Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

В условиях глубокого по размаху и длительного во времени социально-экономического кризиса институт прав и свобод подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество все более осознает безусловную ценность и необходимость «естественных» и «неотчужденных» прав человека, данных ему от рождения, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Это трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает сильнейшим общественным раздражителем, источником недовольств и беспокойства людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....3

1 Основы правового статуса человека и гражданина в Республике Беларусь………………………………………………………………...…5
1.1 Понятие правового статуса человека и гражданина …………………...5
1.2 Гарантии правового статуса человека и гражданина ……………….....7
2 Права и обязанности граждан Республики Беларусь…………….....9
2.1 Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь …...…...…..9
2.2 Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики
Беларусь………………………………………………………………….10
2.3 Правовой статус граждан Республики Беларусь………………………15

3 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси…………………………………..…………..…….……....21
3.1 Правовое содержание понятий «иностранные граждане» и «лица без гражданства»……………………………………….….….…………….21
3.2 Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь..…..22
3.3 Правовой статус беженцев в Республике Беларусь………..…...….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………….…..38

Файлы: 1 файл

курсовая работа №1.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

    Политические  гарантии проявляются в принадлежности  всей власти народу, развитии демократических процессов формировании и функционировании государственных органов и общественных объединений.

    Экономические  гарантии – это забота государства  об удовлетворении материальных и духовных потребностей всех граждан.

    Если экономические  и политические гарантии определяют  содержание прав и свобод, то юридические (правовые) представляют собой специфические правовые средства и формы реализации этих прав и свобод, их охрану и защиту от каких бы то ни было посягательств.

    Осуществление  гражданами конституционных прав  и свобод во многом зависит от эффективности организационной деятельности государственных органов и общественных объединений. Добросовестное и своевременное исполнение гражданами конституционных обязанностей также является важной гарантией реализации их прав и свобод. Необходимым условием реализации гражданами прав и свобод является благоприятная международная обстановка, обеспечивающая основное право человека – право на жизнь [20, c.39-40].

    Согласно ст. 21 Конституции РБ обеспечение  прав и свобод граждан РБ  является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства [12, c.53].

    Предусмотренные  в Конституции РБ политические, юридические и социально-экономические гарантии правового статуса личности создают эффективный механизм реализации прав и свобод.

    Важной гарантией  реализации прав и свобод граждан  выступает норма, в соответствии с которой государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан (ст.60 Конституции РБ). 

    В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам РБ гарантируется                право обращаться в суд (ст.61 Конституции РБ). В судебном порядке можно потребовать компенсацию имущественного вреда, а также и материальное возмещение морального вреда. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органов, органов местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств [6, c.81].

     Наличие  гражданства РБ обусловливает признание и осуществление взаимных прав и обязанностей человека и государства. Государство в лице своих органов и должностных лиц гарантирует своим гражданам защиту и покровительство как на территории РБ, так и за ее пределами. В свою очередь гражданин республики обязан неукоснительно исполнять правовые предписания государства, не нарушать прав и законных интересов других субъектов права, не причинять вред окружающей природной среде, защищать общество и государство от посягательств на них. Основными принципами гражданства РБ являются: принцип равного гражданства, принцип сохранения права на гражданство, недопущение двойного гражданства, защита граждан РБ за рубежом, недопустимость выдачи гражданина РБ иностранному государству, принцип «крови» (ребенок приобретает гражданство родителей, независимо от места рождения) и принцип «почвы» (ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился).   

    Гражданство  РБ приобретается по рождению, в результате приема в гражданство РБ, в порядке регистрации. Гражданство РБ прекращается вследствие выхода из гражданства РБ или утраты гражданства РБ.

     Предусмотренные  в Конституции РБ личные, политические, социально-экономические и культурные  права и свободы, а также  обязанности достаточно полно закрепляют правовой статус граждан в обществе, соответствуют в целом и основном международным документам о правах человека и содержат гарантийный механизм их осуществления. Главная задача государства заключается в том, чтобы создать благоприятные материальные, социально-психологические и иные условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, декларированных в Основном Законе.

В Законе РБ «Об иммиграции»  дано определение понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства».

Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства [15, с.6].

Правовое положение  иностранных граждан и лиц  без гражданства в РБ определяется Законами «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ», «Об иммиграции» и другими актами законодательства РБ в соответствии с Конституцией РБ, а также на основании международных договоров РБ. Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне  с гражданами республики, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами [12, с.51].

   В РБ предусмотрены ограничения прав и свобод как граждан РБ, так и иностранцев  в целях защиты здоровья населения, поддержания общественного порядка, в интересах  национальной безопасности и обеспечения прав и свобод других лиц. По отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства могут устанавливаться ответные ограничения прав и свобод в случае, если другое государство ограничивает права и свободы в отношении граждан РБ.  

Иностранцы равны перед  законом независимо от каких-либо обстоятельств (кроме лиц, пользующихся дипломатическим  иммунитетом). Осуществление ими  своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам РБ, правам и законным интересам граждан РБ и других лиц.

Иностранные граждане и  лица без гражданства имеют право  на: трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, предоставление жилища, имущественные и личные неимущественные права, получение образования, пользование достижениями культуры, участие в общественных организациях, свободу совести, брачные и семейные отношения, неприкосновенности личности и жилища, судебную защиту своих прав. Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны: уважать Конституцию РБ, соблюдать законы РБ, с уважением относиться к обычаям и традициям белорусского народа, исполнять иные обязанности, установленные законодательством РБ. 

Испокон веков людям  приходилось в поисках безопасности покидать свои дома и устремляться в другие места, чтобы избежать преследования, вооруженных конфликтов или политического насилия. Это случалось практически во всех регионах мира. Беженцы не могут пользоваться защитой своих правительств,  и в этом они отличаются от других мигрантов, в каких бы тяжелых условиях эти мигранты не находились, а также других групп людей, которые нуждаются в гуманитарной помощи. Поскольку беженцы не имеют доступа к средствам правовой и социальной защиты, которую, как предполагается, должно предоставлять своим гражданам любое нормально функционирующее правительство, международным сообществом предпринимаются специальные меры для облегчения их особенно бедственного положения. В РБ правовой статус беженцев регулируется Законом «О беженцах» и рядом других нормативно-правовых актов.  

Согласно ст.1 Закона РБ «О беженцах» беженец — это  лицо, которое не является гражданином  Республики Беларусь и прибыло на ее территорию, вынуждено оставить государство своей гражданской принадлежности либо своего прежнего обычного места жительства (для лиц без гражданства) вследствие вполне обоснованного опасения стать жертвой преследований по признакам расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, и которое не может либо не желает из-за такого опасения пользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности либо своего прежнего обычного места жительства.

Иностранец, признанный беженцем, и прибывшие с ним  члены его семьи имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях; проживать в местах временного поселения либо в семье гражданина РБ или постоянно проживающего в РБ иностранца при наличии согласия их семей на совместное проживание, если при вселении беженца и членов его семьи размер жилой площади будет составлять не менее шести квадратных метров на каждого проживающего; получать бесплатную экстренную медицинскую помощь и социально-бытовые услуги; получать денежную помощь; получать работу по найму, заниматься предпринимательской деятельностью;    получать социальную помощь; получать образование наравне с гражданами РБ. Иностранец, признанный беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны соблюдать законодательство РБ; отбыть к месту временного поселения в течение трех суток и зарегистрироваться в местном органе внутренних дел; соблюдать установленный порядок проживания в месте временного поселения; проходить обязательное медицинское освидетельствование.

    Убежище может  предоставляться иностранным гражданам и лицам баз гражданства, находящихся на территории РБ и вынужденных покинуть страну проживания вследствие преследования их за политические, религиозные убеждения или за национальную принадлежность.

    Таким образом,  в законодательстве РБ определен  правовой статус граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев. Конституция РБ и законы РБ закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РБ. Предусмотрены также и гарантии правового статуса, хотя осуществить свои права и свободы в реальности не всегда удается. Об этом свидетельствует сложившаяся в РБ ситуация с правами и свободами человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Права человека: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.  Д. Гусева и Я. С. Яскевич.-Мн.: ТетраСистемс, 2002.-304с.

2 Котляр И.И. Права человека: Учеб. пособие - Брест: Изд-во С. Лаврова, 1997.-186с.

3 Всеобщая декларация  прав человека от 10 декабря 1948г.// Человек и общество: Учеб. пособие  / Под общ. ред. С. В. Решетникова и Я. С. Яскевич. - Мн.:  ТетраСистемс, 2001.-368с.

4 Правовое положение личности: Учеб. пособие / Под ред. А.Р. Шмидова.-М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1996.-228с.

5 Мицкевич А.В. Комментарий  законодательства стран – участников СНГ о гражданстве - М.: Интерпрессервис, 1996.-345с.

6 Права и свободы  человека: Практ. пособие / Под  ред. Н. Н. Белякович. - Мн.: Молодежное научное общество, 2001.-174с.

7 Кунцевич К. Н. Конституционное  право Республики Беларусь. –  Могилев: Могилевская областная типография, 2000.-164c.

8 Общая теория государства и права: Курс лекций / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; Под общ. ред. А. Ф. Вишневского.- Мн.: Тесей, 1998.-576с.

9 «О гражданстве Республики  Беларусь» Закон РБ от 1 августа  2002г.// Национальный реестр правовых  актов Республики Беларусь.-2002г.-№88.-2/885.

10 Предоставьте белорусское  гражданство! // Человек и закон.-2003г.-7февраля. - С.3.

11 Абрамович A.M. Правовой статус советского гражданина.- Мн.: Наука и техника,

1988.-96с.

12 Конституция Республики  Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).-     Мн., 1997.-96с.

13 Права человека: Учебник  для вузов / Под ред. Е. А.  Лукашевой. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. –  573с. 

14 «О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике Беларусь» Закон РБ от 3 июня 1993г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.-1993.-№21.-ст.250.

15 «Об иммиграции»  Закон РБ от 16 декабря 1998г.// Народная  газета.-1999г.-20 марта. - С.6-7.

16 Положение беженцев  в мире.2000: 50 лет гуманитарной  деятельности УВКБ ООН /

Гл. ред. М. Катс.– М.: ЗАО «Интердиалект», 2000.-362c.

17 Популярная библиотека прав  человека. Выпуск 5: Права человека  и беженцы.

Производственно-практическое издание. – Мн., 2000.-32с.

18  «О беженцах»  Закон РБ от 22 февраля 1995г.// Народная газета. – 1995г.-21 марта. - С.4.

19 «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Беларусь в связи с присоединением Республики Беларусь к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев» Закон РБ от 7 ноября 2002г. // Народная газета.-2003г.-18 января. - С.3-4.

20 Конституция Республики  Беларусь: Научно-правовой комментарий  / Под общ. ред.

В. Г. Тихини, Г. А. Василевича, М. И. Пастухова. - Мн.: Беларусь, 1996.-224с.

 

 


Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь