Шпаргалка по "Органы государственной власти"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:28, шпаргалка

Описание работы

1. Государственный орган: понятие, признаки, виды.
2. Система органов государственной власти в Российской Федерации и ее конституционное закрепление.
3. Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов в Российской Федерации.
4. Федеральные органы государственной власти с особым статусом.
5. Избирательное право: понятие, принципы.
6. Избирательная система: понятие, виды и применение.
7. Выборы: природа, значение, виды.

Файлы: 1 файл

КПР (Автосохраненный).docx

— 86.28 Кб (Скачать файл)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ орган имеет статус постоянно  действующего высшего и единственного  органа законодательной власти субъекта РФ. Его функции составляют законодательное  регулирование по предметам ведения  субъекта РФ и предметам совместного  ведения, а также самостоятельное  решение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей  деятельности. Законодательный орган  обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Наименование законодательного органа государственной  власти субъекта РФ, его структура  устанавливаются конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ  власть в субъектах РФ – это  часть единой государственной власти РФ. В субъекте РФ устанавливается  система органов исполнительной власти во главе с руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти. Структура  исполнительных органов государственной  власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ.

Структура исполнительных органов государственной  власти в субъектах РФ представлена в основном двумя моделями: единоначалие в руководстве исполнительным органом  и коллегиальность в управлении.

 

50) Становление  конституционной юстиции.

До появления  СССР не существовало конституционной  юстиции (Конституции попросту не было). В первые годы СССР К-юстиция была возложена на Верховный Суд.

Суд как специализированный орган судебного контроля за соблюдением К был учрежден 19 декабря 1990 съездом народных депутатов РСФСР и был принят первый закон о КС. При тайном голосовании были избраны 13 судей из 15. 30 октября 1991 состоялась присяга, Председатель - Зорькин, заместитель - Витрук, секретарь - Рудкин.

 

51) Конституционные  основы судебной власти.

Судебная  власть в РФ согласно принципу разделения властей является самостоятельной  ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.

Отправление правосудия – установленная законом  процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Судебная  власть в РФ осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства в  коллегиальном или единоличном (в  суде первой инстанции) составах.

 

Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции  РФ и федеральным законам и  обладают особым статусом судьи.

Судьи в РФ осуществляют деятельность в соответствии с принципами: 1) правосудие осуществляется только судом; 2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.

Конституция РФ устанавливает основные ПРИНЦИПЫ: судопроизводства в РФ: 1) гласность  судопроизводства; 2) непосредственное рассмотрение дел судами; 3) состязательность и равноправие сторон.

 

52) Конституционный  Суд РФ: порядок назначения, статус  судей, структура.

  Численность - 19 судей.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ:

  КС формируется Президентом и  Советом Федерации. 

ТРЕБОВАНИЯ: Гражданин РФ, 25 лет (судьи КС 40 лет), 15-летний стаж работы, безупречная репутация, высокая квалификация в области  права.

СТРУКТУРА КС.

Известны  две модели структуры КС: 1) КС как  единая коллегия. 2) состоит из структурных  подразделений.

В России КС до 1994 был однопалатным. С  принятием закона в составе КС было сформировано две палаты (9 и 10 судей).

Палаты  равноправны. Состав палаты определяется жеребьевкой и персональный состав ее меняется каждые три года. Председатель и замы (2) входят в разные палаты. В палатах нет председателей, председательствуют по очередности.

КОМПЕТЕНЦИЯ.

1.Разрешение  споров о компетенции. 2.Разрешает  вопросы о соответствии КРФ  Конституции (уставам) субъектов. 3.Дает толкование КРФ. 4.Дает заключение  о соблюдении порядка обвинения  против Президента. И ТД.

 

53) Конституционные  (уставные) суды субъектов РФ и  мировые судьи.

  Согласно части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

54) Компетенция  Конституционного Суда Российской  Федерации.

  КС решает только вопросы права,  не трогая политику.

1) разрешение дел о соответствии  КРФ; 2) разрешение споров о компетенции; 3) толкование КРФ; 4) проверка конституционности  законов по жалобам граждан  и по запросам судов; 5) дача  заключения о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президенту; 6) право законодательной  инициативы; 7) принятие участия на  присяге Президента; 8) участие в  проверке установленного порядка  инициативы проведения референдума; 9) обращение к Парламенту с посланием и др.

 

55) Конституционное  судопроизводство: понятие, стадии.

КС- во представляет собой самостоятельный вид юрисдикционного процесса, состоящий из совокупности стадий, которая представляет собой относительно замкнутый комплекс действий КС и участников процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной правовой ситуации.

1) внесение обращений в КС (предполагает  запрос, ходатайство, жалобу); 2) рассмотрение  обращения Секретариатом; 3) предварительное  рассмотренние судьями; 4) принятие обращения к рассмотрению; 5) прдготовка к слушанию; 6) судебное разбирательство; 7) принятие итогового решения.

 

 

56) Решения  Конституционного Суда РФ, их  юридическая сила.

Решения КС в обязательном порядке провозглашаются  в открытом судебном заседании. Виды решений: постановление, заключение, определение.

1. Постановление принимается по  вопросам разрешения вопросов  о соответствии КРФ, толкование  КРФ, жалобам граждан. Выносится  от имени РФ.

2. Заключение - итоговое решение КС

3. Определение - все иные решения,  принимаемые в ходе КС-ва. Решение окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решения принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей. Решения принимаются, если за него проголосовало большинство судей, которые участвовали в голосовании, если иное не предусмотрено. Решение о толковании КРФ принимается квалифицированным большинством. Решения КС подлежат незамедлительному опубликованию, СЗ, РГ, Вестнике КС, а также в официальных издания в органах государственной власти РФ и субъектов РФ.

 

57) Конституционные  основы прокурорского надзора  в России.

Прокуратура РФ представляет собой централизованную правоохранительную структуру, замыкающуюся наверху на Генеральном прокуроре  РФ, между прокурорами устанавливаются  субординационные связи (ч. 1 ст. 129 Конституции  РФ). Прокуроры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Генеральным прокурором РФ.

Сам Генеральный прокурор РФ назначается  на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  по представлению Президента РФ (ч. 2 ст. 129 Конституции РФ). Генеральный  прокурор РФ по должности является действительным государственным советником юстиции.

 

 

 

58) Местное  самоуправление: понятие, принципы, конституционные основы.

Местное самоуправление - это гарантируемая  конституцией организация и деятельность граждан по решению вопросов местного значения.

Выделяют  следующие принципы:

1) принцип самостоятельности местного  самоуправления в пределах его  полномочий – текстуально закреплен  в Конституции РФ. Он распространяется  на все основы местного самоуправления  и проявляется как правовая, организационная,  экономическая и финансовая самостоятельность  в решении вопросов местного  значения;

2) сочетание представительной демократии  с формами прямого волеизъявления  граждан (выражается в органической  связи и взаимообусловленности  осуществления местного самоуправления  гражданами путем референдума,  выборов, других форм прямого  волеизъявления);

3) неподчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию в пределах своей компетенции;

4) обязательность наличия представительного  органа местного самоуправления  в муниципальном образовании  либо осуществление его полномочий  собранием (сходом) граждан;

5) приоритетная роль представительных  органов местного самоуправления  в системе органов местного  самоуправления (их ведущая роль  обусловлена тем, что представительные  органы выражают волю всего  населения муниципального образования,  придают ей общеобязательный  характер и осуществляют от  его имени власть);

6) гласность деятельности по осуществлению  местного самоуправления;

7) обеспечение органами государственной  власти муниципальнымобразованиям минимальных местных бюджетов;

8) гарантированность государством  минимальных государственных социальных  стандартов по удовлетворению  основных жизненных потребностей  населения, обеспечение которых  отнесено к ведению муниципальных  образований;

9) государственные гарантии и поддержка  местного самоуправления;

10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с органами государственной власти в обеспечении жизнедеятельности населения основывается на единстве источника их власти, на единстве во многом целей, задач и функций, на взаимной ответственности за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ.

На  конституционном уровне закреплено (гл 8) существование самостоятельной  от государства системы власти народа, созданной для решения вопросов местного значения. В этой связи  представляется бесспорным, что степень  развитости и самостоятельности  местного самоуправления является одним  из важнейших показателей уровня демократизма системы управления обществом  и государством.

 

59) Органы  местного самоуправления: система,  компетенция, акты.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования) - это обязательно; а также контрольно-счетный орган  муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом  муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению  вопросов местного значения.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ  ОРГАН.

Представительный  орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Компетенция:

1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах;

4) принятие планов и программ  развития муниципального образования,  утверждение отчетов об их  исполнении;

5) определение порядка управления  и распоряжения имуществом, находящимся  в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия  решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий,  а также об установлении тарифов  на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

(в  ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) определение порядка участия  муниципального образования в  организациях межмуниципального  сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического  и организационного обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении  главы муниципального образования  в отставку.

ГЛАВА МО.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом  муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Компетенция:

1) представляет муниципальное образование  в отношениях с органами местного  самоуправления других муниципальных  образований, органами государственной  власти, гражданами и организациями,  без доверенности действует от  имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в  порядке, установленном уставом  муниципального образования, нормативные  правовые акты, принятые представительным  органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий  правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного  заседания представительного органа  муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами  местного самоуправления полномочий  по решению вопросов местного  значения и отдельных государственных  полномочий, переданных органам  местного самоуправления федеральными  законами и законами субъекта  Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Органы государственной власти"