Шпаргалка по "Органы государственной власти"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:28, шпаргалка

Описание работы

1. Государственный орган: понятие, признаки, виды.
2. Система органов государственной власти в Российской Федерации и ее конституционное закрепление.
3. Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов в Российской Федерации.
4. Федеральные органы государственной власти с особым статусом.
5. Избирательное право: понятие, принципы.
6. Избирательная система: понятие, виды и применение.
7. Выборы: природа, значение, виды.

Файлы: 1 файл

КПР (Автосохраненный).docx

— 86.28 Кб (Скачать файл)

Именно  день официального опубликования признается днем принятия федеральных законов  и актов Федерального Собрания. Датой  же принятия ФКЗ считается день одобрения  палатами Федерального Собрания.

Срок  официального опубликования федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Федерального Собрания и международных договоров РФ различен: 1) все законы подлежат обязательному  официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом  РФ, именно он направляет федеральные  конституционные законы и федеральные  законы для официального опубликования; 2) акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после  дня их принятия, они направляются для официального опубликования  председателем соответствующей  палаты или его заместителем; 3) международные  договоры, ратифицированные Федеральным  Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного срока).

 

41)Правовой  статус члена Совета Федерации  и депутата Государственной Думы.

  Регулируется КРФ и ФЗ о  статусе члена СФ и депутата  ГД РФ.

Деятельность  депутатов Госдумы членов СФ осуществляется на профессиональной основе. Депутат  ГД и член СФ не может заниматься какой-либо другой оплачиваемой деятельностью  кроме преподавательской, научной  или иной творческой деятельности.

Неприкосновенность  в течении всего срока полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей, а также подвергнуты допросу.

 

42) Внутренняя структура палат Федерального Собрания: комитеты, комиссии, фракции, группы.

  Фракцией является объединение  депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального  списка кандидатов, который был  допущен к распределению депутатских  мандатов в ГД

КОМИТЕТЫ. ГД в своей деятельности образует из числа депутатов палаты комитеты ГД, которые: осуществляют предварительное  рассмотрение законопроектов; рассматривают  и исполняют поручения Совета ГД; организуют проводимые ГД парламентские  слушания и тд. Комитетов много, например,

Комитет ГД по бюджету и налогам; по промышленности; по транспорту; по образованию и  тд.

КОМИССИИ. В отличие от комитетов - постоянно  действующих органов палаты - деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность. ГД образует следующие комиссии: мандатную, по этике, для дачи заключения, предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, и другие.

Численный состав данных органов определяется ГД. Он не может быть менее 12 и более 35 депутатов.

Все депутаты ГД, за исключением Председателя ГД, его заместителей, руководителей  депутатских объединений, обязаны  состоять в одном из комитетов  палаты.

ГРУППЫ. Для подготовки согласованных предложений  по совершенствованию законодательства, выработки согласованных решений  по иным вопросам, отнесенным к ведению  ГД, могут образовываться межфракционные рабочие группы. Межфракционные рабочие  группы не вправе осуществлять полномочия, установленные настоящим Регламентом  для комитетов и комиссий ГД.

ПОХОЖАЯ СИТУАЦИЯ И С СФ.

 

43) Организация работы палат Федерального Собрания: заседания, парламентские слушания, парламентские часы и др

  Сессии ГД: весенняя - с 12 января  по 20 июня; осенняя - с 1 сентября  по 25 декабря.

ПАРЛ СЛУШАНИЯ. Парламентские слушания — организационная форма обсуждения парламентом особо значимых вопросов внешней и внутренней политики государства с привлечением должностных лиц, экспертов и общественности. Бывают открытыми и закрытыми.

ЗАСЕДАНИЯ. ГД заседает на 30 день после избрания. Первое засед открывает старейший член. На первом заседании ГД открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов избираются: а) Счетная комиссия ГД; б) Временная комиссия по контролю за электронной' системой голосования; в) Временная комиссия по Регламенту ГД; г) Временный секретариат ГД. На этом же засед избирается Председатель ГД И его замы. Открытость и гласность заседаний. Возможно и закрытое заседание. Заседают по средам и пятницам. Каждую пятницу на заседании Государственной Думы, как правило, проводится «правительственный час» для ответов Председателя и членов Правительства Российской Федерации на вопросы и запросы депутатов Государственной Думы. По пятницам может проводиться «час заявлений». Выступления представителей депутатских объединений, комитетов, комиссий и депутатов во время «часа заявлений» не могут превышать 5 минут. По решению палаты время выступления может быть продлено. Выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики — употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию и тд.

КАСАТЕЛЬНО  СФ. Совет Федерации в настоящее  время является постоянно действующим  органом власти, тогда как ранее  он собирался периодически для решения  своих непосредственных задач. Поэтому  в Совет Федерации сегодня  входят не собственно высшие должностные  лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители.

Непосредственная  работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды  сессий (с 1 октября по 31 июля каждого  года) с перерывами на парламентские  каникулы.

 

44) Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования, отставка.

  Правительство состоит из Председателя, его замов и министров. Председатель  назначается Президентом с согласия  Госдумы. Он освобождается от  должности Президентом: а)по заявлению об отставке; б)при невозможности исполнения своих обязанностей. Заместители и министры назначаются и освобождаются Презом по представления Председателя. Замы и министры имеют право подать в отставку.

 

45) Компетенция  Правительства РФ. Акты Правительства.

  Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной  Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной  Думе ежегодные отчеты о результатах  своей деятельности, в том числе  по вопросам, поставленным Государственной  Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной  и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной  собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны  страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Порядок деятельности Правительства определяется ФКЗ.

На  основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов Президента Правительство издает постановления  и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

 

46)  Организация  и порядок деятельности Правительства.  Аппарат Правительства.

Заседания Правительства - основная организационно-правовая форма работы Правительства РФ.

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заседание Правительства  считается правомочным, если на нем  присутствует не менее двух третей членов Правительства. Заседания проходят под руководством Председателя Правительства. При его отсутствии заседания  проводит первый заместитель Председателя Правительства. На заседаниях Правительства, согласно п. «б» ст. 83 Конституции  РФ, может председательствовать Президент  РФ. Решения Правительства принимаются  большинством голосов членов Правительства.

Основными задачами Аппарата Правительства Российской Федерации считается организация  деятельности Правительства России, а также контроль за исполнением поручений федеральными органами исполнительной власти. Ключевые функции Аппарата Правительства России:

разработка  основных направлений деятельности по реализации внутренней и внешней  политики России;

подготовка  экспертных заключений на поступившие  в Правительство России проекты  актов и других документов, по которым  требуется решение;

контроль  за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства России, а также поручений председателя Правительства и его заместителей;

представляет  интересы Правительства России в  Конституционном, Верховном, Высшем арбитражном  судах;

готовит для председателя Правительства  материалы к его докладам и  выступлениям;

обеспечивает  организацию протокольных мероприятий;

обеспечивает  ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений, составляющих государственную и  иную охраняемую законом тайну.

 

47) Система  федеральных органов исполнительной  власти РФ.

  В систему федеральных органов  исполнительной власти Российской  Федерации входят федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти: государственные  комитеты Российской Федерации,  федеральные комиссии России, федеральные  службы России, российские агентства,  федеральные надзоры России, а  также Управление делами Президента  РФ.

Создание  федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению  Председателя Правительства РФ. Структура  федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных  органов исполнительной власти».

Федеральные органы исполнительной власти могут  быть разделены на две группы:

1) федеральные органы исполнительной  власти, подведомственные непосредственно  Президенту РФ по вопросам, закрепленным  за ним КРФ, федеральными конституционными  законами и федеральными законами. К ним, в частности, относятся  МИД, Министерство обороны, Министерство  внутренних дел, Служба внешней  разведки Российской Федерации  и некоторые другие;

2) федеральные органы исполнительной  власти, находящиеся в ведении  Правительства РФ.

 

48) Контрольные  функции Федерального Собрания. Счетная палата РФ.

Федеральное Собрание РФ вправе осуществлять контрольные  полномочия в отношении Президента РФ и Правительства РФ. Эти полномочия Федеральное Собрание осуществляет в форме: 1) установленной процедуры  отрешения Президента РФ от должности; 2) осуществления контрольных полномочий за исполнением бюджета РФ; 3) объявления Правительству РФ «вотума недоверия».

Отрешение Президента РФ от должности возможно только на основании выдвинутого  Государственной Думой РФ обвинения  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях  Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации  об отрешении Президента РФ от должности  должны быть приняты не менее чем 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов  Государственной Думы и при наличии  заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

После выдвижения обвинения Президенту РФ Государственной Думой Совет  Федерации должен принять решение  об отрешении Президента РФ в течение 3 месяцев, если же в этот срок решение  об отрешении Президента РФ от должности  не принято, то обвинение против Главы  государства считается отклоненным.

 

В случае принятия в установленном  порядке решения об отрешении  Президента РФ от должности назначаются  досрочные выборы Президента не позднее 3 месяцев отрешения.

В сфере бюджетного контроля нижняя палата Федерального Собрания РФ: 1) рассматривает  представленный Правительством РФ федеральный  бюджет и отчет о его исполнении; 2) заслушивает отчеты о ходе исполнения федерального бюджета.

«Вотум  недоверия» Правительству РФ – принципиальное несогласие Государственной Думы с  правительственной политикой вообще или по какому-то весьма важному  вопросу, в результате чего их дальнейшее взаимодействие невозможно.

Решение Государственной Думы о недоверии  Правительству РФ считается принятым, если проголосовало более половины.

Вотум недоверия Правительству РФ влечет за собой обязанность Президента РФ согласиться с мнением Федерального Собрания и отправить Председателя Правительства РФ в отставку (а  значит, и весь состав Правительства, так как все члены обязаны  уйти в отставку в случае ухода  Председателя) либо не согласиться и распустить Государственную Думу с назначением досрочных выборов.

Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность  Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов — Советом  Федерации Федерального Собрания РФ.

 

49) Организация  законодательной и исполнительной  власти в субъектах РФ.

Исполнительная  и законодательная власть в субъектах  осуществляется на основе ФЗ "Об общих  принципах организации законодательных  и исполнительных органов госвласти субъектов РФ".

Информация о работе Шпаргалка по "Органы государственной власти"