенка состоит в гражданстве  Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, - по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;

родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь (ст. 13).

В гражданство Республики Беларусь на основании письменного  заявления может быть принято  любое лицо, достигшее 18-летнего  возраста, если оно:

берет на себя обязательство  соблюдать и уважать Конституцию  Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

знает один из государственных  языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;

постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет;

имеет законный источник средств существования;

не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.

Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь