Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:45, шпаргалка
Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели и задачи.
. Правоохранительная деят-ть – это такая деят-ть гос-ва, кот. осущ-ся уполномоченными органами с целью охраны прав граждан, общества и гос-ва от преступных посягательств путем применения мер гос. воздействия (юр.мер воздействия ) в строгом соответствие с законом и соблюдением определенных правил и процедур. Признаки: 1) специально-уполномоченные органы; 2) обязательное применение законодательства; 3) применение мер юридического воздействия (принуждения и взыскания); 4) осущ-ся с целью охраны прав и свобод граждан.
. Правоохранительная деят-ть – это такая деят-ть гос-ва, кот. осущ-ся уполномоченными органами с целью охраны прав граждан, общества и гос-ва от преступных посягательств путем применения мер гос. воздействия (юр.мер воздействия ) в строгом соответствие с законом и соблюдением определенных правил и процедур. Признаки: 1) специально-уполномоченные органы; 2) обязательное применение законодательства; 3) применение мер юридического воздействия (принуждения и взыскания); 4) осущ-ся с целью охраны прав и свобод граждан. Функции: 1) констит-ый контроль; 2) осуществ-е правосудия; 3) орг-ое обеспечение деят-ти судов; 4) прокурорский надзор; 5) выявление и расследование преступлений; 6) оказание юр. помощи. Виды правоохранительной деятельности: 1) конституционный контроль (конст. суд) 2) осуществление правосудия (суды) 3) прокурорский надзор и защита государственных интересов в суде (прокуратура) 4) расследование преступления (след. комитет, полиция) 5) выявление и раскрытие преступлений и связанная с этим оперативно-розыскная, охранная деятельность, а также предупреждение преступлений и других правонарушений 6) обеспечение исполнения судебных решений (ФССП, УФСИН) 7) оказание квалифицированной юридической помощи, юридических услуг по защите и обеспечению прав. (органы нотариата, юрид. конторы, адвокатура)
2. Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Государственные и негосударственные органы, выполняющие правоохранительные функции.
3. Общая характеристика
и классификация нормативных
правовых актов о
Источники дисциплины «Правоохранительные органы»: понятие, классификация.
Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов (источников). Все они, для удобства, классифицируются на две большие группы по следующим основаниям:
- по содержанию актов;
- по юридической силе.
Классификация по содержанию:
Классификация по их юридической силе.
4. Понятие, полномочия (функции) судебной власти.
Судебная власть: понятие, значение, соотношение с правосудием. Судебная власть (СВ) - это способность и возможность специально уполномоченного гос. органа (суда) воздействовать на поведение гос. органов, органов МСУ и должностных лиц, обще-ых орг-ий, физ. и юр. лиц с помощью специальных, присущих этому органу средств. Отличительные черты судебной власти: 1) СВ - одна из ветвей гос.вл., построенной в соответствии с принципом разделения властей. СВ занимает свое особое место в сис-ме разделения властей и выполняет свои спец-ие функции; 2) СВ осущ-ся только судом как специально уполномоченным гос. органом; 3) СВ реализуется с помощью специальных средств, кот. обладает суд: рассмотрение гражданских и уголовных дел и вынесение по ним общеобязательных решений, вынесение частных определений, признание нормативно-правовых актов противоречащими К РФ и т. п.; 4) важнейший элемент СВ - это правосудие – деят-ть судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако СВ не ограничивается осущ-ем правосудия (видом правоохранительной деят-и по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой), а включает в себя также конст-ый контроль; рассмотрение и разрешение дел об админ. правонарушениях, подведомственных судам; дачу разъяснений судебной практики применения закон-ва; обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений; участие в формировании судейского корпуса; контроль за законностью действий и решений гос. и муниц-ых органов, должностных лиц, общ. орг-ий. Каждая из указанных функций обладает собственной задачей, которую она призвана решать, однако большинство из этих функций в конечном счете направлено на создание необходимых условий для правильного и эффективного осущ-ия правосудия; 5) авторитет СВ поддерживается возможностью применения мер гос. принуждения.
5. Правосудие
как вид государственной
Понятие и значение правосудия. Формы осущ-я правосудия. Правосудие - вид правоохранительной деят-и по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой. Признаки: 1) принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающимся прав и свобод человека, интересов общества и гос-ва (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований); 2) общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории РФ. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы); 4) правосудие осущ-ся в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.
Формы осущ-я правосудия: а) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций; б) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных; 4) правосудие осуществляется только судом (судьей).
Принципы правосудия - это исходные положения, определяющие основные, наиболее существенные вопросы осуществления правосудия, пронизывающие и связывающие воедино всю совокупность норм об осуществлении правосудия и органах, этим занимающихся.
Значение принципов: 1. определяют основные черты правосудия, поэтому вес другие нормы о правосудии должны им соответствовать; 2. обязательны не только для органов и лиц, участвующих в его осущ-и, но также и для законодателей при издании нормативно-правовых актов в сфере правосудия; 3) относительно стабильны и подвержены изменениям намного меньше, чем конкретные нормы, поэтому они определяют стабильность и преемственность в сфере правосудия; 4. имеют большое значение для правильного толкования всех других норм о правосудии, поскольку содержат в себе инф-ю о целях и истинной направленности конкретного правового акта.
6. Законность
– основополагающий принцип
Принцип законности - это принятие
только нормативно-правовых актов, соответствующих
нормативно-правовым актам с большей
юридической силой и с
При определении нормативного акта, подлежащего
применению при разрешении конкретного
дела, еуд обязан учесть юридическую силу
нормативных актов, а при их противоречии
друг другу,- применить нормативный акт,
обладающий большей юридической силой.
Суд также не вправе применять закон или
иной правовой акт, противоречащий международному
договору РФ. Принцип законности является
универсальным правовым принципом, однако
в сфере правосудия он приобретает особое
значение в силу важности и ответственности
этого вида деятельности
7. Принцип осуществления правосудия только судом.
Принцип осущ-я
правосудия только судом. Правосудие в
РФ осуществляется только судами, учрежденными
в соответствии с К РФ и ФКЗ "О судебной
системе Российской Федерации". В РФ
не допускается создание иных (в т. ч. чрезвычайных)
судов.
Правосудие осуществляется только Верховным
Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ,
верховными судами республик, краевыми,
областными судами, судами городов федерального
значения, судами автономной области и
автономных округов, районными судами,
военными судами, мировыми судьями, федеральными
арбитражными судами округов и арбитражными
судами субъектов РФ.
Не могут осуществлять правосудие никакие
иные государственные или негосударственные
органы. Отменять или изменять вынесенные
судебные решения также вправе лишь суды.
8. Независимость судей и подчинение их только закону - принцип правосудия
Независимость судей и
подчинение их только закону. Судьи, народные, присяжные и арбитражные
заседатели независимы и принимают решения,
руководствуясь лишь законом и своим правосознанием.
Указанный принцип направлен на предотвращение
какого-либо влияния на судей, народных,
присяжных и арбитражных заседателей
при осуществлении ими правосудия со стороны
кого бы то ни было (включая органы законодательной,
исполнительной властей, а также вышестоящих
судов).
Любые действия, направленные на оказание
давления на судей, народных, присяжных
и арбитражных заседателей при осуществлении
правосудия, расцениваются как административное
правонарушение или даже преступление
и влекут применение соответствующих
мер ответственности.
Гарантии независимости судей: 1. жесткая регламентация
процедуры осуществления правосудия;
2. определение оснований и порядка
приостановления или прекращения полномочий
судей; 3. неприкосновенность судей; 4. право
судей на отставку; 5. создание органов
судейского сообщества; 6. материальное
и социальное обеспечение судей.
9. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на судебную защиту – принцип правосудия.
Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту, что предполагает: 1) наделение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого широким комплексом прав, позволяющим ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы, то есть подозреваемый, обвиняемый, подсудимый вправе защищаться всеми средствами, не запрещенными законом: он вправе знать, в чем его обвиняют; давать объяснения и показания; обжаловать действия должностных лиц; представлять доказательства и участвовать в их исследовании и т. п.; 2) предоставление подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права пользоваться помощью защитника с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь предоставляется бесплатно. Защитник обладает практически тем же комплексом процессуальных прав для защиты интересов подзащитного, что и последний; 3) возложение на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и суд обязанности содействовать эффективной защите прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого; разъяснять им их право, выявлять как уличающие, так и оправдывающие их доказательства и т. п.
10. Равенство граждан перед законом и судом - принцип правосудия
Правосудие
осущ-ся на основе равенства всех перед
законом и судом. Равенство перед законом
означает одинаковое применение норм
закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми
правами, возложение равных обязанностей
и единообразное возложение ответственности.
Равенство перед судом предполагает равное
наделение всех лиц, предстающих перед
судом в одинаковом статусе (истец, ответчик,
подсудимый, свидетель, потерпевший и
т. п.), процессуальными правами и обяз-ми
для защиты своих интересов. Это означает,
что порядок судопроизводства остается
неизменным вне завис-ти от того, кто конкретно
привлечен к участию в деле.
Законодательство устанавливает определенные
изъятия из принципа равенства всех перед
законом и судом в отношении отдельных
категорий лиц: депутатов, прокурорских
работников, судей, членов избирательных
комиссий и пр.
11. Обеспечение права граждан на судебную защиту - принцип правосудия. – в. 11
. Каждому гарантируется
судебная защита его прав и свобод: действия
(бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных
лиц могут быть обжалованы в суд. Осуществление
правосудия всегда связано с определенным
ущемлением прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку такое ущемление может быть
очень существенным (вплоть до лишения
свободы и даже жизни), то особое значение
приобретает принцип соблюдения прав
и свобод личности при осуществлении правосудия.
Особой защиты требуют права и свободы
человека, привлекаемого к уголовной ответственности,
- в первую очередь неприкосновенности
личности, частной жизни и жилища.
Правовые гарантии обеспечения прав человека
при осуществлении правосудия включают
в себя: 1) право на жизнь и исключительный
характер смертной казни; 2) запрещение
любых действий, причиняющих вред жизни
или здоровью человека или унижающих его
достоинство (пытки, истязания и пр.); 3)
неприкосновенность личности и запрещение
произвольного задержания или заключения
под стражу, а также возможность человека
обжаловать указанные действия (в т. ч.
и в судебном порядке); 4) специальный порядок
производства действий, нарушающих неприкосновенность
частной жизни человека (выемка почтовой
корреспонденции, прослушивание телефонных
переговоров и т. п.) 5) неприкосновенность
жилища и особый порядок производства
обыска. Недопустимость, по общему правилу,
проникновения в жилище без согласия лица,
в нем проживающего; 6) установление ответственности
виновных лиц за нарушение прав и свобод
человека и гражданина.
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"