Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
В условиях глубокого по размаху и длительного во времени социально-экономического кризиса институт прав и свобод подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество все более осознает безусловную ценность и необходимость «естественных» и «неотчужденных» прав человека, данных ему от рождения, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Это трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает сильнейшим общественным раздражителем, источником недовольств и беспокойства людей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....3
1 Основы правового статуса человека и гражданина в Республике Беларусь………………………………………………………………...…5
1.1 Понятие правового статуса человека и гражданина …………………...5
1.2 Гарантии правового статуса человека и гражданина ……………….....7
2 Права и обязанности граждан Республики Беларусь…………….....9
2.1 Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь …...…...…..9
2.2 Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики
Беларусь………………………………………………………………….10
2.3 Правовой статус граждан Республики Беларусь………………………15
3 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси…………………………………..…………..…….……....21
3.1 Правовое содержание понятий «иностранные граждане» и «лица без гражданства»……………………………………….….….…………….21
3.2 Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь..…..22
3.3 Правовой статус беженцев в Республике Беларусь………..…...….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………….…..38
Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы.
Следовательно,
под конституционными правами
и свободами понимаются наиболе
Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина) Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми.
В
то же время Конституция
Понимание
отношений человека и
Права и свободы граждан закреплены в статьях II раздела Конституции: «Личность, общество, государство». Их должен знать каждый уважающий себя гражданин. Хотя бы для того, чтобы ими пользоваться и бороться за свои права.
К числу личных прав и свобод Конституция Республики Беларусь, относит: право на жизнь (ст.24); обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности (ст.25); никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена судом, приговор которого вступил в законную силу; тот, кого обвиняют, не должен доказывать свою невиновность (ст.26); никто не должен принуждать давать показания и объяснения против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст.27); право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе и от посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство (ст.28); право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться назад (ст. 30); право самостоятельно определять свое отношение к религии, лично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов (ст.31); право по достижению брачного возраста на добровольной основе вступать в брак и создавать семью (ст.32). Согласно ст. 33 Основного Закона каждому гарантируется свобода взглядов, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к высказыванию своих убеждений или отказу от них.
Конституция РБ предусматривает и политические права и свободы. Специально оговаривается, что не допускается монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура. Государство гарантирует своим гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных организаций, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34). Обеспечить выражение политической воли граждан призвана ст. 35 Конституции, в соответствии с которой гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядка и прав других граждан. Порядок проведения таких мероприятий определяется законом. Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединений (ст.36). Изъятия из этого права предусматриваются для судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, Контрольной палаты Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащих, которые не могут быть членами политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели. Конституция предоставляет право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст.37). Непосредственное участие граждан в управлении делами государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами. Граждане Беларуси имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (ст.38), а также в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст.39). Каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы (ст.40). Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть поступившее обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивирован.
Уровень благополучия граждан во многом определяется наличием у них социально-экономических прав и созданием государством условий для их реализации. В этом отношении Конституция Республики Беларусь предоставляет гражданам следующие права: право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (ст.41); право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку (ст.41); право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением (в отношении лиц, которые работают по найму) (ст.42); право трудящихся на отдых (ст.43); обеспечение каждому права собственности (ст.44); право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст.45); право на благоприятную окружающую среду (ст.46); право на социальное обеспечение в старости, в случае потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст.47); право на жилье (ст.48). Не менее важное значение для граждан имеют и культурные права. Конституция гарантирует каждому право на образование (ст.49); право сохранять свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения (ст.50); свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст.51).
Наряду с правами и свободами Основной Закон Республики Беларусь устанавливает основные обязанности граждан, что имеет принципиально важное значение (ст.52-57).
1. Каждый, кто находится на территории Беларуси, обязан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции.
2. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.
3. Каждый обязан беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности.
4. Охрана окружающей среды - обязанность каждого.
5. Граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных пошлин, налогов и иных платежей.
6. Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Беларуси.
Конституция содержит гарантийный механизм обеспечения прав, свобод и обязанность граждан. В качестве конституционных гарантий выступают положения, закрепленные статьями 58-62 Конституции Республики Беларусь, в частности, подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законам республики, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для осуществления прав и свобод граждан. Важной гарантией реализации их в жизнь выступает норма, в соответствии с которой государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав человека и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан. В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам Беларуси гарантируется право на обращение в суд (ст.61). Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод (ст.62) [12, c.53-61].
Вместе с тем следует
обратить внимание на противоречивость
ряда положений Конституции
В целом же можно сделать вывод о наличии в Конституции Республики Беларусь механизма обеспечения прав человека. Но, чтобы он эффективно работал, необходимо соблюдение ряда условий. Прежде всего - исключение практики, когда ведомственные инструкции подменяют положения Конституции. Такая опасность существует. О ней напоминают уроки недавнего прошлого. Вспомним яркий пример, когда ведомственная инструкция подмяла под себя Основной Закон СССР ситуация с важнейшим правом человека - правом на свободу передвижения, свободу выбора места жительства. В 1932 г. был принят закон, который ввел паспортную систему по всему Союзу ССР. В 1974 г. утвердили Положение о паспортной системе в СССР, согласно которому все граждане обязаны «прописаться в милиции» и «выписаться» при переезде.
Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости объявила о своей приверженности международному праву. В Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. сказано, что Верховный Совет действует в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепринятыми международно-правовыми нормами, провозглашает полный государственный суверенитет Республики Беларусь во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина, на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Беларуси и ее международными обязательствами: «Республика Беларусь – суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Неотъемлемые права Республики Беларусь как суверенного государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Республика Беларусь охраняет и защищает национальную государственность белорусского народа». Начался процесс реформирования всей правовой системы с целью приведения ее в соответствие с международными стандартами. 30 декабря 1992 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление о ратификации Факультативного протокола к Пактам о гражданских и политических правах. После этого каждый житель оказался вправе, исчерпав все доступные внутренние средства правовой защиты, обращаться в Комитет ООН по правам человека. Закрепление прав и свобод человека произошло в таких законах, принятых в 1991-1995 гг., как Закон о гражданстве, Закон о всенародном голосовании (референдуме), Закон о коллективных договорах и соглашениях, Закон о собственности на землю, Закон о правах ребенка, Закон о свободе вероисповедания и религиозных организаций, Закон о национальных меньшинствах, Закон об общественных организациях и других.
И все же далеко не все нормативно-правовые акты, принятые в Республике Беларусь, полностью отвечают требованиям международно-правовых актов, ратифицированных нашим государством. Есть и отступления. Например, в соответствии со ст.31 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» граждане, страдающие психическими заболеваниями либо расстройством психики, могут быть помещены при определенных обстоятельствах в психиатрическую лечебницу без их согласия, согласия родных либо иных законных представителей и подвергнуты принудительному лечению. Между тем в п.4 ст.9 Пакта о гражданских и политических правах предусмотрено право каждого, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, на разбирательство его дела в суде, чтобы суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности задержания и распорядиться об освобождении, если задержание незаконно. Комитет по правам человека специально подчеркивает, что пункты 1,4,5 ст.9 применяются ко всем случаям лишения свободы: не только по части уголовного преследования, но и в случае психических заболеваний, бродяжничества, наркомании, иммиграционного контроля и т.п. К сожалению, о праве гражданина обжаловать действия врачебной комиссии в суде в белорусском законе не упомянуто. Еще один пример. В соответствии со ст.5 Закона «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» право гражданина выехать за рубеж может быть ограничено решением Правительства, если оно сочтет, что в стране выезда возникла «чрезвычайная ситуация, что создает невозможность безопасных условий проживания в ней». Однако не секрет, что и на территории нашей страны не гарантируется возможность «безопасного проживания». Скорее наоборот. Поэтому вполне достаточно было бы информировать граждан о ситуации в той или иной стране, а уж решать, стоит в нее ехать, должен сам человек.
Еще хуже обстоит дело с ведомственными нормативными актами. Тем не менее в главном и основном законодательство Республики исходит из принципа приоритета договорных международных норм, отсылая к ним в случае противоречия с внутренним законом [1, c.230-233].
Таким образом, предусмотренные в Конституции РБ личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы, а также обязанности достаточно полно закрепляют правовой статус граждан в обществе, соответствуют в целом и основном международным документам о правах человека и содержат гарантийный механизм их осуществления. Главная задача государства заключается в том, чтобы создать благоприятные материальные, социально-психологические и иные условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, декларированных в Основном Законе.
3 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в
Беларуси
3.1 Правовое
содержание понятий «
гражданств»
Иностранец - лицо, обладающее гражданством определенного государства, но не является гражданином государства пребывания. В силу этого он одновременно подчиняется законодательству собственной страны и государства, в котором он пребывает. Иностранцы обязаны соблюдать законы страны пребывания, c уважением относиться к обычаям и традициям ее народа. В свою очередь государства должны публиковать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев, а также обеспечить любому иностранцу, находящемуся на его территории, свободу связаться с консульским или дипломатическим представительством страны гражданской принадлежности. В широком смысле понятие «иностранец» может трактоваться как любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится, то есть включать и лиц без гражданства [13, c.126-127].
В Законе РБ «Об
иммиграции» дано определение
понятий «иностранный гражданин
Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Лицо без
гражданства - лицо, не являющееся
гражданином Республики
Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь