Проблемы перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:21, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего дипломного исследования является изучение указанного процесса перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному, а также проблем, которые стоят перед современной наукой теории государства и права, касаемо темы исследования.
Дляреализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
Проанализировать понятия: тип государства и типология государств с учетом современной юридической литературы.
Рассмотреть формационный и цивилизационный подходы к типологии государств, исследовав сущность, преимущества и недостатки каждого из подходов.
Выявить эволюционные исторические типы государства и определить исходную политическую форму перехода от общины к государству.
Охарактеризовать ранее государство и выявить предпосылки становления институтов современного общества.
Проанализировать процесс возникновения развитого государства, а государства.
Исследовать зрелое государство, а также процесс его развития в ХХ веке.
Рассмотреть предпосылки возникновения социального правового государства, структурированного защитой и обеспечением прав человека на достойную жизнь.
Определить тенденции изменения характера власти, функции современного государства в условиях глобализированного общества.

Содержание работы

Введение
Типология государств: понятие и классификация типов государств
Типология государств. Общее понятие типа государства.
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства
Типология государств по стадиям эволюции.
Раннее государство как политико-правовой институт досовременного общества
Переход от общин к государственности. Возникновение раннего государства.
Развитое государство
Зрелое государство.

Файлы: 1 файл

Диплом готовый.docx

— 125.90 Кб (Скачать файл)

К типологии ранних государств также существует несколько подходов. Так, в типологии Х. Классена и П. Скальника учитывается степень зрелости, согласно которой они выделяют следующие типы ранних государств:

  1. Зачаточное
  2. Типичное
  3. Переходное46.

Однако в юридической  литературе данная классификация критикуется  многими учеными, так как в  ней отсутствуют разграничения между ранним государством и вождеством47.

Помимо того, различные авторы выделяют следующие типы ранних государств:

• бюрократические, например, Третья династия Ура в Месопотамии48.

• сакральные, например, многие африканские ранние государства49;

• дружинные, например, Русь, Норвегия50;

• военно-торговые, например, Хазария, Тюркский каганат51;

• военно-феодальные, например, средневековые государства Европы, Московская Русь;

• общинные,например, Бенин52.

Каждое общество в зависимости  от природных и исторических условий, многих других объективных и случайных  факторов приобретало те или иные, но, как правило, однобокие и неполные (с точки зрения будущего) формы  упорядочения внутренних и внешних  отношений. В одних случаях более  интенсивно шли религиозные процессы, в других – имущественное расслоение или специализация, в третьих  – выделялась аристократия, в четвертых  – складывались профессиональные «военные кадры». Но комплексного развития не было. И поскольку эти новые формы  были еще неполными и незрелыми, они относительно легко менялись и заменялись, а процессы перетекали друг в друга. Политическое объединение, например, могло содействовать выделению  элиты, но затем элитарные интересы способны были разрушить единство. Кроме того, шла борьба за лидерство  и вместе с ней шла смена  элит.

Возникновение государства  выражает переход человеческого  общества от первобытной стадии к  цивилизации, т.е. обретение им качеств  саморегулирующейся системы, развивающейся  на своей собственной основе.

Рожденное обществом, его  противоречиями, государство само неизбежно  становится противоречивым, противоречивы  его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность  и управляемость, государство выполняет  функции, обусловленные потребностями  общества, а, следовательно, служит его  интересам. Государство интегрирует  общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, решающая его проблемы, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер.

Первобытное общество еще  не оторвалось от природы, не обрело, «собственной основы» в виде персонифицированной, частной собственности, особой политической организации: Оно базируется преимущественно  на природно-естественных основаниях, на природном хозяйственно-социальном единстве, общины, рода; племени.

Важнейшей особенностью, характеризующей  общество в условиях цивилизации, становится движение к свободе — постепенно, утверждающиеся (с перерывами, поворотами назад, зигзагами) автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие  личности в управлении обществом (народовластие  в тех или иных формах).

При цивилизации появляются новые факторы: избыточный продукт  – основа частной собственности, экономической свободы, и обособленная, автономная личность — основа индивидуальной свободы человека.

Поэтому в условиях цивилизации  резко осложняется задача обеспечения  целостной организации общества, его надлежащего (естественного) функционирования и возникает необходимость в  особой политической организации общества, во внешней власти, а отсюда в  формировании государства — особой организации политической власти, т.е. власти, опирающейся на аппарат принуждения  и, в зависимости от особенностей общества, на свой авторитет, традиции, обыкновения, иные факторы. При помощи государства и создается в условиях цивилизации такая целостная организованность людей, которая позволяет говорить об обществе как едином организме, существующем на определенной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Развитое  государство. Его отличия от  раннего государства.

Стадия развитого государства  выделяется далеко не всеми юристами, при рассмотрении процесса эволюции государства от раннего к зрелому, однако, на наш взгляд данная стадия необходима, так как отличия развитого государства от раннего являются очевидными.

Так можно выделить даже минимально обязательные признаки обоих типов. Например, если некоторые ранние государства могли базироваться на незерновом сельском хозяйстве, другие – существовать без товарно-денежных отношений и внутреннего рынка, иные – без письменности, письменного права и судебной системы, третьи – без постоянных налогов или постоянного войска, четвертые – обходиться без централизации и профессиональных чиновников, то среди развитых государств такого уже быть не могло. В то же время мы едва ли найдем хотя бы одну черту развитых государств, которой не было бы ни в одном раннем государстве. Тем более в ранних государствах на последнем, переходном этапе, когда зарождаются многие черты будущей стадии. Мало того, по каким-то отдельным показателям некоторые из ранних государств могут даже превосходить отдельные из развитых. Так, например, по уровню развития права Римская республика превосходила Индию XVI в53.

Иными словами, отдельные  ранние государства могли иметь  некоторые из признаков развитых (письменность, профессиональный бюрократический  и карательный аппарат, кодифицированное право и др.). Но ранние государства не обладают всей системой минимальных характеристик развитых государств (о которой – дальше). А чтобы считать какое-то государство развитым, оно должно обладать всей совокупностью таких признаков. Следовательно, необходимо сравнивать их по обладанию полной системой минимальных характеристик.

 

Необходимо отметить, что с одной стороны, на последних этапах каждой стадии государственности (переходного государства) появляются различные моменты, которые уже не характерны для нее. Это свидетельствует о подготовке к переходу к следующей стадии. С другой стороны, на начальном этапе любой стадии государственности еще очень-очень много черт предыдущей стадии. Поэтому в зависимости от задачи можно делать упор как на сходствах и непрерывности процесса, так и на его узловых моментах.

Например, Римская республика в  период правления Октавиана Августа (конец I в. до н. э. – начало I в. н. э.) переросла в империю. Логично взять этот период также за начало превращения Римского государства из раннего в развитое. При этом легко указать как на огромное сходство между поздней республикой и ранним принципатом, так и на важное различие между этими эпохами, которое затем будет все более и более давать себя знать, то есть на зародившуюся императорскую власть. Но только в III в. н. э. Римская империя наглядно и ярко демонстрирует черты развитого государства: «иерархическую систему сословий и наследственное прикрепление людей к их профессиям и статусам, разветвленный огромный полицейско-бюрократический аппарат, “теократическую” власть императора, обязательную для всех подданных государственную религию, санкционировавшую официальную идеологию.

В ряде случаев о вступлении в  начальный этап  развитого государства  можно говорить только ретроспективно, с учетом дальнейшей эволюции этого  государства. Вот как, например, описывает  такие изменения в отношении  Ирана (III–IV вв. н. э.) В. Г. Луконин (1987: 141, 137): «Раннесасанидская монархия, в сущности, мало чем отличается от парфянской, однако изменившиеся условия способствуют постепенной централизации государства. На смену полису приходит «царский город», на смену системе полунезависимых царств – единая государственная административная система, на смену религиозной терпимости парфянских царей и множеству религий – единая государственная религия – зороастризм», – а также: «Сасанидский период характерен постоянно растущей тенденцией к централизации»54.

Говоря про общую характеристику развитого государства, прежде всего, надо отметить, что оно более органично обществу, точнее говоря, это государство становится естественной его формой, хотя сам формирования такого общества проходил болезненно. Путь к этому был длительным и непростым, поскольку такое государство было итогом многочисленных трансформаций, переворотов, распадов и собираний земель, в течение которых происходил отбор наиболее удачных вариантов соотношения государства и социально-этнических структур. Чтобы оно появилось, с одной стороны, нужен был существенный прогресс в его политическом, административном и правовом устройстве, в идеологии. А с другой стороны, требовалось достижение необходимого уровня этнического, социального, экономического и культурного развития, в результате чего общество становится социально и этнически достаточно консолидированным.

Крайне существенно, что  развитое государство не просто тесно  связано с особенностями социальной и корпоративной структуры общества и закрепляет эти особенности  в политических институтах, но и  гораздо более целенаправленно и активно влияет на социальные процессы.

Развитое государство  выступает как государство централизованное и сформировавшееся, то есть имеющее все атрибуты государства. Такое государство складывается в результате долгого развития самой техники управления и администрирования, расширения и профессионализации административных и иных структур, подгонки аппарата для решения определенных задач. Поэтому многие признаки, которые могли встречаться, но могли и отсутствовать в ранних государствах, в развитых становятся обязательными: профессиональный аппарат управления и подавления, налоги, территориальное деление, а также наличие писаного права.

Естественно, что разные государства  достигали стадии сложившегося государства  в разное время. Например, Египет – с Нового царства (примерно XVI в. до н. э.); Китай – в результате объединения его в первую централизованную империю Цинь в конце III в. до н. э.; Рим достиг этого уровня примерно в конце I в. н. э.; Византия сразу возникла как развитое государство (поскольку римские традиции здесь не прерывались); Иран – после упрочения Сасанидской династии III–IV в. н. э.; Япония вступила в стадию развитого государства в начале XV вв., когда сёгунам из династии Асикага удалось укрепить позиции центральной власти. Франция начала вступать в эту стадию в конце XIII века при Филиппе IV Красивом, но Столетняя война задержала этот процесс; Испания – в конце XV в. (в результате объединения Кастилии и Арагона); Англия – также в конце XV в. (после войны Алой и Белой Роз и воцарения династии Тюдоров); Индия – через некоторое время после образования империи Моголов во второй половине XVI в. в период правления Акбара (1556–1605), который объединил под своей властью основную часть территории Индии и провел важные реформы государственного управления; Россия – во второй половине XVI в. во время царствования Ивана Грозного55

Исходя из сказанного, повторимся в раннее данном понятии. Развитое государство – это форма политической организации цивилизованного общества; отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.

Сравнивая развитое государство с  ранним можно выделить следующих основные их отличия:

а) Развитое государство имеет больше атрибутов государственности, которые  к тому же более развиты.

В нем уже достаточно ясно и в  системе прослеживаются все признаки государства: особый отделенный от населения  аппарат управления и насилия; налоговая система; территориальное административное деление. И помимо этого еще обязательно имеются письменное право, а также особая письменная культура управления, учета и контроля. Такое государство не может довольствоваться ополчением, а обычно имеет постоянную армию. В нем имеется более развитая система повинностей. Архаические повинности и доходы (дань, подарки, полюдье, отработки, доходы от военного грабежа или контрибуций) исчезают или играют подчиненную роль. А налоги становятся более регулярными.

б) Развитое государство является сословно-корпоративным государством.

Социальная структура начинает изменяться в сторону того, чтобы  быть представленной более крупными общественными группами, а не множеством мелких социальных слоев или социально-территориальных  единиц (вроде независимых городов  и храмов с особыми привилегиями). Налицо также этнически сложившиеся народности, а не племенной конгломерат или сосуществование массы мелких родственных народцев. В результате общество становится социально достаточно консолидированным. Указанная консолидация сословий связана с уменьшением замкнутости и обособленности областей и территорий, с экономическим объединением общества, более плотными контактами представителей высших слоев между собой. Но нельзя не отметить и активность государства в этом отношении, которое заключается в юридическом оформлении сословий, а в целом в том, чтобы сделать общество более жестким, устойчивым, уменьшить социальную мобильность или канализировать ее.

В свою очередь, государство и в  устройстве, и в политике все более  явно отражает особенности своего социального (и этнического) состава, активно  влияя на социальную структуру общества и выступая посредником между  сословиями и корпорациями. Также  может идти процесс более четкого  оформления системы титулов, рангов, а также чинов служащих (в последнем случае особенно там, где правящий класс совпадает с классом чиновников).

в) Развитое государство  – это обязательно централизованное государство, в целом более устойчивое и крепкое, чем раннее.

Развитое государство не может  быть политическим конгломератом, как  это часто было в ранних государствах. Это уже не просто объединение  территорий, которые распадаются, как  только сила центра ослабла. Конечно, возможны распады и развитых государств, особенно на начальном этапе, когда только происходит процесс централизации. Но если дальнейшее развитие этого  типа государства идет, оно обязательно  связано с новой и часто  более прочной централизацией на примерно той же территории. Это объясняется тем, что развитое государство формируется на определенной, исторически подготовленной в материальном и культурном плане к такому единству территории за счет общей культуры, идеологии, письменности, развития коммуникаций, торговли, определенной унификации, в том числе денег, мер, права и другого.

Информация о работе Проблемы перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному