Правовой статус коренных малочисленных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:28, дипломная работа

Описание работы

Россия является одной из самых полиэтнических стран мира, несмотря на то, что почти 80% ее граждан относит себя к русскому народу. На территории Российской Федерации проживает около 200 этносов, и это составляет почти 1/5 российского населения. Среди этих этносов, помимо русского народа, отметку по численности в миллион человек превышает или немного не достигает целый ряд народов. Однако большинство народов, проживающих на территории Российской Федерации, представляет собой небольшие по численности этносы, как правило, не превышающие 50 тысяч человек, расселившиеся компактно или дисперсно по всей территории государства. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, из которых почти 35 не имеют каких-либо территориальных образований.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовое положение коренных малочисленных народов России: теоретические и историко-правовые аспекты
§ 1. Понятие коренных малочисленных народов в России.
§ 2. Правовое положение современных коренных малочисленных народов
Глава 2. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов
§ 1. Особенности правосубъектности коренных малочисленных
Народов
§ 2. Правовое регулирование, а также защита прав коренных малочисленных народов на традиционную хозяйственную деятельность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовой статус кореных малочисленных народов.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

29 Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. №6.

30 Конституционное право Российской Федерации: Сборник судебных решений / Сост. М.С. Сопиков. УрГЮА, 1997. С. 136-139.

31 Конвенция МОТ№169. Ст.ст. 14, 23,25,30; Политическая программа народа саами 1989 года // Статус малочисленных народов России: Правовые акты и документы / Сост. В.А. Кряжков. М.: Юрид. лит., 1994. С. 96-101.

32 Белоусова Е.В. Правовое положение коренного населения Канады // Правоведение. 1989. №3. С. 54.

33 Конвенция МОТ№169. С.6; 17.

34 Алексеенко Е.А. Указ. соч. С. 51.

35 См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 317 - 329. Проведенный этим автором анализ позволяет утверждать, что большинство исследователей склонны положительно решить вопрос о конституционной правосубъектности народа; той же точки зрения придерживается и сам О.Е. Кутафин, основываясь на некоторых положениях Конституции РФ и законодательства.

36 В литературе выдвигаются возражения против признания народа сувереном. Так, В.А. Четвернин полагает, что "конструкция "народного суверенитета", как и "непосредственное осуществление народом своей власти", - это фикция, выполняющая легитимирующую функцию в демократическом государстве. Это своего рода демократический эквивалент суверена-монарха. Народ здесь мыслится как носитель и источник всей полноты государственной власти. Идея народного суверенитета используется в политических документах в целях создания эффекта "народности" государственной власти, производности государственного суверенитета от народа как некоего сакрального источника власти, в Новое время занявшего место Бога".  См.: Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2001. С. 562 .

37 Баранов П.М. К проблеме правосубъектности народа

38 Использование данного термина применительно к этническим группам представляется не вполне удачным, поскольку "проживают" на какой-либо территории все-таки люди, а не народы и т.п.; тем не менее такова формулировка Конституции РФ (ч. 1 ст. 9: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории").

39 О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 18. Ст. 2208.

40 См. об этом: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 г. N 564 "О Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 32. Ст. 3327.

41 См.: Зайдфудим П.Х. Система социальной реабилитации и адаптации населения российского Севера (опыт, проблемы). М., 1995. С. 33.

42 См.: Мурашко О.А., Суляндзига П.В. Охотское море: жизнь и нефть. Разные точки зрения // Северные народы России на пути в новое тысячелетие. М., 2000. С. 138 - 154.

43 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 18. Ст. 2208.

44 Там же. 2000. N 30. Ст. 3122.

45 Там же. 2001. N 20. Ст. 1972.

46 См.: Уилсон Э. Традиционное природопользование и добыча нефти на северо-востоке Сахалина // Мир коренных народов. Живая Арктика. 2000. N 4. С. 43.

47 См.: Агитаев Е.А. Проблемы занятости населения: этнический аспект // Северные народы России на пути в новое тысячелетие. М., 2000. С. 129.

48 См., например: Клоков К. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера. Дис... докт. геогр. наук. М., 1998. С. 16.

49 См.: Мурашко О. Принят закон о территориях традиционного природопользования // Мир коренных народов. Живая Арктика. 2001. N 6 - 7. С. 51.

50 См.: Запороцкий О.Н., Мурашко О.А. Как можно реализовать конституционное право на защиту традиционного образа жизни и исконной среды обитания // Северные народы России на пути в новое тысячелетие. С. 158 - 159.

51 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 30. Ст. 3122.

52 Так, например, в Высочайше утвержденном Уставе об инородцах имелась специально утвержденная глава VIII "О законах и обычаях", в соответствии с которой управление кочующими и бродячими народами осуществлялось их собственными степными законами и обычаями.

53 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147.

54 Земельный кодекс не определяет понятия "мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности", в связи с этим не ясно его соотношение с понятием "территорий традиционного природопользования" коренных малочисленных народов.

55 См. об этом: Мищенко В.Л. Доклад на Российско-Канадском семинаре "Организация и управление территориями традиционного природопользования коренных народов Канады и Российской Федерации" // Территории традиционного природопользования коренных народов Севера. Опыт Канады и России: Сб. материалов Российско-Канадского семинара. 18 - 19 ноября 2002 г. Приложение к альманаху "Мир коренных народов - живая Арктика". М., 2003. С. 69 - 70.

56 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 26. Ст. 2582.

57 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 49. Ст. 4694; 1999. N 7. Ст. 879.


Информация о работе Правовой статус коренных малочисленных народов