Правовой статус коренных малочисленных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:28, дипломная работа

Описание работы

Россия является одной из самых полиэтнических стран мира, несмотря на то, что почти 80% ее граждан относит себя к русскому народу. На территории Российской Федерации проживает около 200 этносов, и это составляет почти 1/5 российского населения. Среди этих этносов, помимо русского народа, отметку по численности в миллион человек превышает или немного не достигает целый ряд народов. Однако большинство народов, проживающих на территории Российской Федерации, представляет собой небольшие по численности этносы, как правило, не превышающие 50 тысяч человек, расселившиеся компактно или дисперсно по всей территории государства. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, из которых почти 35 не имеют каких-либо территориальных образований.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовое положение коренных малочисленных народов России: теоретические и историко-правовые аспекты
§ 1. Понятие коренных малочисленных народов в России.
§ 2. Правовое положение современных коренных малочисленных народов
Глава 2. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов
§ 1. Особенности правосубъектности коренных малочисленных
Народов
§ 2. Правовое регулирование, а также защита прав коренных малочисленных народов на традиционную хозяйственную деятельность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовой статус кореных малочисленных народов.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)


План:

Введение

3

Глава 1. Правовое положение коренных малочисленных народов России: теоретические и историко-правовые аспекты

10

§ 1. Понятие коренных малочисленных народов в России.

10

§ 2. Правовое положение  современных коренных малочисленных народов

22

Глава 2. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов

31

§ 1. Особенности правосубъектности  коренных малочисленных

Народов

31

§ 2. Правовое регулирование, а также защита прав коренных малочисленных  народов на традиционную хозяйственную деятельность

35

Заключение

57

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Россия является одной из самых полиэтнических стран мира, несмотря на то, что почти 80% ее граждан относит себя к русскому народу. На территории Российской Федерации проживает около 200 этносов, и это составляет почти 1/5 российского населения. Среди этих этносов, помимо русского народа, отметку по численности в миллион человек превышает или немного не достигает целый ряд народов. Однако большинство народов, проживающих на территории Российской Федерации, представляет собой небольшие по численности этносы, как правило, не превышающие 50 тысяч человек, расселившиеся компактно или дисперсно по всей территории государства. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, из которых почти 35 не имеют каких-либо территориальных образований.

Каждый из народов  обладает своеобразием своей материальной и духовной культуры. В стране представлены пять мировых цивилизаций и практически все религиозные конфессии.

Конституцией Российской Федерации1 провозглашен принцип равноправия народов, проживающих на территории России, сущность которого выражается в недискриминации какого-либо народа по этническому признаку и предоставлении различных прав в равной мере всем народам, населяющим Россию. Однако фактически действительного равенства между народами не существует в силу ряда причин экономического, культурного и иного характера. Поэтому обеспечение Российской Федерацией защиты прав народов, находящихся в численном меньшинстве по отношению к большинству населения государства, и предоставление этим народам дополнительных гарантий является одной из ее непосредственных обязанностей, закрепленной в Конституции России, иных федеральных правовых актах, а также в международных актах.

На сегодняшний день, к проблеме коренных малочисленных  народов уделено недостаточно внимания, о чем свидетельствует тот  факт, что федеральная законодательная  база по вопросам регулирования правового положения малочисленных народов насчитывает всего три закона - Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 16 апреля 1999 года, Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 6 июля 2000 года и Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 4 апреля 2001 года. В субъектах Российской Федерации напротив - законодательство обширно, но характеризуется высокой степенью коллизионности.

Конституционные основы правового статуса национальных меньшинств являются правовой базой  для развития законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации о малочисленных коренных (аборигенных) народах России - гарантией их этнического выживания, сохранения самобытности, национального возрождения, свободного социально-экономического и культурного развития, обеспечения прав и законных интересов этих народов.

При моделировании любого национального правового института  требуется учитывать исторические и национальные факторы эволюции развития федеративных отношений полиэтнического  государства, каким является Российская Федерация. Последнее десятилетие во многих странах, включая Россию, характеризуется резко возросшим значением различных (в том числе экстремистских) форм самосознания народов - религиозного, этнического и др. Появилось большое число общественных объединений, активно поднимающих вопросы правового обеспечения национального развития рассеяно, дисперсно проживающих групп этносов и каждого отдельного гражданина, принадлежащего к данному этносу. Так объективно возникает спаянность, слитность индивидуальных прав человека и гражданина и коллективных прав этноса, почему-либо не имеющего условий для создания территориальных форм автономии.

Впервые на конституционном  уровне установлены гарантии прав коренных малочисленных народов, населяющих нашу страну. Коренными малочисленными народами современная наука признает народы, считающие себя самостоятельными этносами, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и традиционный способ хозяйствования.

Российская Федерация, регулируя правовой статус коренных малочисленных народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся в международном праве и заключенных ею международных договорах.

В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Установление гарантий прав коренных малочисленных народов, являющихся частью национальных меньшинств Российской Федерации, создало лишь предпосылки для решения проблем национальных меньшинств в целом, но не решило их.

Конституция Российской Федерации - правовая основа осуществления  государственной национальной политики. В то же время конституционные  принципы нуждаются в развитии с учетом меняющихся социальных потребностей. Эту задачу призвано решать федеральное законодательство. Вместе с тем действующие законодательные акты не в полной мере отражают запросы общества.

В национальной политике любого демократического государства  признание культурно-языкового фактора, удовлетворение этнокультурных и языковых потребностей и интересов того или иного народа считается источником развития и условием, обеспечивающим соблюдение принципа межнационального равенства и согласия. Становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации, как известно, зиждется на культурно-языковом многообразии ее народов. Это многообразие является существенным фактором на пути укрепления общественного и социального единства народов, упрочения позиций демократии. Демократии в том смысле, что права человека и права народов не должны противостоять друг другу, а должны содействовать гармонизации человеческих отношений, обеспечивая политическое, социально-экономическое и культурное единство страны и народов. Перспективы развития РФ и ее субъектов станут внятнее, если в движении к гражданскому обществу в едином потоке консолидируются общие принципы демократии и этнокультурная составляющая, многонациональность и поликультурность, чувство гражданской ответственности и этнического самовыражения.

Процесс формирования демократического правового государства предполагает создание широкой правовой базы по всем направлениям внутренней и внешней  политики Российской Федерации, адекватно  отражающей потребности общества, защищающей права граждан и народов, проживающих на территории России, вне зависимости от их национальной и иной принадлежности. Следовательно, необходимость иметь государственную стратегию в сфере межнациональных отношений продиктована объективным положением вещей - полиэтничностью и поликультурностью нашего государства.

Как известно, в 1996 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена Концепция государственной  национальной политики Российской Федерации. Был сделан первый шаг на пути формирования осознанной, взвешенной национальной политики. В Концепции нашла отражение система современных взглядов, принципов и приоритетов, которыми должны руководствоваться в своей деятельности в сфере национальных отношений органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, национальные общественные объединения, национально-культурные автономии и граждане. Концепция учитывала необходимость обеспечения единства и целостности России и новых исторических условий развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

При этом Концепция исходила из того, что государственная стратегия в сфере регулирования межнациональных отношений должна основываться на принципах Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и находить свое выражение в законодательстве Российской Федерации, а также в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Однако практика реализации Концепции государственной национальной политики показала острую необходимость  не только в принятии федеральных  законов по конкретным проблемам  межэтнических отношений, но и закреплении на законодательном уровне основных направлений государственной национальной политики в целом. Назрела необходимость создания четкого ориентира, правового и государственного механизма для повседневной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, национальных общественных объединений, национально-культурных автономий, граждан по формированию в российском обществе необходимого уровня и качества межнациональных отношений, предупреждения и предотвращения межнациональных конфликтов, обеспечения конституционных прав граждан и народов Российской Федерации на национально-культурное развитие.

В свете изложенного, обозначенная в выпускной квалификационной работе тема, актуальна.

Степень разработанности  темы. Проблемы правового статуса коренных малочисленных народов в российской науке мало изучены. Это было обусловлено тем, что, во-первых, смешивались категории “коренные малочисленные народы” и “национальные меньшинства”, а во-вторых, существовавшая огосударствленная система советского общества не давала свободного развития коренным малочисленным народам.

Названная тема находится  на стыке нескольких наук (теории и  истории государства и права, конституционного  права, антропологии права, социологии и т.д.) и направлений научного исследования.

Изучением проблемы реализации статуса коренных малочисленных  народов занимались как отечественные, так и западные учёные этнографы, правоведы, социологи, политологи, историки, такие как: А.И. Ковлер, Норбер Рулан, Ю.В. Бромлей, О.Н. Журек, В.А. Зибарев, А.Н. Кокотов, В.П. Кривоногов, В.А. Кряжков, А.И. Кузнецов, А.Б. Литвякова, Н.Т. Онищук и др.

Нормативно-правовую основу выпускной квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и её субъектов, международные пакты, конвенции, регулирующие правовые вопросы жизнедеятельности коренных малочисленных народов.

Целью данного исследования являются исследование проблемы реализации прав коренных малочисленных народов.

Для достижения указанной цели исследования автор поставил следующие задачи:

1) определить место  коренных малочисленных народов  в составе коренных народов;

2) изучить правовое  положение современных коренных  малочисленных народов;

3) проанализировать особенности  реализации прав коренными малочисленными народами;

4) выявить специфику  правового регулирования, а также   защиты традиционной хозяйственной  деятельности коренных малочисленных  народов;

Объектом исследования совокупность общественных отношений, сложившихся в сфере правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов Красноярского края и Хакасии.

Предметом исследования правовые основания и процедура реализации механизма правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Предметная направленность исследования определяется выделением и изучением теоретико-правового материала, нормативно-правовых источников, данных статистики.

Нормативную основу исследования проблем теории и практики национальных меньшинств в России составляет широкий круг источников международного, федерального уровня, субъектов Российской Федерации.

Методологическую  основу составляют общенаучный диалектический метод познания. В процессе исследования использовались вытекающие из него частно–научные методы: системно–структурный, формально-логический, социологический, сравнительного правоведения, системного анализа, конкретно–исторический, технико–юридический и иные методы познания правовых, социальных и политических явлений и процессов. В процессе исследования автором использовались нормативно–правовой, исторический, функциональный, сравнительно–правовой и иные специальные методы научного познания

Информация о работе Правовой статус коренных малочисленных народов