Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:28, дипломная работа
Россия является одной из самых полиэтнических стран мира, несмотря на то, что почти 80% ее граждан относит себя к русскому народу. На территории Российской Федерации проживает около 200 этносов, и это составляет почти 1/5 российского населения. Среди этих этносов, помимо русского народа, отметку по численности в миллион человек превышает или немного не достигает целый ряд народов. Однако большинство народов, проживающих на территории Российской Федерации, представляет собой небольшие по численности этносы, как правило, не превышающие 50 тысяч человек, расселившиеся компактно или дисперсно по всей территории государства. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, из которых почти 35 не имеют каких-либо территориальных образований.
Введение
Глава 1. Правовое положение коренных малочисленных народов России: теоретические и историко-правовые аспекты
§ 1. Понятие коренных малочисленных народов в России.
§ 2. Правовое положение современных коренных малочисленных народов
Глава 2. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов
§ 1. Особенности правосубъектности коренных малочисленных
Народов
§ 2. Правовое регулирование, а также защита прав коренных малочисленных народов на традиционную хозяйственную деятельность
Заключение
Список использованной литературы
В Законе ничего не говорится о том, как вопросы образования территорий традиционного природопользования должны решаться в случае, когда указанные территории расположены на территории двух или более государств. Речь в данном случае может идти, например, о таком народе, как эскимосы, проживающие, как известно, на территориях таких государств, как Россия (восточное побережье Чукотки, остров Врангеля), США (Аляска), Северная часть Канады, а также Гренландия. Разнообразие интересов, законов, политики и планов национального развития в различных странах могут иметь непосредственное отрицательное влияние на сохранение земель, территорий и ресурсов таких коренных народов. Очевидно, эта проблема в будущем должна решаться на межгосударственном уровне, в том числе и на основе двусторонних договоров и соглашений.
В соответствии
с названным выше Законом территории
традиционного
Специальный раздел
Закона устанавливает правовой режим
территорий традиционного
Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в безвозмездное пользование. Это же право предоставляется им и в отношении общераспространенных полезных ископаемых, находящихся на территориях традиционного природопользования, для личных нужд. Закон не предусматривает возможности передачи данных земель и полезных ископаемых в собственность коренных народов; они являются государственной или муниципальной собственностью.
На земельных
участках, находящихся в пределах
границ территорий традиционного
Новеллой данного Федерального закона является положение, согласно которому правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования может осуществляться обычаями малочисленных народов (ст. 2 Закона). Это позволяет коренным народам толковать свои права на территории традиционного природопользования в соответствии с реальными особенностями традиционного образа жизни и культуры этих народов. Данное положение соответствует международным нормам в этой сфере. Статья 8 Конвенции N 169 МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" требует учитывать в национальных законах обычаи и обычное право. Одновременно закрепляется право сохранять собственные обычаи и институты, если они не противоречат основным правам, определенным национальной правовой системой, и международным правам человека. Кстати, следует в этой связи напомнить, что подобные нормы существовали и в Российской империи52 <*>.
В Законе предусматривается возможность изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования. При этом, в случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием. Вместе с тем на федеральном уровне не определен общий порядок определения и возмещения таких убытков. Представляется, что эти вопросы должны решаться в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Закон не устанавливает
условий прекращения или
Важный момент, который должен был найти более полное отражение в Законе, - это вопрос о правовом статусе территорий, на которых расположены священные и ритуальные места малочисленных народов. В настоящее время такая регламентация осуществляется только двумя статьями указанного Закона (ст. ст. 10 и 16), а также отдельными нормами ряда других федеральных законов (Градостроительного кодекса, Федеральных законов "О свободе совести и религиозных объединениях", "О погребении и похоронном деле" и др.). Правовая регламентация разрозненна и неполна. Священные и ритуальные места пользуются особым отношением со стороны коренных малочисленных народов. В международной практике их рассматривают в качестве элемента культурного наследия коренных народов. В связи с этим регламентация статуса указанных мест должна осуществляться с учетом специальных норм (возможно, даже отдельного закона), обеспечивающих максимальный доступ представителей указанных народов к своим святилищам.
К сожалению, в Законе практически не предусматривается и порядок разрешения споров, возникающих между коренными народами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности, а также общественными объединениями по поводу реализации коренными народами их прав на земли традиционного природопользования, охраны окружающей природной среды в районах проживания и хозяйственной деятельности коренных народов, порядка возмещения причиненного вреда и т.д., в том числе и через создание согласительных процедур.
Несмотря на то что не все вопросы удалось решить в данном Законе, тем не менее Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов..." имеет важное практическое значение. Он представляет собой, по сути, базовый акт, являющийся основой для развития прав коренных народов в сфере земельных отношений в отраслевом законодательстве, а также для развития соответствующего законодательства субъектов Российской Федерации.
Необходимость
совершенствования указанного Закона,
помимо названных выше его недостатков,
связана также с
Помимо указанных законов, в Российской Федерации регулированием земельных прав коренных малочисленных народов в виде отдельных норм занимаются и отраслевые федеральные законы, действующие в сфере земельных отношений.
Наиболее значительная
роль здесь отводится уже
Новым, установленным в Земельном кодексе, является также положение, согласно которому при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности54 коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает интересы этих народов. При этом исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны принимать решения о предварительном согласовании размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов. Таким образом достигается согласование интересов государства и общества с интересами коренных малочисленных народов. Представляется, что указанное положение Земельного кодекса, по сути, устраняет определенный пробел, допущенный в данной части в Федеральном законе о территориях традиционного природопользования.
Следует отметить,
что до принятия нового Земельного
кодекса родовые угодья в отдельных
субъектах Федерации
Ряд прав коренных
малочисленных народов в
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ (в ред. от 18.06.2001) "О соглашениях о разделе продукции" при разработке и заключении соглашения о разделе продукции участка недр, расположенного на территории проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, требуется решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, на территории которого расположен такой участок, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов, а также соответствующего органа местного самоуправления. При этом в отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, условиями аукциона, конкурса или бесконкурсного предоставления участка недр должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования. Разработка условий пользования участками недр, расположенными на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, должна осуществляться комиссией, созданной Правительством Российской Федерации (по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), в состав которой включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации, а также представители соответствующих органов местного самоуправления. При выполнении работ на объектах, расположенных на территориях традиционного природопользования и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, инвестор обязан принимать меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в результате причиненного его действиями ущерба.
Информация о работе Правовой статус коренных малочисленных народов