Проблемы перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:21, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего дипломного исследования является изучение указанного процесса перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному, а также проблем, которые стоят перед современной наукой теории государства и права, касаемо темы исследования.
Дляреализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
Проанализировать понятия: тип государства и типология государств с учетом современной юридической литературы.
Рассмотреть формационный и цивилизационный подходы к типологии государств, исследовав сущность, преимущества и недостатки каждого из подходов.
Выявить эволюционные исторические типы государства и определить исходную политическую форму перехода от общины к государству.
Охарактеризовать ранее государство и выявить предпосылки становления институтов современного общества.
Проанализировать процесс возникновения развитого государства, а государства.
Исследовать зрелое государство, а также процесс его развития в ХХ веке.
Рассмотреть предпосылки возникновения социального правового государства, структурированного защитой и обеспечением прав человека на достойную жизнь.
Определить тенденции изменения характера власти, функции современного государства в условиях глобализированного общества.

Содержание работы

Введение
Типология государств: понятие и классификация типов государств
Типология государств. Общее понятие типа государства.
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства
Типология государств по стадиям эволюции.
Раннее государство как политико-правовой институт досовременного общества
Переход от общин к государственности. Возникновение раннего государства.
Развитое государство
Зрелое государство.

Файлы: 1 файл

Диплом готовый.docx

— 125.90 Кб (Скачать файл)

Цивилизационный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве  не только инструмент политического  господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Цивилизационный подход к  решению вопроса о соотношении  государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить  с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство  с предельно широких позиций  определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного  развития.23 В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие тотальной детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование столь же общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.

Сторонники данного подхода  аргументируют это следующим. В  основе государства лежат экономические  факторы, но влияние на эти экономические  факторы достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые  либо способствуют, либо мешают производительному  труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются  именно в сфере человеческой деятельности, которая обозначается термином «культура» или «цивилизация». В итоге «цивилизация», её уровень, её ценности влияют и на социальную, в том числе государственную, организацию общества.24 Иными словами, культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства и тем самым прервать поступательное формационное развитие, как производства, так и обусловленного им процесса формирования и функционирования государства. Свидетельство этому – примеры циклического развития государственных форм в странах арабского мира, Китае, Америке до IX в. и т.д. И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут резко усилить формационный процесс экономики и государственно-правовой сферы. Классический пример последнего – Европа, в которой, например, протестантская церковь с её культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания, адекватных ей государственно-правовых начал, а так же современная Япония.

Каждое отдельное государство  становится полем борьбы двух видов  воздействия на него: формационного, т.е. материально-производственного, и  культурно-духовного, цивилизационного. Какой из них победит, заранее  сказать нельзя. Именно с этим связаны  альтернативность и многовариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что правильное понимание соотношения государства с социально-экономическим строем предполагает использование обоих подходов: формационного и цивилизационного. Однако исторический опыт государственности, обобщённый на теоретическом уровне, показывает, что жёсткая привязка природы того или иного государства к социально-экономической формации ещё не даёт ответа на многие вопросы, возникающие в сфере государственности.25

Тут лежит мощный пласт  цивилизационных, социокультурных, национальных факторов и традиций наряду, разумеется, и с экономическими факторами.

В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные и цивилизованные критерии, которые позволяют классифицировать различные виды государств, понимать события сотрудничества, противостояния, даже мощного противоборства между ними. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации, которые, по прогнозу С. Хантингтона, уже вошли в противостояние26. Такой подход наполняет определённым, политико-правовым и экономическим содержанием такие категории, как «Восток-Запад», «Север-Юг».

Согласно цивилизационной  теории тип государства, его социальная природа определяются, в конечном счёте, не столько материальными (как  в формационном подходе), сколько  идеально духовными, культурными факторами. Как пишет в своём фундаментальном  труде «Постижение истории» известный  английский историк и философ  А. Тойнби, «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический  и тем более политический планы  кажутся искусственными, несущественными  созданиями природы и движущих сил  цивилизации».27

Для уяснения цивилизационного подхода чрезвычайно важно иметь  в виду следующее. Исторический процесс  привёл к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для  них типом государства. Согласно одной из классификаций цивилизации  проходят в своём развитии несколько  этапов:

  1. локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
  2. особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
  3. современная цивилизация с её государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.28

Один из основоположников цивилизационного подхода, английский историк А. Тойнби выделял 21 цивилизацию  – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.29

Существуют и другие самые  различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и т.п. В соответствии с этими и другими критериями можно выделить различные классификации цивилизаций и соответствующие им типы государств, такие как:

  • восточные, западные и смешанные (промежуточные);
  • древние, средневековые и современные;
  • крестьянские, промышленные и научно-технические;
  • доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные (в соответствии с теорией «трёх стадий»);
  • открытые и закрытые;
  • исламские, православные и католические и др.30

Западноевропейская наука, как правило, классифицирует государства  в зависимости от характера взаимоотношений  между государственной властью  и индивидом. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места, какое занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства. Если индивид принимает активное участие в создании правопорядка, то это демократия, если же нет – автократия. Отвлекаясь от других типологических признаков государства, Кельзен концентрирует внимание на человеческом факторе, который в основном и определяет и демократизм государственной власти31.

Подобную трактовку типологии  государств даёт американский профессор  Р. Макайвер. Он также делит государства на два типа: 1) династические (антидемократические), где общая воля (государственная) не выражает воли большинства населения; 2) демократические, в которых государственная власть отражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство. В первую группу Макайвер включает «классово-контролируемые государства» (империи), а также псевдодемократические государства, в которых правительство комплектуется привилегированной частью общества. Ко второй группе он относит те современные государства, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности, где государство обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание32.

Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, делает вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа, и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие33.

В настоящее время одним  из наиболее распространённых в цивилизационном  подходе является так называемое технологическое направление, согласно которому тип государства связывается  с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.34

Одной из наиболее распространённых для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор которой  известный американский социолог и  политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

  1. традиционное общество (с преобладанием сельского хозяйства);
  2. переходное общество (где закладываются основы для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности);
  3. общество, переживающее процесс сдвига (стадия «взлёта» в промышленности и в сельском хозяйстве);
  4. созревающее общество (или стадия «зрелости»);
  5. общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

В соответствии с рассматриваемой  концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно  назвать «государством всеобщего  благоденствия».

Таким образом, можно обозначить три важных принципа соотношения  государства и духовно-культурной жизни общества, которые выделяет цивилизационный подход.

  1. Природа государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.
  2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлечённой игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали, ценностных ориентаций, сложившегося мировоззрения, символики и т.д.
  3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одни условиям, останавливались в своём развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придаётся различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Типология государств по стадиям эволюции.

 

Рассматривая эволюцию государства  в целом как исторический процесс  необходимо разделить этот процесс  на отдельные стадии.

Как справедливо заметил  Л.Е. Гринин разделение процесса эволюции государства (и шире – политогенеза) в исторической ретроспективе на стадии является весьма важной и полезной процедурой, если, конечно, не абсолютизировать такое деление36.

При анализе развития государственности в рамках исторического процесса обычно выделяют две главные стадии: раннее государство и зрелое государство. Создателями такой схемы эволюции государственности являются Х. Классен и П. Скальник, при этом они использовали понятие раннего государства как начальной стадии эволюции докапиталистических неиндустриальных государств, в связи с чем и не ставили цель построить полную линию эволюции государственности.

На наш взгляд указанная  схема не отражает полностью исторический процесс развития государственности и нуждается в дополнении.

Так Л.Е. Гринин выделяет следующие  причины в связи с которыми концепция раннего-зрелого государства нуждается в дополнении:

  1. Переход к новой стадии развития государства немыслим без серьезных изменений в производстве. Поэтому было бы более чем странно допустить, что промышленная революция XVIII–XIX вв. не вызвала сильных изменений в организации государства. С другой стороны, революционные изменения в производстве раньше или позже требуют глубоких изменений в устройстве государства. Между тем схема раннее – зрелое государство никак не отражает эти перемены.
  2. Если первые зрелые государства, согласно распространенным взглядам, возникли еще в глубокой древности (Египет) или на пороге нашей эры (Китай)1, как тогда классифицировать европейские государства XVIII–XIX вв., не говоря уже о современных? Будут ли они также зрелыми или уже сверхзрелыми?
  3. Европейские государства XIX в. сильно отличаются от централизованных монархий поздней древности и средневековья (которые сами уже явно превосходят ранние государства) также по ряду других характеристик, в частности по уровню и культуре управления, развитости права, взаимоотношениям между государством и обществом. Недаром Макс Вебер говорил: «Вообще “государство” как политический институт с рационально разработанным правом и ориентированным на рационально сформулированные правила, на “законы”, управлением чиновников-специалистов в данной существенной комбинации решающих признаков известно только Западу, хотя начатки всего этого были и в других культурах»37.38

Информация о работе Проблемы перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному