Правовой статус коренных малочисленных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:28, дипломная работа

Описание работы

Россия является одной из самых полиэтнических стран мира, несмотря на то, что почти 80% ее граждан относит себя к русскому народу. На территории Российской Федерации проживает около 200 этносов, и это составляет почти 1/5 российского населения. Среди этих этносов, помимо русского народа, отметку по численности в миллион человек превышает или немного не достигает целый ряд народов. Однако большинство народов, проживающих на территории Российской Федерации, представляет собой небольшие по численности этносы, как правило, не превышающие 50 тысяч человек, расселившиеся компактно или дисперсно по всей территории государства. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, из которых почти 35 не имеют каких-либо территориальных образований.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовое положение коренных малочисленных народов России: теоретические и историко-правовые аспекты
§ 1. Понятие коренных малочисленных народов в России.
§ 2. Правовое положение современных коренных малочисленных народов
Глава 2. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов
§ 1. Особенности правосубъектности коренных малочисленных
Народов
§ 2. Правовое регулирование, а также защита прав коренных малочисленных народов на традиционную хозяйственную деятельность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовой статус кореных малочисленных народов.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Дополнительные  права коренным малочисленным народам  на территориях их традиционного  расселения и хозяйственной деятельности предоставлены и Федеральным  законом "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ. Согласно этому Закону граждане из числа коренных малочисленных народов и этнических общностей, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания, имеют также ряд дополнительных особых прав. В частности, им предоставлено право на приоритетное пользование животным миром на указанных территориях, которое включает в себя: предоставление для них первоочередного выбора промысловых угодий; льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности; исключительное право на добывание определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности и другие права.

В отношении  коренных малочисленных народов  Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, постоянно проживающих  на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость  и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов, Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ установлена норма, согласно которой представители указанных народов обладают преимущественным правом на использование живых ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом в заявке на получение лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов представители коренных народов могут не указывать ту часть живых ресурсов, которая необходима этим народам на содержание семьи. Аналогичным преимуществом представители коренных народов обладают и в пределах континентального шельфа Российской Федерации, что гарантируется для них Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ (в ред. от 10.02.1999)57/

Названные документы - юридическая база законодательства о коренных народах в России в  сфере использования ими земельных  прав. Она позволяет в дальнейшем развивать права этих народов  в сфере земельных отношений на уровне субъектов Федерации. Во многом в указанных документах учтен существующий международный и зарубежный опыт. Они, как предполагается, будут иметь определяющее значение (наряду с учетом некоторых других актов, регулирующих правовой статус коренных малочисленных народов в сфере образования, здравоохранения, культуры и проч.) при ратификации Российской Федерацией Конвенции N 169 МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах". Таким образом, принятие перечисленных выше законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации имеет не только внутригосударственное значение, но и поднимает авторитет нашего государства в глазах международного сообщества.

 

Заключение

Подводя итоги  проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:

1. Сегодня в  Российской Федерации отсутствует  должная законодательная база  по регулированию вопросов жизнедеятельности  коренных малочисленных народов.

В процессе исследования были выработаны положения по формированию механизма правового регулирования и его дальнейшего совершенствования по вопросам статуса коренных малочисленных народов.

2. Современное  российское законодательство не  вполне соответствует требованиям  международного права. Так, понятие  «коренные малочисленные народы» используется только в Российской Федерации. Международное право, законодательство зарубежных стран оперирует понятием «коренные народы». Это объясняется тем, что для выделения критерия «малочисленности» одного количественного показателя недостаточно. Так, в Российской Федерации малочисленным считается народ, который насчитывает менее 50 тысяч человек. В результате, народы, перешедшие этот показатель, выпадают из поля правового регулирования, поэтому для того, чтобы конкретно определить признак малочисленности коренных народов важно выяснить механизм формирования крупных народов, по сравнению с которыми большинство считаются малыми.

3. Огромное значение  для сохранения и развития  коренных малочисленных народов  имеет право на землю и традиционную  деятельность. Территория традиционного природопользования являются особо охраняемыми природными объектами и состоят из земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов.

В пределах территорий традиционного природопользования должен действовать принцип приоритетности прав коренных малочисленных народов на природные ресурсы.

В условиях становления  Российской Федерации как демократического, правового и социального государства, большое внимание требуют проблемы таких социально уязвимых "российских" этносов, как коренные малочисленные народы, существование которых в качестве самостоятельных этнических общностей напрямую зависит от возможностей заниматься народными промыслами, сохранять традиционные системы хозяйствования. Главная задача государства в этой области состоит в том, чтобы создать условия для развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

Список  использованной литературы

  1. Международные нормативно-правовые акты
  1. Конвенция МОТ  № 169 «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», 27 июня 1989 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда 1952-1990. Т. 2  Женева: Международное бюро труда, 1991.
  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16 декабря 1966 г. // Действующее международное право. В 3 т., т. 2 / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1997
  2. Международный пакт об гражданских и политических правах, 16 декабря 1966 г. // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова. М.: Юридическая литература, 1982. с. 318-335.
  3. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, 1 февраля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998, № 25. ст. 2833.
  4. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1 августа 1975 г. // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова. М.: Юридическая литература, 1982.
  5.  
  1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
  1. Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г.
  2. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, 31 марта 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992, № 13. ст. 668.
  3. Федеральный закон «об особо охраняемых природных террирориях», 15 февраля 1995 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 12. ст. 1024.
  4. Федеральный закон «о недрах», 3 марта 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10. Ст. 823.
  5. Федеральный закон «о племенном животноводстве», 12 июля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 32. Ст. 5901.
  6. Федеральный закон «О национально-культурной автономии», 22 мая 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25. Ст. 2965.
  7. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22 января 1997 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., № 610.
  8. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», 16 апреля 1999 г. // Российская газета, 1999, 8 мая.
  9. Федеральный закон «об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», 6 июля 2000 г. // Российская газета, 2000, 25 июля.
  10. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», 4 апреля 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 г. № 20, Ст. 1972.
  11. О кризисном положении экономики и культуры малочисленных коренных (аборигенных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 26 мая 1995 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 24. Ст. 2260.
  12. основные положения региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 23. Ст. 2756.
  13. Концепция государственной национальной политики в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25. ст. 3010.
  14. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года»: Постановление правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 39. ст. 4566.
  15.  
  1. Монографии, статьи
  1. Алексеев В.П.. Род, племя, народность, нация. М.: Госполитиздат. 1962.
  2. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: В поисках новых подходов. М.: Наука, 1988.
  3. Бромлей Ю.В. Этнонациональные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987.
  4. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации с экономическими субъектами // Журнал российского права. 2005. № 6. С. 6-16 (1 п.л.).
  5. Гумилев Л.Н. Еще раз об этносе // Природа. 1978. №12. С. 98.
  6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. 2-е изд., исправл. и доп. ЛГУ, 1989. С. 101.
  7. Законодательное регулирование временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня: основания и пределы // Журнал российского права. 2005. № 3. С. 100-127. (2,2 п.л./ в соавт.).
  8. Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в России // Федерализм. 2005. №2. С. 179-202 (1,3 п.л.).
  9. Из истории международно-правовой защиты национальных меньшинств // Журнал российского права. 2000. №11. С. 154-165. (1п.л.).
  10. К вопросу о понятиях «национальные меньшинства» и «коренные народы» // Федерализм. 2002. № 3. С. ^123-159. (1,8 п.л.).
  11. Кокотов А.И. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург, 1994.
  12. Конституционно-правовой статус национальных меньшинств европейских государств // Конституционное право государств Европы. М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2005. С. 79-96. (1,3 п.л.).
  13. Конституционные принципы регулирования национальных отношений в Российской Федерации // Конституция и законодательство (по материалам международной научно-практической конференции. Москва, 29 октября 2003 г.). М., 2003.С. 237-250. (0,6 п.л. / в соавт.).
  14. Комментарий к статьям 5, 8, 10 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Комментарий к Федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» М.: Юринформ Центр, 1999. С. 50-62. 97-108. 110-124. С2.7 п.л.У
  15. Концепция развития федеративных и национальных отношений в Российской Федерации // Концепции развития российского законодательства - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 1994. С. 47-61. (1,5 п.л. / в соавт.).Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью / Административное право: теория и практика. М., 2002. С. 218-228. (1п.л.).
  16. Международно-правовая защита коренных малочисленных народов // Журнал российского права. 2001. № 5. С. 77-87. (1п.л.).
  17. Мищенко В.Л. Доклад на Российско-Канадском семинаре "Организация и управление территориями традиционного природопользования коренных народов Канады и Российской Федерации" // Территории традиционного природопользования коренных народов Севера. Опыт Канады и России: Сб. материалов Российско-Канадского семинара. 18 - 19 ноября 2002 г. Приложение к альманаху "Мир коренных народов - живая Арктика". М., 2003. С. 69 - 70.
  18. Мурашко О.А., Суляндзига П.В. Охотское море: жизнь и нефть. Разные точки зрения // Северные народы России на пути в новое тысячелетие. М., 2000. С. 138.
  19. Права коренных малочисленных народов в сфере земельных отношений // Ученые записки. Вып. 9 / Под. ред. А.А. Ливеровского. СПб. Изд-во Санкт-Петербургского университета СПб., 2002. С. 4-22. (2,1 п.л.).
  20. Правовое регулирование национальных отношений в субъектах Российской Федерации // Субъект Российской Федерации. Правовое положение и полномочия. М.: Юрид. лит., 1998. С. 182-215. (2 п.л.).
  21. Правовое положение коренных малочисленных народов Российской Федерации. // Федеративное устройство России: история и современность. М., 1995. С. 137-153. (1,5 п.л. / в соавт.)
  22. Развитие законодательства в области национальных отношений. // Концепция развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. С. 168-186. (1,2 п.л. / в соавт.).
  23. Развитие законодательства в области федеративных отношений // Концепция развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П.Орловского. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. С. 151-168. (1,2 п.л. / в соавт.).
  24. Регулирование и защита прав национальных меньшинств в законодательстве зарубежных стран // Государство и право. 2002. № 3.С. 84-93. (1,1 п.л.).
  25. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»», 2005. 384 с. (24 п.л.)
  26. Семенов Ю.И. О племени, народности, нации // Советская этнография. 1986. №3.
  27. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов России и проблемы правового регулирования // Федерализм в России и Канаде: правовые и экономические аспекты. М.: Международный центр проектов и программ развития федеративных отношений и региональной политики. 2004. С. 100-120. (1,4 п.л.).
  28. Традиционное природопользование коренных народов и проблемы охраны окружающей среды // Правовые проблемы охраны окружающей среды. М.: Изд-во «Наука и кооперативное образование», 2003. С. 44-47. (0,3 п.л.).
  29. Этнические и этно-социальные категории: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 6. / Отв. ред. В.И.Козлов. М., 1995.

 

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237

2 О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации // Рос. газета. 2000. 5 апреля.

3 Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: В поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. С. 40.

4 Бромлей Ю.В. Указ. Соч. С. 40.

5 Гумилев Л.Н. Еще раз об этносе // Природа. 1978. №12. С. 98.

6 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. 2-е изд., исправл. и доп. ЛГУ, 1989. С. 101.

7 Гумилев Л.Н. Указ. Соч. С. 101.

8 Кокотов А.И. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург, 1994. С. 11.

9 Там же. С. 11.

10 Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 15.

11 Цит. по: Абсалямов М.Б. Самосознание культуры как философская проблема. Красноярск, 1998. С. 5.

12 Гумилев Л.Н. Указ. соч. С. 186-192.

13 Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 15.

14 Семенов Ю.И. О племени, народности, нации // Советская этнография. 1986. №3. С. 73.

15 Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 18.

16 Этнические и этно-социальные категории: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 6. / Отв. ред. В.И.Козлов. М., 1995. С 69.;  Алексеев В.П.. Род, племя, народность, нация. М.: Госполитиздат. 1962. С. 20.

17 Бромлей Ю.В. Этнонациональные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. С. 30.

18 Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. С.52.

19 Кокотов А.Н. Указ. соч. С.20.

20 Там же. С. 24.

21 Этнические и этно-социальные категории: Свод этнографических понятий и терминов. С. 25.

22 Ким А.И., Муртаза-Оглы Ф.А. Часть наций и народностей СССР как субъекты автономии // Актуальные вопросы правоведения в развитом социалистическом обществе. Томск, 1982. С. 61; Грацианская Н.Н. Этнографические группы Моравии. К истории этнического развития. М, 1975. С. 25.

23 Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда 1952-1990 Т2. Женева: Международное бюро труда, 1991. С.2193-2207. (Российская Федерация Конвенцию МОТ №169 не ратифицировала).

24 Конвенция МОТ №169. Женева: Международное бюро труда, 1996. С.4. ' Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. 2-е изд., исправ. и доп. / Сост. В.В. Маклаков. М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 478.

25 Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 57-61.

26 Там же. С. 62.

27 Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации // Федеральный закон от 20.07.2000 г. № 104 ФЗ, Российская газета, № 142, 24.07.2000 г.

28 Литвякова А.Б. Правовое регулирование коренных малочисленных народов в Российской Федерации (на примере Красноярского края). Дисс…канд. юрид. наук. Специальность 12.00.01.Красноярск, 2003.

Информация о работе Правовой статус коренных малочисленных народов