Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:28, дипломная работа
Россия является одной из самых полиэтнических стран мира, несмотря на то, что почти 80% ее граждан относит себя к русскому народу. На территории Российской Федерации проживает около 200 этносов, и это составляет почти 1/5 российского населения. Среди этих этносов, помимо русского народа, отметку по численности в миллион человек превышает или немного не достигает целый ряд народов. Однако большинство народов, проживающих на территории Российской Федерации, представляет собой небольшие по численности этносы, как правило, не превышающие 50 тысяч человек, расселившиеся компактно или дисперсно по всей территории государства. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, из которых почти 35 не имеют каких-либо территориальных образований.
Введение
Глава 1. Правовое положение коренных малочисленных народов России: теоретические и историко-правовые аспекты
§ 1. Понятие коренных малочисленных народов в России.
§ 2. Правовое положение современных коренных малочисленных народов
Глава 2. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов
§ 1. Особенности правосубъектности коренных малочисленных
Народов
§ 2. Правовое регулирование, а также защита прав коренных малочисленных народов на традиционную хозяйственную деятельность
Заключение
Список использованной литературы
Под образом жизни понимаются условия и особенности повседневной жизни людей в том или ином обществе, в зависимости от способа их деятельности (производства) .
Способ деятельности коренных малочисленных народов связан с использованием биологических ресурсов природы без подрыва их постоянного воспроизводства. Характер способа деятельности коренных малочисленных народов обуславливает виды их деятельности, которыми являются оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов. Необходимо отметить, что те или иные виды хозяйственной деятельности у коренных этносов разных стран обуславливаются географическими законами их проживания.
Способ деятельности коренных малочисленных народов - основа их жизнедеятельности, их образа жизни. Несоблюдение принципов способа деятельности, то есть органичного взаимодействия коренных этносов с природной средой, а также попытки изменить его, могут привести к постепенному исчезновению коренных малочисленных народов.
Для каждого вида деятельности (оленеводства, охоты, рыбной ловли, сбора дикоросов) характерны определенные орудия, приемы и способы добычи зверя, птицы, рыбы. Большую роль играет опыт предков. Так, например, народы кето, проживающие на территории Красноярского края, при охоте на белку (до появления огнестрельного оружия) использовали стрелы с тупым деревянным или роговым наконечником, чтобы не испортить шкурку34.
Таким образом, экономическая основа деятельности и обусловленные ей виды деятельности коренных этносов образуют специфичную систему природопользования.
Система природопользования является составным элементом быта коренных малочисленных народов, основу которого составляет натуральное домашнее хозяйство. Натуральная форма хозяйствования обуславливает разнообразие предметов быта, промысла, которые изготавливаются членами общины или семьи.
Природопользование и хозяйствование коренных малочисленных народов является не только экономической основой их жизнедеятельности, но и основой развития культуры, социальных институтов и связанных с ними семейных отношений. Если коренной этнос утрачивает свою экономическую основу развития, то, как следствие этого, разрушается культура (материальная и духовная). Человек отдаляется от природы, забывает, что она его “Мать”, теряет бережное отношение к ней, как следствие этого уходят в небытие связанные с ней верования, обычаи, язык, составляющие основу семейных отношений.
Природопользование, хозяйствование,
социальные институты, культура коренных
малочисленных народов
Таким образом, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов включает в себя, во-первых, традиционное природопользование, во-вторых, традиционное хозяйствование, в-третьих, обусловленные первыми двумя элементами социальную организацию, культуру, верования.
Итак, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов - сложившаяся под влиянием экономической основы жизнедеятельности и опыта предков, система природопользования и хозяйствования, обуславливающая специфичные формы социальной организации, особенности культуры, верований, передаваемых от поколения к поколению в течение длительного времени коренными малочисленными народами с целью своего дальнейшего развития.
Традиционное
Традиционное хозяйствование коренных малочисленных народов основывается на использовании опыта предков в ведении натурального домашнего хозяйства.
Суммируя выше изложенное,
целесообразно предложить наш вариант
определения коренного
Таким образом, коренные малочисленные народы занимают в системе этносов промежуточное положение. Количественный критерий отнесения коренных народов к малочисленным уязвим и в связи с этим необходимо учитывать исторический процесс формирования коренных этносов.
Для отнесения малочисленных народов к коренным необходимо принимать во внимание не только историческую, но и функциональную укоренённость.
Коренные малочисленные народы ведут традиционный образ жизни, включающий в себя традиционное природопользование, традиционное хозяйствование и специфическую социальную организацию, культуру.
Право коренных малочисленных народов на самоопределение имеет естественное происхождение и внутренние формы реализации на территории Российской Федерации.
Глава 2. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов
§ 1. Особенности правосубъектности коренных малочисленных народов.
Конституция подчеркивает, что Россия - исторически многонациональное государство. В этой связи нельзя не отметить ст. 3 Конституции, провозглашающую носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Для российского права положение о правосубъектности народа следует признать вполне устоявшимся и традиционным35. Понимание народа в качестве субъекта в Конституции РФ встречается в двух случаях. Первый касается признания многонационального народа России "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 3). Причем последующие конституционные формулировки ("народ осуществляет свою власть..." и "высшим непосредственным выражением власти народа являются..." - в ч. 2 и 3 той же статьи соответственно) не оставляют сомнений в концептуальной трактовке народа именно как субъекта, носителя и суверенитета36, и власти. По мнению П.М. Баранова37, положения имеют самый общий характер и уточняются иными конституционными нормами, при этом их смысл, отмеченный ранее, претерпевает существенные изменения. Так, суверенитет уже воспринимается как атрибут государства, а не народа ("суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию" - ч. 1 ст. 4), точно так же "власть" становится "государственной властью" и местным самоуправлением, причем последнее "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения" и "осуществляется гражданами" (ст. 130), а не народом (как предполагается в ст. 3). Таким образом, по мере конкретизации конституционных норм происходит своеобразная подмена понятия: термин "народ" исключается из текста и заменяется иными терминами, позволяющими достичь большей четкости конституционных формулировок. Но в рассмотренном примере это равносильно отрицанию исходного тезиса - способности народа выступать субъектом права.
Вообще Конституция использует термин "народ" в двух основополагающих значениях: под ним понимается единый "многонациональный народ Российской Федерации", и тогда сам термин употребляется в единственном числе, либо народы, проживающие38 на территории России. В конституционной постановке вопроса о власти и суверенитете фигурирует как раз единый и единственный народ, и это его конституционное единство является исходным для государственного единства Российской Федерации, в том числе для ее территориальной целостности. Однако второй случай конституционного признания правосубъектности (ч. 3 ст. 68 и ст. 69 Конституции РФ) касается как раз народов, населяющих территорию Российской Федерации. В отношении нормы ч. 3 ст. 68 Конституции РФ очевидно, что "право на сохранение родного языка" и "создание условий для его изучения и развития" - далеко не равнозначные формулировки. Согласно ч. 2 ст. 26 Конституции РФ "каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества".
Конституция защищает именно язык как элемент культуры, причем имеющий системообразующее, конститутивное значение; национальный язык - краеугольный камень культуры, его запрет означает запрет национальной культуры, национальной идентичности, нации как таковой. Именно поэтому Конституция РФ говорит о праве народов на сохранение родного языка, хотя на самом деле имеется в виду свобода отдельных людей использовать родной язык во взаимном общении, в творчестве, свобода обучать родному языку своих детей и учить их на этом языке. Ибо язык живет и развивается лишь постольку, поскольку используется в деятельности человека. Обязанность государства сводится здесь к тому, чтобы признать и не умалить эту свободу и сделать возможной ее реализацию. В современных условиях единого информационного пространства это становится чрезвычайно важной и сложной, почти невыполнимой задачей, прежде всего потому, что язык в большинстве случаев - вещь совершенно некоммерческая, а его развитие, чтобы переломить негативные тенденции, требует значительных затрат, которые вряд ли окупятся.
То же в принципе можно утверждать относительно вопроса о правах коренных малочисленных народов. В самом деле, формулировка ст. 69 Конституции РФ и наименование принятого во исполнение данной нормы Федерального закона от 30 апреля 1999 г.39 свидетельствуют о признании коренных малочисленных народов субъектами, пользующимися известными правами в соответствии с действующим законодательством. Соответственно, п. 1 ст. 8 названного Закона содержит перечень таких прав, включающий девять позиций, однако ни одно из положений не является достаточно определенным, чтобы рассматриваться в качестве реализуемой нормы. Некоторые из них имеют декларативный характер и нуждаются в разработке и принятии других нормативных актов, в том числе подзаконных, регламентирующих порядок их осуществления, при этом "народный" характер данных прав в процессе реализации под влиянием потребностей практики, видимо, отойдет на второй план. Сказанное касается права принимать участие в проведении экологических и этнологических экспертиз, участвовать в осуществлении контроля за использованием земель и за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды, права делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов и участвовать через уполномоченных представителей в подготовке и принятии решений органами государственной власти и органами местного самоуправления.
§ 2. Правовое регулирование, а также защита прав коренных малочисленных народов на традиционное природопользование
Коренные народы имеют особую духовную и материальную связь со своими землями, а также воздушной, водной, морской и ледовой средой, флорой, фауной и другими ресурсами. Эта связь имеет самые разнообразные правовые, социальные, духовные, культурные, экономические и политические аспекты и обязательства. При этом огромное значение для самобытности коренных народов, их выживания и сохранения культуры имеет коллективный аспект, а также аспект преемственности поколений. Указанные обстоятельства обусловливают специфику правовой защиты коренных малочисленных народов по сравнению с защитой, которая осуществляется в отношении национальных меньшинств.
В Российской Федерации в результате промышленного освоения территории Севера, Сибири и Дальнего Востока во многом нарушился экологический баланс территорий проживания коренных малочисленных народов. Непоправимый урон окружающей среде наносится загрязнением ее отходами нефтяных и газовых промыслов. Из-за эксплуатации транспортных средств разрушается растительный покров тундры и сокращаются площади выпаса оленей. Огромный ущерб рыболовству наносит загрязнение водоемов промышленными стоками40. Только в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах в связи с освоением нефтяных и газовых месторождений безвозвратно потеряно 11 млн. гектаров оленьих пастбищ, около 20 тыс. гектаров нерестилищ и нагульных участков, загрязнено более 100 больших и малых рек. В Ямало-Ненецком округе из рыбного оборота выведены 28 рек, десятки озер, 17,7 тыс. гектаров нерестилищ и нагульных участков, отчуждено свыше 500 тыс. гектаров лесов и пастбищ41.
Серьезную озабоченность у коренных народов вызывает разведка морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в прибрежной части Охотского моря. Известно, что на побережье Охотского моря в настоящее время проживает около 30 тыс. представителей коренных народов - эвенов, эвенков, орочей, чукчей, коряков, ительменов, камчадалов, нивхов, ульта и других, для которых добыча морских биоресурсов - основа жизни, культуры и традиций. Для них реализация одних только проектов Сахалин-1 и Сахалин-2, связанная со сбросом в море тысяч тонн отработанных буровых растворов, выбуренного шлама, содержащего тяжелые металлы, нефтепродукты и другие токсичные вещества, а также сопутствующие разработке месторождений неизбежные разливы нефти и нефтепродуктов, наносит огромный урон по жизнеобеспечению этих народов, заставляет их отказываться от традиционных форм хозяйствования и природопользования42/
Информация о работе Правовой статус коренных малочисленных народов