Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:21, дипломная работа
Целью настоящего дипломного исследования является изучение указанного процесса перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному, а также проблем, которые стоят перед современной наукой теории государства и права, касаемо темы исследования.
Дляреализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
Проанализировать понятия: тип государства и типология государств с учетом современной юридической литературы.
Рассмотреть формационный и цивилизационный подходы к типологии государств, исследовав сущность, преимущества и недостатки каждого из подходов.
Выявить эволюционные исторические типы государства и определить исходную политическую форму перехода от общины к государству.
Охарактеризовать ранее государство и выявить предпосылки становления институтов современного общества.
Проанализировать процесс возникновения развитого государства, а государства.
Исследовать зрелое государство, а также процесс его развития в ХХ веке.
Рассмотреть предпосылки возникновения социального правового государства, структурированного защитой и обеспечением прав человека на достойную жизнь.
Определить тенденции изменения характера власти, функции современного государства в условиях глобализированного общества.
Введение
Типология государств: понятие и классификация типов государств
Типология государств. Общее понятие типа государства.
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства
Типология государств по стадиям эволюции.
Раннее государство как политико-правовой институт досовременного общества
Переход от общин к государственности. Возникновение раннего государства.
Развитое государство
Зрелое государство.
г) в развитом государстве более высокая хозяйственная база.
В частности, развитое государство, в отличие от раннего, не может возникнуть без зернового хозяйства и тем более на основе скотоводства. В то время как ряд африканских государств возникал на базе сельского хозяйства, в котором зерновые культуры не играли преобладающей роли, а ведущими были иные: ямс, банан, маниок, земляные орехи и т. п. В развитом государстве не может отсутствовать внутренний рынок и господствовать натуральное хозяйство, как было в некоторых ранних государствах (империя Инков, Египет Раннего царства). Требуется хотя бы некоторое развитие товарно-денежных отношений. Должна существовать не только специализация ремесел, но и намечаться хозяйственная специализация (пусть еще и слабая) районов, то есть формироваться единый хозяйственный организм в государстве56.
д) Если многие ранние государства существовали на основе варварских обществ, то развитое государство обязательно оформляет общество уже цивилизованное. Поэтому такое государство складывается только в районах достаточно продвинутых цивилизаций и часто на базе ведущего этноса.
е) Развитое государство существенно
лучше, чем раннее, подходит под определение,
что это организация
ж) Наличие нового типа государственной идеологии и/или религии. Вместо примитивных идей о царской власти (мифические предки, сверхъестественные качества царя и т.п.) возникает политическая идеология в широком смысле слова. Ярким примером может служить конфуцианство в Китае. Но, конечно, такая идеология очень часто имеет какой-то религиозный камуфляж, как, скажем, концепция XVI в. «Москва – Третий Рим». В результате во многих развитых государствах, как это было в Китае и других странах Восточной Азии, государство становилось сакральным само по себе. Это нередко требует союза государства с официальной церковью.
2.3. Зрелое государства. Развитие государственности в ХХ веке.
В связи с ростом роли
отношений собственности и
Исходя из сказанного, зрелое государство – это органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм.
Зрелое государство является уже результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Другие отличия зрелого государства от ему предшествующих типов также очень велики. Оно опирается на сложившуюся или складывающуюся нацию со всеми ее особенностями. Поэтому такое государство более развито в организационном и правовом плане, обязательно имеет профессиональную бюрократию, четкий механизм и прописанную процедуру легитимной передачи власти. Как правило, создаются конституции и системы разделения властей, возрастает роль права, особенно гражданского. В целом (за исключением тоталитарных и авторитарных государств) системы права и судопроизводства достигают в зрелых государствах такого развития и совершенства, что сравнивать их с предшествующими эпохами сложно. В результате важнейшей функцией зрелого государства становится обеспечение не толь-ко социального, но и обычного правопорядка, тогда как на последний в развитом государстве часто обращалось слабое внимание57.
Стоит обратить внимание, что если развитое государство определено как естественная форма политической организации общества (то есть, хотя оно необходимо для поддержания социального порядка, все же, если бы не угроза нашествий, основное крестьянское население, в принципе, могло бы обойтись без государства и тем более без крупного государства), то зрелое государство – как органическая форма политической организации, то есть это форма, вне которой общество (и население) быть не может в принципе.
При этом сама государственность становится как бы отделенной от конкретных людей. Если в монархиях в начальный период зрелого государства монарх, подобно Людовику XIV, еще мог заявить: «Государство – это Я!» (и то в XVII, а не в начале ХХ в.), то в конституционных режимах это уже было просто невозможно. Возникает и определенная автономия аппарата и армии, которые все более выступают как некий абстрактный механизм служения обществу. Все это создает основу для формирования гражданского общества58.
В плане взаимоотношений государства и общества, государства и личности правомерно говорить о появлении нового типа идеологии, которую в целом можно определить как гражданскую, поскольку она объясняла взаимоотношения человека и государства с точки зрения человека-гражданина, имеющего равные по закону права и обязанности, живущего в особом национально-государственном сообществе. Эта гражданская идеология в результате революций, реформ и распространения образования постепенно заменила сакрально-традиционную идеологию развитого государства с ее представлениями о святости монаршей власти и нерушимости сословного социального порядка. Наиболее универсальным видом гражданской идеологии можно считать национализм. Другими влиятельными идеологиями эпохи классического капитализма были либерализм, демократизм, революционизм и реформизм. В более поздний период появляются империализм (как идеология), коммунизм, фашизм, антикоммунизм. В результате изменяются критерии достоинства государства. Теперь не пышность двора, а экономическое могущество нации, более справедливый социальный порядок, а затем и уровень жизни населения постепенно становятся критериями уровня государства, его прогрессивности.
В зрелом государстве институты управления, а также аппарат принуждения и контроля и более развиты, и более специализированы, тогда как в развитом государстве эти органы и институты далеко не всегда имели четко обозначенные функции. Напротив, как высшие, так и местные органы часто являлись многофункциональными и в то же время неопределенными по задачам. А бюрократия в истинном смысле этого слова в основном концентрировалась только в отдельных сферах, разных для разных стран (например сборе налогов или судах), а в других областях жизни, особенно на уровне местного управления, могла отсутствовать, как например во Франции еще в XVIII в59.
Даже в Китае чиновничий аппарат не проникал до самых низовых структур, и поэтому на местах функции чиновников в значительной мере ложились на плечи представителей ученого сословия шэньши60.
С конца XVII в., то есть в период царствования Людовика XIV Францию можно относить к зрелым государствам. Один только факт покажет объем изменений в управлении страной, произошедший к этому времени.
Так Копосов Н.Е. отмечает, что к началу XVI в. во Франции насчитывалось около 8 тыс. чиновников, к середине XVII в. их численность возросла до 46 тыс61.
Англия становится развитым
государством в первые десятилетия
XVIII в., то есть через некоторое время
после «славной» революции, когда
начала оформляться новая система
государственного управления: конституционная
монархия, двухпартийная система, однопартийное
правительство. Пруссию можно относить
к развитым государствам с конца
XVIII в. К началу XIX в. «в военной, а
также гражданской
Сформулируем теперь кратко некоторые черты зрелых государств на среднем этапе этой стадии (типичного зрелого государства):
а) это уже индустриальное
или индустриализирующееся
б) это государство с
достаточно высоким уровнем организации
управления, развитой системой законов
или государственных
в) зрелое государство опирается на нацию (нации), поэтому может иметь место лишь в обществе с общей национальной (или наднациональной) культурой. Государство озабочено влиянием на эту культуру, включая контроль за языком, религией, образованием и т. п.; отсюда в государственной идеологии всегда присутствует национализм (или иная идеология превосходства жителей данного государства, например, их особой прогрессивности, революционности, религиозности, демократичности, историчности и т. п.);
г) это государство классово-
д) если в развитых государствах
широкое распространение
е) наконец, зрелое государство опирается на новые виды внутри-общественных связей:
• материальные связи – единый хозяйственный организм и единый рынок;
• культурные связи – единый культурно-информационный организм;
• национальные связи – осознание национального единства и появление новых символов этого единства: нация, интересы нации, высшие интересы;
• сплочение на базе идеологии: культ закона и конституции, нации (либо культ партии, идеи, вождя);
• сплочение на базе участия в общенациональных организациях и корпорациях (профсоюзы, партии, движения) и участия в выборах власти.
Стадия зрелого государства
связана с формированием
Именно так происходило в Европе в первой половине ХХ века. Такая трансформация зрелого государства связана с очень быстрыми изменениями в производстве, включая усиление миграционных процессов, создание конвейерного производства, роста образования, новой сферы услуг, превращение женского наемного труда в массовое явление и других вещей Достаточно сказать, что промышленное производство в мире с 1890 по 1913 годы выросло почти в четыре раза63.
Важнейшими чертами этой новой социальной структуры стали:
– формирование так называемого среднего класса, который постепенно стал ведущим по численности;
– усиление таких признаков социальной стратификации, как образование и рост социальной мобильности. Соответственно сильно выросла доля наемных служащих;
– рост значения социального законодательства и появление законов, ограничивающих поляризацию общества (таких, как высокие подоходные и на наследство налоги и т. п.);
– усиление значения в общегосударственной жизни и политике таких факторов, которые ранее были важными в основном для низовых ячеек общества: половые, возрастные и профессионально-групповые.
В течение ХХ века социальная политика претерпевает очень сильные изменения. Государство из классового постепенно становится социальным, то есть государством, которое проводит активную политику поддержки малоимущих, социально незащищенных, ограничивает рост неравенства. Этот процесс начался в конце XIX в., стал более заметен в период после Первой и еще более – после Второй мировой войны. Фактически вся первая половина ХХ века до окончания войны – это борьба вокруг важнейших социальных законов. Идеологию и взгляды на этот счет во многих странах резко изменили глобальные социально-экономические события: революции, пример СССР, мировой экономический кризис и другие. И далее этот курс только усиливался и развивался, пока западноевропейские и другие развитые страны не стали государствами «благоденствия»
Огромные перемены произошли в области перераспределения доходов. Это достигалось, в частности, с помощью высокого прогрессивного налога на доходы и социальной помощи менее обеспеченным, оказавшимся в трудном положении. В результате развития социальных программ налоговые изъятия существенно выросли по сравнению с периодом классического капитализма (до 50 и более процентов с личных доходов).
Следует отметить, что раннее государство можно было назвать только правовым, но не социальным. Образовавшееся в результате подобной трансформации новое государство, став социальным, не перестает быть правовым. Но даже если допустить существование чисто социального государства, то и оно вопреки утверждениям многих весьма авторитетных отечественных правоведов, не утрачивает своего правового характера, если, конечно, под правом не понимать исключительно частное право64.
Информация о работе Проблемы перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному