Проблемы перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:21, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего дипломного исследования является изучение указанного процесса перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному, а также проблем, которые стоят перед современной наукой теории государства и права, касаемо темы исследования.
Дляреализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
Проанализировать понятия: тип государства и типология государств с учетом современной юридической литературы.
Рассмотреть формационный и цивилизационный подходы к типологии государств, исследовав сущность, преимущества и недостатки каждого из подходов.
Выявить эволюционные исторические типы государства и определить исходную политическую форму перехода от общины к государству.
Охарактеризовать ранее государство и выявить предпосылки становления институтов современного общества.
Проанализировать процесс возникновения развитого государства, а государства.
Исследовать зрелое государство, а также процесс его развития в ХХ веке.
Рассмотреть предпосылки возникновения социального правового государства, структурированного защитой и обеспечением прав человека на достойную жизнь.
Определить тенденции изменения характера власти, функции современного государства в условиях глобализированного общества.

Содержание работы

Введение
Типология государств: понятие и классификация типов государств
Типология государств. Общее понятие типа государства.
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства
Типология государств по стадиям эволюции.
Раннее государство как политико-правовой институт досовременного общества
Переход от общин к государственности. Возникновение раннего государства.
Развитое государство
Зрелое государство.

Файлы: 1 файл

Диплом готовый.docx

— 125.90 Кб (Скачать файл)

В связи с вышеуказанным, на наш взгляд, необходимо выделить еще одну стадию эволюции государственности  – стадию развитого государства, которая является как бы «мостом» от раннего государства к зрелому.

Говоря об отличиях между  ранним, развитым и зрелым государством, отмечаем, что раннее государство - всегда государство неполное, поскольку в нем недостаточно органичная и сбалансированная система взаимосвязей между государством и обществом. Существовали разные варианты такой несбалансированности и неполноты. Чаще всего неполнота проявлялась в недоразвитости или фрагментарности государственного аппарата. Как правило, раннее государство либо не обладает полным набором таких важнейших черт государства, как аппарат управления и подавления, налоги, территориальное деление, письменное право, либо не развило их до удовлетворительной степени. Также и централизация очень часто отсутствовала. И этим раннее государство существенно отличается от государства развитого, в котором все указанные признаки должны быть обязательно.

Развитое государство  выступает как государство сформировавшееся и сложившееся, имеющее почти все атрибуты привычного государства (то есть развитой аппарат управления и подавления, налоги, территориальное деление, письменное право), и централизованное. Таким образом, многие признаки, которые в ранних государствах могли встречаться, но могли и отсутствовать, в развитых становятся обязательными.

Тип развитого государства  был уже результатом длительного  исторического развития и отбора, которые доказали, что государство существенно прочнее, если его институты органично связаны с социальной структурой общества, если они одновременно и опираются на социальный порядок, и поддерживают его. Развитое государство гораздо более целенаправленно и активно влияет на социальные процессы в обществе. Оно не просто тесно связано с особенностями социальной и корпоративной структуры общества, но как бы конституирует эти особенности в политических и юридических институтах. В этом смысле его можно рассматривать как сословно-корпоративное государство399.

Зрелое государство является уже результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Другие отличия зрелого государства от ему предшествующих также очень велики. Оно опирается на сложившуюся или складывающуюся нацию со всеми ее особенностями. Поэтому такое государство более развито в организационном и правовом плане, обязательно имеет профессиональную бюрократию, четкий механизм передачи или ротации власти. Оно постепенно трансформируется из сословно-классового в чисто классовое государство. О хронологии начала вступления в стадию зрелого государства я скажу в своем месте. В качестве ориентиров следует отметить, что Францию можно относить к зрелым государствам с конца XVII в. (период царствования Людовика XIV); Россию - с начала XIX в.; Японию - с последней трети XIX в. (после «реформ Мэйдзи»).

Исходя из сказанного, можно  сделать очень важный вывод, что  в древности и средневековье  не было зрелых государств, а только ранние и развитые. Впрочем, еще Макс Вебер говорил: «Вообще "государство" как политический институт с рационально разработанным правом и ориентированным на рационально сформулированные правила, на "законы", управлением чиновников-специалистов в данной существенной комбинации решающих признаков известно только Западу, хотя начатки всего этого были и в других культурах».

Кроме того, анализируя, вышеизложенное можно дать следующие понятия развитому и зрелому государствам, которые будут раскрыты в следующих главах.

Развитое государство - это  понятие, с помощью которого описывается  форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.

Зрелое государство - это  понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управ¬ления, обсспсчспия порядка, социального или иного неравенст¬ва, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм.

Таким образом, подводя итог данной главе, необходимо заметить, что  типология государств – это осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков.

Тип (исторический) государства и права — это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно экономической формации или(и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.

Касаемо подходов к типологии  государства, сейчас наиболее универсальным научным критерием типологии государств становится цивилизационный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному государству качество определенного типа.

Формационный подход, потерявший во многом свою актуальность, в современной  науке еще не достаточно изучен и  должен получить свое развитие в будущем. Данный подход универсальным не является, поскольку неприменим для ряда стран, в частности Востока и Африки.

Однако, на наш взгляд, наиболее верный путь – это интеграция формационного и цивилизационного подходов и создание новой комплексной теории, универсальной по своим критериям для всех государств мира в поступательном историческом движении. На наш взгляд, наиболее подходящим в данном случае, является эволюционный подход к типологии государств, сформулированный Классеном и Скальником с учетом выделения еще стадии развитого государства. То есть на своем историческом пути развития государство претерпело следующие стадии эволюции: раннее государство, развитое государство, зрелое государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Перерастание государства от раннего к зрелому, как к более совершенному и прогрессивному.

 

2.1. Переход от общин к государственности. Возникновение раннего государства.

 

В исторической научной литературе отмечается, что первые государства  возникли 5-6 тысячелетий назад. Сама же идея государства вытекает из самой глубины человеческого сознания. В течение многих тысячелетий народы всевозможных племен и разных степеней развития своим умозаключением и опытом всегда и повсюду были приводимы к этой идее. Первоначальной ячейкой человеческого общества являлась семья, род, племя. Борьба между ними приводила к победе одного рода (племени) над другим или к примирительному соглашению между несколькими родами (племенами), в результате чего над ними устанавливалась единая власть.

 Государства возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою судьбу с засеянным полем и ожидаемым урожаем, естественно вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлых орд завоевателей, подвергающих все опустошению.

Защита жизни, очага и  хозяйства от набегов кочевников становится настолько важной, что  удачное отражение их естественно  создает из общины центр, слывущий защищенным и безопасным. Малые и слабые общины видят свой прямой интерес в том, чтобы добровольно отдаться под  власть удачно обороняющегося союза  и обеспечить себе тем защиту, а  купцы, ищущие безопасности для своих  товаров и верных оборотов, начинают тяготеть к тому же центру. Государственная  власть слагается тем быстрее  и прочнее, чем скорее и вернее ей удаётся обеспечить порядок внутри союза и безопасность от внешних нападений40.

Следует отметить, что возникновение  государств также было обосновано и  аграрной революцией, которая происходила  довольно длительный период времени. К ее итогам, на наш взгляд, значимым для образования государства, можно отнести:

      1. значительно возросла численность и плотность населения, что привело к образованию крупных центров, в которых начала обосабливаться власть;
      2. рост оседлости населения, что ведет к образованию излишков материальных благ, накоплению богатства;
      3. увеличение размеров и сложности обществ, а также плотности и сложности отношений между членами, группами и частями социума. Это развитие идет как за счет внутренних факторов, так и внешних, включая интеграцию, объединение и завоевание;
      4. возникновение социального неравенства, структуризация общества со сложными отношениями и новыми формами организации.
      5. Накопление материальных благ, богатства и социальных ценностей. Здесь необходимо заметить, что накапливаются не только материальные ценности, но и профессиональные навыки, в том числе и военное искусство, престиж и соответственно статус, знания и др.

Можно сделать вывод, что  в связи с увеличением численности  населения, количества благ и усложнением  их распределения, ростом объемов обществ  и плотности контактов внутри них и между ними идет как бы накопление и концентрация ряда социальных характеристик, качеств, свойств, что в совокупности и ведет к возникновению государства. 

Первые государства зародились в конце IV – начале Ш тыс. до нашей эры в Египте и Месопатамии, однако, как справедливо отмечает Л.Е. Гринин, движение обществ к государственности на общеисторическом плане растянулось на очень длительный срок (в Африке и Океании, например, некоторые государства рождались еще на глазах европейцев в XIX и даже XX вв.). По мнению Л.Е. Гринина период раннего государства охватывает весь период древнего мира (за исключением отдельных государств), а также - за отдельными исключениями вроде Китая и почти весь период средних веков41.

Кроме того, говоря про процесс  образования ранних государств, необходимо отметить что, для возникновения  раннего государства, общество должно обладать следующими признаками:

1. Общества не могут  быть меньше определенного размера  и сложности (самое меньшее – несколько тысяч жителей). Хотя чаще требуется больший размер, а по мере развития государства его объемы, как правило, возрастают до многих тысяч (часто до десятков и сотен тысяч и даже миллионов человек).

2. В обществе должен  иметься определенный производственный базис в виде сельского хозяйства, ремесла и торговли (два последних в отдельных случаях заменяет военно-данническая эксплуатация соседей).

3. В обществе должна  быть заметная социальная стратификация.

4. Необходим определенный  уровень политической и структурно-управленческой сложности: по крайней мере, должно быть не меньше трех уровней управления, а чаще – больше, что нередко выражается в 3-х, 4-х уровневой иерархии поселений, а в целом свидетельствует о наличии определенных политических традиций.

Само же словосочетание «раннее  государство» впервые было введено  в научный оборот Х.М. Классеном и П. Скальником, которые отмечали, что раннее государство – это начальная стадия эволюции докапиталистических неиндустриальных государств. По их мнению, раннее государство — это трехуровневая социально-политическая организация для регулирования социальных отношений в сложном стратифицированном (многоуровневом) обществе, разделенном, по крайней мере, на два основных класса - правителей и подданных, чьи отношения узаконены общей идеологией, основополагающим принципом которой является реципрокность42.

Теория раннего государства  имеет некоторые общие черты  с распространеной среди советских ученых концепцией "дофеодального периода" А. И. Неусыхина43. Позднее, когда стали выделять три этапа становления государственности (предгосударственный, этап раннего государства, этап традиционного государства), раннее государство трактовалось как государство, знакомое с эксплуатацией, но не знающего частной собственности ("раннеклассовое общество", "раннефеодальное", "варварское" или "сословное" государство)44.

Ранние государства очень  сильно отличаются между собой по многим характеристикам, в частности  по степени развитости централизации, управления, налоговой и судебной систем.

Важно отметить, что от ранних государств необходимо отличать догосударственные социумы и политии, которые можно условно разделить на две большие группы: 1. Небольшие и несложные по структуре общества 2. Более крупные, достаточно сложные в социально-культурном и политическом плане общества.

Для отличия сложных догосударственных  обществ Л.Е. Гринин использует понятие  «аналоги раннего государства». Так, по его мнению По его мнению, главные различия между ранними государствами и их аналогами лежат не в размерах и уровне сложности, а в особенностях политического устройства и способах управления обществом. В частности, государство отличается от своих аналогов большей сложностью управленческой организации, большей преобразовательской активностью, способностью принуждать к выполнению своих требований и менять отношения и нормы, исходя из собственных задач и интересов; большей опорой на формальные, юридические, административные, то есть нетрадиционные, основания; принципы, по которым люди привлекаются на службу государству, могут быть разными, но они никогда не ограничиваются только особым положением человека в системе родства45.

Информация о работе Проблемы перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному