Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:28, шпаргалка
1. Государственный орган: понятие, признаки, виды.
2. Система органов государственной власти в Российской Федерации и ее конституционное закрепление.
3. Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов в Российской Федерации.
4. Федеральные органы государственной власти с особым статусом.
5. Избирательное право: понятие, принципы.
6. Избирательная система: понятие, виды и применение.
7. Выборы: природа, значение, виды.
ЦИК действует на постоянной основе в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г. Этот орган осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также по проведению референдумов РФ. ЦИК состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов). Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов. Особый статус ЦИК проявляется также в полном отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.
Уполномоченный по правам человека. Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным законом, от 26 февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Академии наук. В соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) имеют государственный статус, учреждаются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета. В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные организации и другие учреждения и предприятия научного обслуживания и социальной сферы. Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций сферы научного обслуживания определяются ими самостоятельно. Работой академий руководят выборные президиумы и президенты, академии создаются, реорганизуются и упраздняются по представлению Правительства РФ законодательными органами РФ. В то же время они признаются самоуправляемыми организациями, действующими на основе законодательства РФ и собственных уставов. Академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты о проведенных научных исследованиях и их результатах. С академиями, имеющими государственный статус, не имеют ничего общего многочисленные иные академии, представляющие собой разновидности общественных объединений.
5.Избирательное право: понятие, принципы.
Избирательное
право употребляется в
В субъективном распадается на
1) активное ( избирать);
2) пассивное - быть избранным, но не всегда.
Активное с 18 лет, пассивное- с определенным возрастом.
В объективном значении избирательное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организации или формированием органов гос или местной власти.
Принципы избирательного права:
1)
принцип всеобщности или
2) принцип равности- все граждане участвуют в выборах на равных условиях, голоса имеют равный вес.
3) прямое избирательное право- все участвуют прямо и непосредственно.
4) принцип тайности голосования- выборы тайно в России стали проводиться после 1936 года.
5)
принцип добровольности и
Неучастие в выборах принято называть абсентеизм
6. Избирательная
система: понятие, виды и
Избирательная система понимается как в широком, так и узком смысле.
При
широком подходе к
В РФ широко распространены следующие виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Мажоритарная как известно сложилась исторически первой.
Ее суть- вся территория, на которой проводятся выборы делятся на одномандатные и многомандатные избирательные округа, причем число кандидатов на 1 округ не должно превышать 5 на многомандатном.
Разновидности мажоритарная системы - относительного и абсолютного большинства. МСОБ - избирается кандидат, набравший наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, то есть больше соперников. Применение- выборы в депутата в представительных органы на местном уровне; половина депутатов законодательного представительного органа субъекта РФ. МСАБ характеризуется тем что для победы кандидату необходимо набрать больше половины голосов. Чем больше кандидатов, тем меньше шансов набрать такое число голосов. И если ни один из кандидатов не набрал +1 голос следует второй тур. Применение МСАБ - выборы президента РФ, глава субъекта РФ, глава муниципального образования.
Пропорциональная система предполагает что депутатские места распределяются не между отдельными кандидатами, а между партийными списками. Партия получает число мандатов, пропорциональное число отданных за нее голосов. В РФ, как и в ряде других стран действует заградительный барьер, который предназначен для того, чтобы в парламенте были только крупные партии. Заградительный барьер- установленный минимум голосов, который должна набрать партия, чтобы участвовать в распределении мандатов. Пропорциональная система в РФ выедена с 2007 года, то есть 2 созыв по пропорциональной системе.
Пропорциональной система применяется в странах с традициями, длящимися во времени. Смешанная система - предполагает соединение элементов пропорциональной и мажоритарной системы вне одинаковой степени.
Поиск избирательной системы зависит от соотношения политических сил в стране, это политический вопрос.
7.Выборы: природа, значение, виды.
Являясь политико правовым явлением выборы не могут иметь однозначного определения. Об этом в юр литературе свидетельствуют множество суждений о природе выбора: 1) выборы форма непосредственной демократии; 2) выборы- способ формирования органов гос и местной власти; 3) выборы непосредственное выражение принадлежащей народу власти; 4) выборы институт легитимизации гос власти. 5) выборы средства селекции политических руководителей. 6) выборы политическая самоорганизация гражданского общества и т.д.
Смысл выборов, по мнению Малько, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а гос власть быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.
Социальное значение- 1) это эффективная форма воспитания граждан, прежде всего молодежи. 2) выборы способствуют формированию активной жизненной позиции. 3) выборы мощный инструмент воздействия на гос власть со стороны народа.
Виды выборов:
1) по уровню( федеральный, региональный и местный) на федеральном- выборы президента и гос Дума; на региональном- главу субъекта и в законодательный представительный орган( депутатов); на местном- главу муниципального образования.
2) в зависимости от того какой орган избирается- по этому критерию 2 группы- выборы должностных лиц( президент, глава субъекта и муниципального образования); выборы представительных органов( законодательный орган и т.д.)
3) по составу- общие и дополнительные. Общие- когда необходимо избрать полный состав органа( выборы депутатов 2011). Дополнительные- когда необходимо пополнить состав палаты из-за выбытия отдельных депутатов. Однако законодатель ограничил проведение доп выборов: когда срок полномочий органа не менее 1 года.
4) от участия избирателей- прямые и косвенные. Прямые- вопрос об избрании решают сами граждане непосредственно( Россия). Косвенные- вопрос об избрании решают коллегии выборщиков и депутаты( сша).
5) по срокам- очередные и досрочные. Очередные- назначаются и проводятся по истечении срока конституционных полномочий. Досрочные- назначаются в случае досрочного прекращения полномочий.
Повторные выборы и повторное голосование. Повторный выборы- самостоятельный избирательный процесс, который проводится в случае признания выборов несостоявшимися. Повторное обоснование- факультативная стадия в рамках одного и того же избирательного процесса( второй тур). Оно отводится по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов через 21 день после первого тура.
8. Система правовых актов о выборах и референдуме.
Избирательное право включает следующие правовые источники:
1)Конституция РФ, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы.
2)ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года.
3)ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 г., «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 21 июня 1995 г. и «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 2б ноября 1996 г.
4) ФКЗ «О референдуме» от 10 октября 1995 г., регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и проведения референдума.
5) Другие федеральные избирательные законы, например «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва» от 17 августа 1995 г.
6) Указы Президента РФ (например о сроках проведения выборов в Государственную Думу и органы государственной власти в субъектах Федерации, в которых нет собственных законоустановлений, и др.)
7) Нормативные акты ЦИК, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов (например, о порядке составления участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и др.)
8) Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций (президентов) и депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления.
9. Ограничения избирательных прав граждан.
Ограничения избирательного права допускаются только на основании конституционных установлений и закона. К ограничениям избирательного права относятся: Возрастной ценз, Ценз гражданства, Ценз оседлости, Фактор несовместимости, Нахождение в местах лишения свободы по приговору суда, Недееспособность.
Общим для всех этих ограничений избирательных прав граждан является их временный характер, например, после отмены решения суда о признании недееспособным или после отбытия наказания в виде лишения свободы гражданин вправе вновь осуществлять все эти права, в том числе и право, избирать и быть избранным в полном объеме.
Возрастной ценз — для активного избирательного права он установлен 18 лет (т. е. избирать). Для пассивного избирательного права (т. е. быть выбранным) устанавливаются следующие возрастные барьеры: 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год — на выборах в органы местного самоуправления. Кроме того, Конституция устанавливает минимальный возраст для кандидата на пост Президента РФ (ст. 81) — 35 лет, для депутатов Государственной думы — 21 год (ст. 97). Федеральным избирательным законом запрещено устанавливать максимальный возраст кандидатов.
Ценз гражданства. Активное избирательное право при выборах в органы местного самоуправления предоставляется иностранцам, достигшим 18 лет, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы или референдум. Правом быть избранным в органы местного самоуправления Российской Федерации граждане не обладают.
Ценз оседлости. В Конституции РФ установлено единственное ограничение по времени проживания на территории РФ для обладания пассивным избирательным правом — кандидат на пост Президента РФ должен проживать на территории России не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ), что обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы государства знать и понимать специфику условий жизни в стране.
Фактор несовместимости. В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ.
Нахождение в местах лишения свободы по приговору суда. Это ограничение избирательных прав имеется во всех законодательных актах, касающихся выборов: лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голосовать и быть избранными.
Недееспособность. Не имеют права голосовать граждане, признанные судом недееспособными. Психическое заболевание само по себе не лишает человека избирательных прав, а служит только основанием для обращения в суд.
10. Избирательный процесс: общая характеристика.
Избирательный
процесс – это совокупность форм
деятельности органов и групп
избирателей по подготовке и проведению
выборов в государственные
Стадии избирательного процесса:
назначение выборов;
составление списков избирателей;
образование
избирательных округов и
создание избирательных комиссий;
выдвижение кандидатов и их регистрация;
предвыборная агитация;
Голосование;
подсчет
голосов и определение
Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.
Информация о работе Шпаргалка по "Органы государственной власти"