Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
В условиях глубокого по размаху и длительного во времени социально-экономического кризиса институт прав и свобод подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество все более осознает безусловную ценность и необходимость «естественных» и «неотчужденных» прав человека, данных ему от рождения, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Это трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает сильнейшим общественным раздражителем, источником недовольств и беспокойства людей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....3
1 Основы правового статуса человека и гражданина в Республике Беларусь………………………………………………………………...…5
1.1 Понятие правового статуса человека и гражданина …………………...5
1.2 Гарантии правового статуса человека и гражданина ……………….....7
2 Права и обязанности граждан Республики Беларусь…………….....9
2.1 Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь …...…...…..9
2.2 Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики
Беларусь………………………………………………………………….10
2.3 Правовой статус граждан Республики Беларусь………………………15
3 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси…………………………………..…………..…….……....21
3.1 Правовое содержание понятий «иностранные граждане» и «лица без гражданства»……………………………………….….….…………….21
3.2 Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь..…..22
3.3 Правовой статус беженцев в Республике Беларусь………..…...….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………….…..38
Иностранец, прибывший на территорию Республики Беларусь на постоянное жительство, обязан в течение трех суток зарегистрироваться в уполномоченном на ведение регистрации органе по месту фактического проживания. Иностранец обязан информировать органы внутренних дел Республики Беларусь обо всех изменениях своего места проживания в течение десяти дней (ст. 19).
Иностранцы могут быть подвергнуты медицинскому освидетельствованию принудительно, если в отношении их имеются достаточные основания считать, что они имеют болезни, включенные в перечень опасных заболеваний, или установлено, что они прибыли в Республику Беларусь из региона массовых эпидемий, опасных заболеваний людей, животных (ст. 20).
Иностранцам, получившим разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, выдается соответствующий вид на жительство в Республике Беларусь (ст. 21).
Проездной документ выдается отдельным категориям иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь на срок не более срока действия вида на жительство (ст. 22).
Право на воссоединение семьи имеют супруга (супруг), несовершеннолетние дети и иные дети, не состоявшие в браке, имеющие приглашение соответственно от супруга (супруги), родителей, являющихся гражданами Республики Беларусь или иммигрантами (ст. 23).
В отдельных случаях право на воссоединение семьи может быть предоставлено другим близким родственникам граждан Республики Беларусь и иммигрантов при наличии у приглашающего лица достаточных жилищных условий и законного источника получения доходов, обеспечивающего ему и членам его семьи прожиточный минимум (ст. 24).
Депортации подлежат следующие иностранцы:
незаконно прибывшие в Республику Беларусь и проживающие в ней, если они не привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
в отношении которых принято решение об аннулировании разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь;
совершившие тяжкие преступления вне территории Республики Беларусь (ст. 28).
Процедура депортации может быть приостановлена в случаях:
выявления новых обстоятельств, в результате которых иностранцу или членам его семьи может быть предоставлено убежище или статус беженца в Республике Беларусь;
судебного рассмотрения жалобы о пересмотре решения о депортации иностранца (ст. 31).
Иностранец, в отношении которого начата процедура депортации, может заявить о своем согласии добровольно и за свой счет покинуть пределы Республики Беларусь. Вопрос о добровольном выезде иностранца решается органами внутренних дел Республики Беларусь.
Иностранец, добровольно выезжающий из Республики Беларусь, имеет право на выбор страны, в которую он желает выехать.
Не допускается, добровольный выезд иностранца, если вопрос о депортации поставлен вследствие его занятия незаконной деятельностью или в связи с действиями, направленными на подрыв национальной безопасности Республики Беларусь, либо иными действиями, представляющими общественную опасность для Республики Беларусь.
Иностранец, добровольно выехавший за пределы Республики Беларусь, по истечении пяти лет со дня выезда может обратиться в соответствующие органы с просьбой о въезде в Республику Беларусь (ст. 32).
Иностранец, в отношении которого принято решение о депортации, депортируется в государство его гражданской принадлежности либо государство, с территории которого он прибыл в Республику Беларусь.
В случае, если иностранцу угрожает преследование, не связанное с мерами уголовно-правового характера, в государстве, с территории которого он прибыл в Республику Беларусь, или имеется опасение, что он может быть выслан из этого государства в государство, где ему может угрожать такое преследование, может быть принято решение о его депортации в третье государство, которое выразит согласие принять этого иностранца.
Конвоирование депортируемого иностранца осуществляется органами внутренних дел Республики Беларусь до пункта пропуска и прекращается после пересечения иностранцем Государственной границы Республики Беларусь (ст. 33) [15, c.6-7].
Согласно ст.
11 Конституции Республики
В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) — он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится.
В некоторых случаях законодательством РБ предусматривается ограничение прав и свобод иностранцев в интересах национальной безопасности, для защиты здоровья населения, поддержания общественного порядка, обеспечения прав и свобод других лиц.
3.3 Правовой статус беженцев в Республике Беларусь
Проблема вынужденного
перемещения людей относится
к самым острым из тех, с
которыми на протяжении всей
своей истории сталкивается
На протяжении
последнего десятилетия 20-го
В 1995 году в Республике Беларусь был принят закон «О беженцах», а в 1999 году – изменения и дополнения к нему. Закон определяет основания и порядок признания иностранного гражданина и лица без гражданства беженцами на территории республики, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев, определяет основания лишения и утраты статуса беженца в соответствии с Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Беларусь. Процедуру определения статуса беженца осуществляют территориальные органы Государственной миграционной службы Республики Беларусь, к которой относятся областные и Минская городская миграционная службы при Комитетах по труду облисполкомов и Минского горисполкома. На сегодняшний день несколько сотен человек – главным образом из Афганистана, Грузии, Эфиопии, Азербайджана и Таджикистана (всего из 10 стран) – получили статус беженца в Республике Беларусь. Всего же, по приблизительным оценкам, на территории Беларуси находится около 13000 потенциальных претендентов на статус беженца (главным образом выходцы из стран СНГ) [17, c.15].
Согласно ст.1 Закона РБ «О беженцах» беженец — это лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и прибыло на ее территорию, вынуждено оставить государство своей гражданской принадлежности либо своего прежнего обычного места жительства (для лиц без гражданства) вследствие вполне обоснованного опасения стать жертвой преследований по признакам расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, и которое не может либо не желает из-за такого опасения пользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности либо своего прежнего обычного места жительства.
Государственным органом управления, обеспечивающим реализацию политики в сфере вынужденной миграции, является Государственная миграционная служба Республики Беларусь.
Основанием для начала
процедуры о признании
В случае, если иностранец, прибывший на законном основании на территорию Республики Беларусь, сразу после прибытия в Республику Беларусь заявил в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, что он просит признать его беженцем в Республике Беларусь, при этом обосновал свое решение, его ходатайство оформляется при иммиграционном контроле в месте пересечения им Государственной границы Республики Беларусь.
В случае, если иностранец, прибывший на законном основании в Республику Беларусь и продолжительное время проживавший на ее территории, имеет намерение в результате объективных и обоснованных причин получить статус беженца в Республике Беларусь, он должен обратиться в территориальный орган Государственной миграционной службы Республики Беларусь по месту своего проживания с соответствующим ходатайством.
Иностранец, вынужденный незаконно пересечь Государственную границу Республики Беларусь по причинам должен сразу заявить об этом любому сотруднику, проводящему иммиграционный контроль. В случае обоснованности заявления иностранец направляется в пункт временного содержания в места иммиграционного контроля до установления его личности и принятия соответствующего решения.
При отсутствии пункта временного содержания в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь иностранец, заявивший о намерении получить статус беженца в Республике Беларусь, задерживается компетентными органами, которые сообщают о нем в ближайший территориальный орган Государственной миграционной службы Республики Беларусь, для определения его правового статуса.
Сотрудники органов Государственной миграционной службы Республики Беларусь, на которых возложены обязанности по работе с иностранцами, претендующими на статус беженца, должны познакомить их с правами и обязанностями и зарегистрировать ходатайство о признании беженцем.
Регистрация ходатайства иностранца о признании его беженцем в Республике Беларусь является актом нормативного характера, устанавливающим законность временного пребывания этого лица на территории Республики Беларусь.
При рассмотрении ходатайства о признании иностранца беженцем территориальные органы Государственной миграционной службы Республики Беларусь всесторонне оценивают доводы заявителя, содержание представленных им документов, выводы правоохранительных органов, иные документы и надлежащим образом оформленные показания свидетелей. Территориальный орган Государственной миграционной службы Республики Беларусь имеет право потребовать для рассмотрения ходатайства документы и материалы государственных органов, представляющих необходимую информацию в установленном порядке (ст. 6).
Иностранцу, подавшему ходатайство о признании его беженцем в Республике Беларусь, может быть отказано в регистрации ходатайства на основании Закона РБ «О беженцах» и норм международного права, если:
иностранец прибыл непосредственно с территории иного государства, где он временно находился до приезда в Республику Беларусь, не подвергался преследованиям или мог в установленном порядке получить убежище или приобрести статус беженца;
иностранец до прибытия в Республику Беларусь мог выехать в третье государство, в котором имеет близких родственников;
иностранец только из-за боязни своего несанкционированного выезда из государства своей гражданской принадлежности либо своего прежнего места жительства или из-за совершенного деяния либо преступления неполитического характера в этом государстве не хочет возвращаться в государство постоянного жительства;
при установлении личности иностранец отказывается дать необходимые сведения или сообщает заведомо ложные сведения о себе и обстоятельствах своего прибытия;
в отношении этого иностранца уже рассматривалось дело о предоставлении ему статуса беженца в Республике Беларусь и ему было отказано в этом, при условии, что положение в его стране с того времени не изменилось;
иностранец имеет гражданство третьей страны, где он не преследуется или официальные власти третьей страны признают право иностранца на проживание на ее территории (имеет свидетельство на право жительства);
иностранец состоит в браке с гражданином Республики Беларусь и может в установленном порядке использовать право на защиту в соответствии с законодательством по оформлению своего пребывания в стране;
у иностранца есть разрешение на проживание в Республике Беларусь (свидетельство на право жительства) (ст. 7).
После регистрации ходатайства о признании беженцем иностранец получает временное свидетельство установленного образца и направление Государственной миграционной службы Республики Беларусь на временное поселение.
Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь