Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:21, дипломная работа
Целью настоящего дипломного исследования является изучение указанного процесса перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному, а также проблем, которые стоят перед современной наукой теории государства и права, касаемо темы исследования.
Дляреализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
Проанализировать понятия: тип государства и типология государств с учетом современной юридической литературы.
Рассмотреть формационный и цивилизационный подходы к типологии государств, исследовав сущность, преимущества и недостатки каждого из подходов.
Выявить эволюционные исторические типы государства и определить исходную политическую форму перехода от общины к государству.
Охарактеризовать ранее государство и выявить предпосылки становления институтов современного общества.
Проанализировать процесс возникновения развитого государства, а государства.
Исследовать зрелое государство, а также процесс его развития в ХХ веке.
Рассмотреть предпосылки возникновения социального правового государства, структурированного защитой и обеспечением прав человека на достойную жизнь.
Определить тенденции изменения характера власти, функции современного государства в условиях глобализированного общества.
Введение
Типология государств: понятие и классификация типов государств
Типология государств. Общее понятие типа государства.
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства
Типология государств по стадиям эволюции.
Раннее государство как политико-правовой институт досовременного общества
Переход от общин к государственности. Возникновение раннего государства.
Развитое государство
Зрелое государство.
Сегодня каждое правовое государство является социальным, а социальное – правовым. Они не существуют друг без друга. Вместе они составляют социально-правовое государство. Разделить их можно только в абстракции. Говоря о социальном государстве, в реальности мы имеем ввиду социально-правовое государство. Точно также, как говоря о правовом государстве, мы в современных условиях подразумеваем, что оно одновременно является и социально-правовым.
Поэтому вполне правомерно в современной юридической литературе утверждается, что «правовое государство» и «социальное государство» не просто стали неразрывны, но нередко используются как синонимы. Связь социального государства с его правовой природой явилась важным шагом закрепления за ним социальных функций. Социальные характер и функции государства не просто приобрели прочные правовые основания, но стали ведущими для государства, в свою очередь, трансформируя правовую основу государства65.
Самой общей объективной причиной появления на арене политико-правовой жизни Запада социально-правового государства стал глубокий кризис правового государства в первой половине XXв. На международной арене этот кризис проявился прежде всего в неспособности правового государства предотвратить ни возникновения двух мировых войн с их бесчисленными материальными и человеческими страданиями и жертвами, ни национально-освободительных движений и восстаний народов колоний, ни последующего распада колониальных империй (Англии, Франции, Германии, США и др.), ни народно-демократических и социалистических революций в Европе и Азии, ни рождения, наконец, из них мировой социалистической системы, существенно сузившей сферу господства мирового капитала. Таким образом, правовое государство оказалось во многом бессильным сохранить благоприятные внешние условия своего собственного существования.
В социальной сфере правовое государство не смогло сохранить необходимого единства западного общества, предотвратить его раскол на два враждебных класса – имущие и неимущие, которые образовались под его сенью вследствие двухсотлетнего беспрепятственного действия законов свободного рынка и свободной конкуренции.
Наконец, правовое государство, взятое в своем чистом виде, в общем, оказалось несостоятельным и в качестве защитника прав и свобод человека, причем не только прав рабочего большинства, для которого право собственности превратилось в право на свою рабочую силу, но и прав класса собственников, чье право собственности было поставлено под сомнение пролетарскими революциями. Кроме того, оно стало сокращаться подобно шагреневой коже с началом осуществлявшихся лейбористскими и социал-демократическими правительствами социальных реформ.
В конце 80-90х годов прошлого столетия мы государство развивается дальше и становится постиндустриальным глобальным информационным, постэкономическим и посткапиталистическим, когда растет значимость нематериальных факторов производства и сопутствующей им интеллектуальной и исторической ренты, а государственно-правовая форма начинает обретать во многом новое качество, выливающееся в форму новой, неолиберальной, разновидности социально-правового государства.
Выдающийся русский философ и политолог А.А. Зиновьев называет его сверхобществом, а соответствующее государство – сверхгосударством. Развитие обоих явлений, полагает он, идет в направлении, сближающем западное общество с коммунистическим в основных сферах общественного устройства, включая, разумеется, и государственно-правовую сферу. Более того, в своих последних трудах он убедительно доказывает, что «разгромив коммунизм на «Востоке», Запад сам устремился в том же направлении, хотя и своими путями, называемыми в идеологии и пропаганде демократическими»66. Одним из таких путей к демократии и является, на наш социально-правовое государство.
Сфера свехгосударственности, убежден А.А. Зиновьев, не содержит в себе ни крупицы демократической власти. Тут нет никаких политических партий, нет никакого разделения властей, публичность сведена к минимуму или исключена совсем, преобладает принцип секретности, кастовости, личных контактов и сговоров. Тут врабатывается особая «культура управления», которая со временем обещает стать самой деспотичной властью в истории человечества. Понятно, что сверхгосударство фактически не узаконено ни какими нормативно-правовыми актами. Отсюда можно сделать
вывод, что правовое начало социально-правового государства воплощается в демократической части западной государственности, а социальное – в ее недемократической части и сверхгосударстве67.
Подводя итог всей главе, можно
сделать следующие выводы. Государство
на своем историческом пути развития
прошло огромный путь от его зарождения
до зрелого социально-правового
государства. Этот процесс развития
не всегда протекал плавно и постепенно,
становление некоторых
Заключение
Проблема происхождения государственности относится к числу «вечных» вопросов науки. Эта тема всегда будет будоражить интерес и внимание исследователей. Многие аспекты теории политики, государства и права могут быть комплексно осмыслены и истолкованы только в связи с историей возникновения и развития данных явлений.
Понятие типа государства многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств.
Наиболее универсальным научным критерием типологии государств становится цивилизационный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному государству качество определенного типа.
Формационный подход, потерявший во многом свою актуальность, в современной науке еще не достаточно изучен и должен получить свое развитие в будущем. Данный подход универсальным не является, поскольку неприменим для ряда стран, в частности Востока и Африки.
Наиболее верный путь – это интеграция формационного и цивилизационного подходов и создание новой комплексной теории, универсальной по своим критериям для всех государств мира в поступательном историческом движении. На наш взгляд, наиболее подходящим в данном случае, является эволюционный подход к типологии государств, сформулированный Классеном и Скальником с учетом выделения еще стадии развитого государства. То есть на своем историческом пути развития государство претерпело следующие стадии эволюции: раннее государство, развитое государство, зрелое государство.
Каждая из указанных стадий характеризуется своими правовыми и социальными институтами, которые по большей степени характерны только ей, однако на этапе перехода из раннего государства в развитое или из развитого к зрелому данные типы государств наиболее приближены к друг другу.
В настоящее время вершиной государственного развития является информационное, постиндустриальное, постэкономическое социально-правовое государство, сущность которого выражается в том, что рождается достаточно четко просматриваемая объективная закономерность его развития. Она состоит в циклическом характере развития социально-правового государства, в ходе которого поочередно берет верх один из принципов (правовой или социальный), ослабляя, но не подавляя полностью другой. В этой закономерности и состоит смысл и суть исторического движения современной западной социально-правовой государственности.
Однако, на наш взгляд, государство будет развиваться и дальше, так как невозможно остановить развитие общественных отношений, процессы глобализации и информатизации, с которыми развивается и государственности, однако к чему приведут данные процессы, однозначный ответ дать нельзя.
Библиография
Информация о работе Проблемы перехода от раннего государства к более развитому и более совершенному