Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
В условиях глубокого по размаху и длительного во времени социально-экономического кризиса институт прав и свобод подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество все более осознает безусловную ценность и необходимость «естественных» и «неотчужденных» прав человека, данных ему от рождения, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Это трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает сильнейшим общественным раздражителем, источником недовольств и беспокойства людей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....3
1 Основы правового статуса человека и гражданина в Республике Беларусь………………………………………………………………...…5
1.1 Понятие правового статуса человека и гражданина …………………...5
1.2 Гарантии правового статуса человека и гражданина ……………….....7
2 Права и обязанности граждан Республики Беларусь…………….....9
2.1 Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь …...…...…..9
2.2 Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики
Беларусь………………………………………………………………….10
2.3 Правовой статус граждан Республики Беларусь………………………15
3 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси…………………………………..…………..…….……....21
3.1 Правовое содержание понятий «иностранные граждане» и «лица без гражданства»……………………………………….….….…………….21
3.2 Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь..…..22
3.3 Правовой статус беженцев в Республике Беларусь………..…...….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………….…..38
Иностранец, подавший ходатайство о признании его беженцем, имеет право на:
проживание до трех месяцев в пунктах временного поселения либо в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца при наличии согласия их семей на совместное проживание независимо от размера занимаемой жилой площади;
медицинскую помощь и социально-бытовые услуги;
получение единовременного либо иного денежного пособия в размере, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Иностранец, подавший ходатайство о признании его беженцем, обязан:
сообщать соответствующим органам миграционной службы сведения, необходимые для рассмотрения этого ходатайства;
после получения направления на временное поселение немедленно отбыть в пункт временного поселения и в трехдневный срок зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;
соблюдать законодательство Республики Беларусь, а также установленный порядок проживания в пункте временного поселения;
проходить медицинское освидетельствование по требованию органов здравоохранения.
Иностранец после регистрации ходатайства о признании его беженцем не может быть против его воли выслан в государство, которое он был вынужден оставить, до принятия окончательного решения по его ходатайству.
Иностранец, которому было отказано в регистрации ходатайства о признании его беженцем, обязан в трехдневный срок зарегистрироваться в соответствующем органе внутренних дел по месту рассмотрения ходатайства для решения вопроса о его дальнейшем нахождении на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством (ст. 8).
Решение о признании иностранца беженцем в Республике Беларусь (или отказе в этом) принимается руководителем Государственной миграционной службы Республики Беларусь на основании представленного заключения соответствующей областной, Минской городской миграционной служб с учетом проведенной процедуры, а также материалов личного дела иностранца не позднее 30 дней после их получения.
Вся процедура рассмотрения
ходатайства о признании
Процедура признания иностранца беженцем может быть прекращена на любом этапе, если в ходе рассмотрения вопроса выяснится, что иностранец сообщил о себе ложные сведения или совершил деяние, имеющее угрозу для государства и общественного порядка.
Иностранцу, признанному беженцем, и членам его семьи, достигшим 16 лет, выдается удостоверение беженца установленного образца.
Удостоверение беженца, выданное в установленном порядке, является документом, свидетельствующим о личности беженца и дающим ему право находиться на территории Республики Беларусь на законном основании.
При смене беженцем места жительства он обязан сняться с учета в территориальном органе Государственной миграционной службы Республики Беларусь и в трехдневный срок после переезда стать на учет в территориальном органе миграционной службы по месту прибытия.
Если иностранцу отказано в признании его беженцем, ему в пятидневный срок со дня принятия решения об этом выдается письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
Решение об отказе в признании иностранца беженцем направляется также в соответствующий орган внутренних дел для организации выезда с территории Республики Беларусь иностранца, получившего отказ.
Подача жалобы иностранца приостанавливает действия по организации выезда этого иностранца с территории Республики Беларусь (ст. 10).
Иностранец, приобретший статус беженца, имеет право на:
проживание в одном из населенных пунктов, предложенных органами Государственной миграционной службы Республики Беларусь или выбранном беженцем самостоятельно, при условии, что в населенном пункте, выбранном беженцем самостоятельно, он может поселиться в семье гражданина Республики Беларусь либо постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца при наличии согласия их семей на совместное проживание, если при вселении беженца размер жилой площади будет составлять не менее шести квадратных метров на каждого проживающего;
получение при содействии
соответствующих органов
приобретение в соответствии с законодательством Республики Беларусь гражданства Республики Беларусь;
охрану здоровья в
порядке, предусмотренном
получение денежного пособия и других видов пособия в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Беларусь.
Беженец обязан выполнять Конституцию Республики Беларусь, другие законодательные акты Республики Беларусь, решения и распоряжения государственных органов и органов местного самоуправления.
В других правах и обязанностях беженцы уравниваются с иностранцами, имеющими разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (ст. 11).
Права иностранца, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, и беженца могут быть ограничены в целях обеспечения защиты и безопасности государства, охраны основ конституционного строя, моральности, здоровья, прав и законных интересов других лиц на основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (ст. 12).
Иностранец утрачивает статус беженца, если он:
приобрел гражданство Республики Беларусь или другого государства;
выехал на постоянное жительство за пределы Республики Беларусь;
не может больше отказываться от использования защиты государства своего прежнего постоянного места жительства, так как обстоятельств, на основании которых он был признан беженцем, больше не существует (ст. 13).
Иностранец лишается
статуса беженца
умышленно сообщил о себе ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем;
осужден к лишению свободы приговором суда Республики Беларусь, вступившим в законную силу;
угрожает государственной безопасности, общественному порядку, здоровью населения Республики Беларусь.
Решение о лишении иностранца статуса беженца может быть обжаловано им в судебном порядке в десятидневный срок со дня письменного уведомления.
Иностранцам, потерявшим статус беженца, предлагается выехать из Республики Беларусь.
В случае, если иностранец добровольно отказывается выехать из Республики Беларусь, осуществляется его депортация в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь (ст. 14).
Беженец не может быть возвращен против его воли в государство, которое он вынужден был оставить.
Решения и действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, ущемляющих права беженца, установленные законодательством Республики Беларусь, могут быть обжалованы в вышестоящие органы либо суд (ст. 15).
Соответствующие органы государственной власти и управления содействуют общественным объединениям и другим негосударственным организациям в их работе по оказанию помощи беженцам, разрабатывают и осуществляют совместно с ними и с их согласия соответствующие программы (ст. 16) [18, c.4].
4 января 2003 года Президент подписал Закон о присоединении Беларуси к Конвенции о статусе беженцев. В связи с этим в Закон «О беженцах» внесены изменения и дополнения. Статья 8 ныне так определяет полномочия милиции в этой сфере:
Органы внутренних дел:
задерживают иностранцев за незаконное пребывание в Республике Беларусь. В случае, если задержанные иностранцы заявили о намерении ходатайствовать о признании беженцами в Республике Беларусь, незамедлительно уведомляют о данных иностранцах территориальные органы по миграции, а также беспрепятственно допускают представителей указанных органов для проведения собеседования и регистрации ходатайств;
проводят обязательное
дактилоскопирование
проводят процедуру идентификации личности в отношении иностранцев, ходатайствующих о признании беженцами, при отсутствии у них документов, удостоверяющих личность, либо при наличии в этих документах признаков подделки;
проводят экспертизу документов иностранцев, ходатайствующих о признании беженцами, при обнаружении в них признаков подделки;
осуществляют
регистрацию иностранцев,
инициируют решения
о приостановлении,
оформляют и
выдают иностранцам,
осуществляют депортацию иностранцев, отказывающихся от добровольного выезда, в отношении которых принято вступившее в законную силу решение о прекращении рассмотрения ходатайств, об отказе в признании беженцами, об утрате статуса беженца либо о лишении статуса беженца, и членов их семей за пределы территории Республики Беларусь [19, c.3].
Итак, беженец — это лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и прибыло на ее территорию, вынуждено оставить государство своей гражданской принадлежности либо своего прежнего обычного места жительства (для лиц без гражданства) вследствие вполне обоснованного опасения стать жертвой преследований по признакам расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, и которое не может либо не желает из-за такого опасения пользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности либо своего прежнего обычного места жительства.
Сотрудничество Республики Беларусь с другими государствами по проблемам беженцев с целью установления причин появления беженцев, улучшения их материального положения и совершенствования правового статуса, а также возвращения их в государство постоянного проживания базируется на основе международных договоров (соглашений).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной
курсовой работе рассмотрены
такие понятия, как «правовой
статус», «гражданство», «
Итак, правовой статус – это права, свободы и обязанности человека, закрепленные в нормативно-правовых актах и характеризующие индивида с точки зрения его принадлежности к определенному государству. В зависимости от господствующего в государстве политического режима закрепленные в нормативно-правовых актах права, свободы, обязанности граждан могут существенно различаться, относительно верно или извращенно отражать действительное состояние прав и свобод человека в обществе. РБ предоставляет каждому человеку равные «стартовые» возможности для осуществления своих прав и свобод независимо от происхождения, социального статуса или принадлежности к той или иной политической партии и общественной организации.
Конституционные права, свободы и обязанности составляют основу правового статуса граждан РБ. Это означает, что: во-первых, они в наиболее общей форме определяют правовое положение личности; во-вторых, являются самыми важными, основными правами, свободами и обязанностями; в-третьих, носят универсальный, единый и общий для всех граждан характер; в-четвертых, выступают в качестве исходных положений для отраслей и институтов права (трудовое право, избирательное право и др.); в-пятых, обладают высшей юридической силой, вследствие чего все остальные (обычные) права и обязанности вытекают из конституционных прав, свобод и обязанностей и полностью им соответствуют.
Конституция РБ не только провозглашает прав и свободы граждан, но и закрепляет гарантии их реализации.
Реализацию
конституционных прав, свобод и
обязанностей граждан
К основным гарантиям реализации прав и свобод граждан относятся политические, экономические, юридические (правовые), внешнеполитические и др.
Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь