Правовой статус коренных малочисленных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:28, дипломная работа

Описание работы

Россия является одной из самых полиэтнических стран мира, несмотря на то, что почти 80% ее граждан относит себя к русскому народу. На территории Российской Федерации проживает около 200 этносов, и это составляет почти 1/5 российского населения. Среди этих этносов, помимо русского народа, отметку по численности в миллион человек превышает или немного не достигает целый ряд народов. Однако большинство народов, проживающих на территории Российской Федерации, представляет собой небольшие по численности этносы, как правило, не превышающие 50 тысяч человек, расселившиеся компактно или дисперсно по всей территории государства. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, из которых почти 35 не имеют каких-либо территориальных образований.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовое положение коренных малочисленных народов России: теоретические и историко-правовые аспекты
§ 1. Понятие коренных малочисленных народов в России.
§ 2. Правовое положение современных коренных малочисленных народов
Глава 2. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов
§ 1. Особенности правосубъектности коренных малочисленных
Народов
§ 2. Правовое регулирование, а также защита прав коренных малочисленных народов на традиционную хозяйственную деятельность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовой статус кореных малочисленных народов.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 1. Правовое положение коренных малочисленных  народов России: теоретические и  историко-правовые аспекты

§ 1. Понятие  коренных малочисленных народов  в России.

Россия является одной из самых полиэтнических стран  мира, несмотря на то что почти 80% ее граждан относит себя к русскому народу. На территории Российской Федерации  проживает около 200 этносов, и это составляет почти 1/5 российского населения. Среди этих этносов, помимо русского народа, отметку по численности в миллион человек превышает или немного не достигает целый ряд народов, к которым относятся татары, чуваши, украинцы, армяне, башкиры, мордва и др. Однако большинство народов, проживающих на территории Российской Федерации, представляет собой небольшие по численности этносы, как правило, не превышающие 50 тысяч человек, расселившиеся компактно или дисперсно по всей территории государства.

Специфичной социальной группой в составе российского  народа являются коренные малочисленные  народы, обладающие особым социальным и правовым статусом, среди остальных этнических общностей.

Отметим, что на территории России в настоящее время проживает  множество (самобытных) коренных малочисленных народов. В перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года2 включено 45 коренных и малочисленных народов. Девять из числа названных народов проживают на территории Красноярского края. К их числу относятся долганы, кеты, нганасаны, негидальцы, ненцы, селькупы, эвенки, энцы, чулымцы.

Конституция Российской Федерации, гарантируя и защищая  права коренных малочисленных народов (ст. 69, п.м.ст.72), проживающих на территории Российской Федерации, тем самым, выделяет их в среде иных народов.

Что отличает коренные малочисленные  народы от иных народов как своеобразных социальных общностей? Какое место  занимают коренные малочисленные народы во множестве последних? Представляется логичным, решая названную задачу, предварительно определиться со своеобразием множества коренных народов, частью которых и являются и коренные малочисленные народы.

Прежде всего обратим  внимание на то, что всю совокупность народов традиционно делят на многонациональные сообщества (россияне, югославы, испанцы) и на этносы (русские, сербы, галисийцы и т.д.). На наш взгляд, коренные народы - вид этноса. Поэтому представляется правильным первоначально уяснить смысл этого понятия.

По мнению Ю.В. Бромлея, термин “этнос” имеет двойственное значение.

Во-первых, под собственно этнической общностью (этникосом) понимается исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая многопоколенная  совокупность людей, обладающих и не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психику, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)3.

Во-вторых, в тех случаях, когда собственно этническая общность целиком или своей значительной частью входит в социальный организм, т.е. территориально-потесторную (политическую единицу племя в первобытном  обществе, государство в классовом) возникает особое “синтетическое” образование именуемое “этносоциальным организмом”.

Ю.В. Бромлей исходит  из социокультурной трактовки этноса, считая его продуктом социальных процессов4.

В отечественной науке  имеется и иная трактовка этноса. Согласно ей этнос рассматривается как природно-социальный организм. В частности, Л.Н. Гумилев пишет: “... в этносах осуществляется взаимодействие природной среды с производственной деятельностью, со всей материальной и духовной культурой людей. Поэтому... в процессе этногенеза соприсутствуют социальные и биологические компоненты, проявляющиеся в самой этнической истории”. По существу, этнос — динамические системы, включающие в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязь с соседями”5.

Как видим, с одной стороны, подход к толкованию этноса как этносоциального организма у обоих авторов совпадает, но с другой стороны, Л.Н. Гумилев указывает на биологическую сущность этноса и определяет его как “устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени”6

Говоря о стереотипе поведения, Л.Н. Гумилев отмечает его  подсознательную природу происхождения “этническая принадлежность ... не есть продукт самого сознания ...  она отражает какую-то сторону природы человека, гораздо более глубокую по отношению к сознанию и психологии”7. Напротив, у Ю.В. Бромлея природа стереотипа поведения обусловлена стереотипом сознания.

Справедливой, на наш  взгляд, представляется позиция, согласно которой этнос должен рассматриваться  как природно-социальный феномен, поскольку высшие формы материального не отменяют низшие, а только включают их в себя.

В экосистеме каждый природный компонент имеет собственную экологическую нишу, одной из которой является идентификация природного компонента на фоне других.

Идентифицирующими компонентами экологической ниши человека как существа биологического выступают строение тела, волосяной покров, сознание, способность к разговорному общению и т.д. Но человек порождение не только природы, но и социума, который, во-первых, способствует развитию его биологических компонентов, таких как речь, мышление и т.д., а во-вторых, содержит в себе социальную нишу человека, составляющими которой являются: цели, интересы, потребности, мировоззрение8. Эти элементы входят в этническое самосознание базирующегося на ряде групповых и индивидуальных установок и, прежде всего: а) установка на выделение и обособление своей общности от внешнего мира и других общностей; б) установка на единство, на соединение с себе подобными; в) установка индивидов на самостоятельное отнесение себя к конкретному этносу, на выделение массива культурных и прочих ценностей-атрибутов своего этноса; г) установка индивидов, групп на оценку “чужой” культуры через призму собственных этнических стереотипов9. При этом необходимо отметить, что менее развитое социальное, не просто сменяется новым, а входит в него.

Одним из элементов, соединяющих природное и социальное в этническом является культура. “В ней биологический пласт человеческого, опредмечиваясь (распредмечиваясь), как бы получает вторую прописку через консервацию (обрядность, традиции, символы), мотивационное закрепление в системе ценностей, бытовых стереотипов”10. Данный аспект указывает на антропологическое понимание культуры. В связи с этим Э. Тайлор отмечал: “Изучая различные обычаи и воззрения, мы неизбежно убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе явлений человеческой культуры, в действии законов закрепления и распространения, сообразно которым эти явления становятся устойчивыми, характерными элементами общественной жизни на определенных стадиях культуры”11.

Язык, ценности, религия, традиция сплачивают этническую общность, дают индивиду возможность причислить себя к ней, почувствовать себя её элементом.

Важная роль в процессе этногенеза принадлежит ландшафту, на базе которого рождаются и развиваются  этносы.

Ландшафты делятся, с  точки зрения Л.Н. Гумилева, на два  вида: монотонные и разнородные12.

Монотонный ландшафт, как правило, стабилизирует обитающие  в нем этносы, процесс этногенеза протекает замедленно.

Подлинным местом развития этносов являются территории, сочетающие два и более ландшафта, так как эти ландшафты по своему характеру являются разнородными, а потому ведут к появлению новых этнических образований. При этом этническая территория оформляется в виде этнических символов (“священная земля”) вплоть до государства. Однако так бывает не всегда. Например, Якутский этнос сформировался на территории нынешнего Красноярского края, позднее он переместился на территорию современной Якутии. Кроме того, одна территория может быть местом формирования нескольких этносов. Так, на севере Красноярского края сформировались долгано-ненецкий и эвенкийский этносы.

Немаловажным признаком  в характеристике этноса является отсутствие у него жестко заданных природных  и культурных границ. Это связано  с тем, что этносы по своей природе, во-первых, являются неформальными  объединениями (социальными общностями), в которых связь между их членами осуществляется на основе личных контактов, во-вторых, открытыми, так как независимо от воли оформляющих их организационных структур (государств, кровнородственных, соседских общин, общественных объединений) всегда существует возможность культивирования людьми по своему усмотрению, пониманию и независимо от их включения в то или иное национальное объединение13.

Таким образом, по нашему мнению, этнос — это социально-природная  общность, не имеющая единой и единственной организационной структуры, возникшая на определенной территории, но не всегда в дальнейшем на ней проживающая, имеющая особое самосознание, обладающая культурой, отличной от культур иных общностей и закрепляющая свою самобытность в этнониме.

Этносы как своеобразные социально-природные общности могут  быть разделены на несколько видов. Прежде всего, выделяют племена, народности, нации.

Племя - тип этнической общности и социальной организации  в доклассовом обществе. Как этническая общность племя характеризуется наличием языка или диалекта одного языка, общей культуры, осознанием членами племени своей общности и отличия от других групп людей. Но в тоже время племя выступало как социальный организм. Справедливо отмечает Ю.И. Семёнов о том, что “сознание индивидом племенной общности было в своей основе сознанием принадлежности не к культурно-языковой общности, а к социальному организму как определенному организованному целому”14.

Такие социальные организмы  всегда занимают определенную территорию, границы которой задаются кровнородственными связями между их членами. “Племя представляет собой этнос в его зачаточном состоянии, ибо природные элементы в нем господствуют над искусственными”15.

“В свою очередь народность представляет собой исторически  сложившуюся языковую, территориальную, экономическую и культурную общность людей, предшествующая нации. Начало формирования народности относится к периоду консолидации племенных союзов”16. В отличие от племени связующим звеном народности является территориально-политический порядок, находящий свое воплощение в государстве.

Народность - общность менее  однородная, чем племя. Особенностью является то, что языки народностей формировались на базе языков разных племен, слившихся в народности. Но образование общего для всей народности языка не означало вытеснения языков всех других племен, слившихся в народность. Они сохраняли свое значение в качестве диалектов и служили источником обогащения языка народности.

Наиболее развитая ступень  этнического - нация. Истории известны два основных пути формирования нации: один - на базе сравнительно раннего (еще на докапиталистической стадии) возникновения моноэтнических государственных образований, второй — в ходе развития этносов в рамках многонациональных государств. Первым путем возникли нации Западной Европы, второй был характерен для развития большинства народов России17.

Отметим, что нация  в отличие от народности, обладает развитыми экономическими связями, промышленностью, рабочим классом, наличием своего государства. Отличительной чертой народностей является то, что их внутренние информационные связи более слабы по сравнению с теми, что связывают их с крупными нациями.

Таким образом, народность этого типа существует во взаимосвязи  с крупной нацией, например, уэлльская  народность — во взаимосвязи с английской нацией, чукотская - во взаимосвязи с русской ".

Ю.В. Бромлей выделяет признаки нации18. Во-первых, наличие промышленного производства у нации и отсутствие его у народности свидетельствует лишь о хозяйственной специализации этносов и различных базовых потребностях; во-вторых, само по себе вхождение одного этноса в этносоциальный строй другого не означает меньшей внутренней сложности первого и не подтверждает его полную зависимость от второго.

Исходя из вышеизложенного  отметим, что смысловое разграничение терминов “нация” и “народность” оправдано, поскольку нация — наиболее высшая форма развития этнических общностей, в которой социальное доминирует над биологическим и духовно-культурные компоненты надстраиваются уже не над природными элементами этноса, а над социальными формами бытия.

Наряду с племенами, народностями, нациями к этническим общностям относят социальные объединения, именуемые национальными меньшинствами, этнографическими группами, частями наций (народностей). Общим понятием — интегрантом здесь выступает и часть нации (народности)19.

Мы считаем, что под  национальным меньшинством понимается часть этноса, состоящего из граждан  государства, проживающих в нем  постоянно, как компактно, так и  рассеяно, имеющих или не имеющих свое национально-государственное образование вне данного государства или национально-территориальную единицу в рамках данного государства, отличающихся от остального населения государства языком, культурой, бытом и объединённого общим названием и единым самосознанием.

Следует отметить, что  в понятие “национальное меньшинство” не входят эмигранты, хотя общетеоретически определение национального меньшинства  охватывает и группы эмигрантов, если они обладают всеми признаками национальных меньшинств: а) проживают в иноэтническом окружении в отрыве от своих наций (народностей); б) не потеряли национального самосознания и чувства общности с исходными нациями (народностями)20. Часть этноса может одновременно выступать и национальным меньшинством и этнографической группой.

Под этнографической  группой понимают локальное подразделение  народности или нации, сохранившие  те или иные особенности языка, культуры и быта, или национальную группу, ассимилирующуюся (уже ассимилированную) с основной народностью (нацией)21.

Некоторые авторы полагают, что этнографические группы —  части этноса, проживающие на общей  с этническим большинством территории22. Но надо иметь в виду, что национальные меньшинства, живущие в отрыве от своих народов, приобретают со временем черты этнографического своеобразия (немцы, поляки, евреи в России).

Информация о работе Правовой статус коренных малочисленных народов