Шпаргалка по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:45, шпаргалка

Описание работы

Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели и задачи.
. Правоохранительная деят-ть – это такая деят-ть гос-ва, кот. осущ-ся уполномоченными органами с целью охраны прав граждан, общества и гос-ва от преступных посягательств путем применения мер гос. воздействия (юр.мер воздействия ) в строгом соответствие с законом и соблюдением определенных правил и процедур. Признаки: 1) специально-уполномоченные органы; 2) обязательное применение законодательства; 3) применение мер юридического воздействия (принуждения и взыскания); 4) осущ-ся с целью охраны прав и свобод граждан.

Файлы: 1 файл

ПО мои ответы.docx

— 236.73 Кб (Скачать файл)

Звено судебной сис-ы - это суды, наделенные тождественными полномочиями. В России на звенья делятся подсистемы судов общей юрисдикции (в т. ч. и военные) и арбитражных судов.

 

Суды обшей юрисдикции

Военн. суды

Арбитраж. суды

Основное звено 

Районные суды

Суды армии, флотилии, соединении и 

гарнизоном 

Арбитраж. суды субъектов РФ

Среднее звено 

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов

Суды военных окру-гов, флотов, видов и групп войск

Федер. арбитражные суды округов (10 округов)

Высшее звено 

Верхов. Суд РФ

Военная коллегия Верховного Суда РФ

Высший Арбитражный Суд РФ


 

Понятие и виды судебных инстанций.     Судебная инстанция - это суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определенную функцию, связанную с рассмотрением или разрешением гражданских и уголовных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений).    Виды: 1. рассмотрение и разрешение дела по существу 2. кассационная 3. надзорная 4. апелляционная судебная инстанция.     Суды, рассматривающие дело в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дело в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу.

Рассмотрение и разрешение дела по существу.     Рассмотрение дела по существу (первая инстанция). В этой инстанции принимается решение по существу вопросов, являющихся основными для данного дела (для гражданских дел - вопросы о доказанности или недоказанности исковых требований и их удовлетворении либо отказе в удовлетворении иска; для уголовных дел вопросы о виновности или невиновности подсудимого, применения или неприменения к нему наказания, определение конкретной меры наказания). По первой инстанции дело может рассматривать в соответствии с установленной законом подведомственностью и подсудностью любой суд, кроме федерального окружного арбитражного суда.

Кассационная судебная инстанция.    В этой инстанции проверяются законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу (в арбитражных судах - только законность и только судебных решений, вступивших в законную силу). В системе судов общей юрисдикции в качестве суда кассационной инстанции может выступать любой суд, кроме судов основного звена. Проверку судебных решений в кассационной инстанции осуществляют соответственно судебные коллегии по уголовным или гражданским делам соответствующих судов. Для проверки законности и обоснованности в кассационном порядке приговоров, вынесенных с участием присяжных заседателей в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, создается специальная кассационная палата. 
Надзорная судебная инстанция.   В этой инстанции проверяются законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу. В качестве судов надзорной инстанции выступают президиумы судов среднего звена, коллегии и Президиум Верховного Суда РФ (для невоенных судов общей юрисдикции), суды среднего звена и Военная коллегия Верховного Суда РФ (для военных судов), Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (для арбитражных судов). Указанные суды обшей юрисдикции производят также пересмотр приговоров и иных судебных решений, вынесенных по уголовному делу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, вынесенных по гражданским делам судами общей юрисдикции или арбитражными судами, производится теми же судами, которые вынесли пересматриваемое решение.

Апелляционная судебная инстанция.    В этой инстанции производится повторное и полное рассмотрение дела, по которому судебное решение не вступило в законную силу. Основанием для рассмотрения служит апелляционная жалоба одной из сторон. В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Апелляция отличается от кассации тем, что по жалобе (представлению) дело рассматривается не по письменным материалам (что свойственно кассационному производству), а на основе нового, полного или частичного исследования доказательств, бывших предметом рассмотрения суда первой инстанции, а также вновь представленных сторонами или истребованных судом, то есть на основе проведения судебного следствия.

20. Система  судов общей юрисдикции. Общая  характеристика Федерального конституционного  закона «О судах общей юрисдикции  в Российской Федерации».

 

Суды общей юрисдикции субъектов РФ: состав, структура, полномочия.     Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей) и народных заседателем. Точная штатная численность конкретного суда определяется исходя из объема судебной работы.  
Структура суда обшей юрисдикции среднего звена: судебная коллегия по гражданским делам; судебная коллегия по уголовным делам; президиум суда.    В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным делам, распределение судей по которым осуществляет председатель соответствующего суда. Председатели судебных коллегий являются заместителями председателя суда. Судебные коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела по первой инстанции и в кассации. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, ранее рассмотренные этой же коллегией. Составы судебных коллегий при рассмотрении судебных дел: 1) по первой инстанции: а) судья-профессионал и два народных заседателя; 
б) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей (рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ); в) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции (рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ); 2) в кассационной инстанции - три судьи-профессионала.     При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании. В крупных судах общей юрисдикции среднего звена судебные коллегии делятся на судебные составы, председателей которых назначает председатель соответствующего суда. Председатель судебного состава председательствует на заседаниях состава и распределяет судебные дела между судьями - членами состава.    Органы и лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции: 1) Председатель Верховного Суда РФ, его заместители, аппарат Верховного Суда РФ- организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ (делопроизводство, ведение судебной статистики, работа с нормативными актами и т. п.); 2) квалификационные коллегии судей - вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, дача заключений о возможности занятия конкретными кандидатами определенных судейских должностей и т. п.; Судебный департамент при Верховном Суде РФ - организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции основного и среднего звена; 3)  Министерство юстиции РФ (Управление военных судов Министерства юстиции РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности военных судов) - осуществляет исполнение приговоров и иных судебных решений (в т. ч. через Службу судебных приставов), организует работу по учету и систематизации законодательства, организует работу учебных заведении по повышению квалификации судей и т. п.; 4) Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ - различные льготы для судей, вопросы их социального обеспечения и т. п.

 

21. Суды субъектов  Российской Федерации – конституционные  (уставные) суды, мировые судьи.

Конституционные суды

В соответствии с Конституцией РФ одной из основ современного государственного устройства России является признание права входящих в ее состав республик иметь свои конституции и законодательство, а других субъектов РФ — уставы и законодательство (ч. 2 ст. 5). Признано также право органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов РФ издавать на базе действующих конституций (уставов) и законодательства иные нормативные правовые акты (ч. 4-5 ст. 76). Другими словами, допускается возможность существования локальных правовых систем, включающих в себя множество нормативных актов и, естественно, нуждающихся в четкой внутренней согласованности, без которой невозможно обеспечение того, что принято считать законностью.

Налаживанию такой согласованности  призвано способствовать многое. Это  прежде всего конституционные предписания  о верховенстве Конституции РФ и  о том, что она и федеральные  законы подлежат неуклонному исполнению на территории всей страны, что им не могут противоречить все другие издаваемые в России правовые акты. Существенную роль в достижении согласованности  играют федеральные суды, их повседневная деятельность. Имея широкие полномочия, в частности, в осуществлении  конституционного контроля и контроля за законностью действий (или бездействия) и решений всех органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, они постоянно корректируют российскую правовую систему — очищают ее от законов, полностью или частично противоречащих Конституции РФ (Конституционный Суд РФ), и от иных правовых актов, не соответствующих федеральным законам (суды общей юрисдикции и арбитражные суды).

Однако такого рода деятельность федеральных  судов не охватывает в достаточной  мере полно довольно важный массив нормативных правовых актов —  законодательство и иные нормативные  правовые акты, которые издаются в  субъектах РФ в ходе реализации их исключительных полномочий, т. е. по вопросам государственной и общественной жизни, в отношении которых им предоставлена вся полнота власти (ст. 73 Конституции РФ).

Такой пробел в механизме обеспечения  согласованности всей правовой системы  и должны устранять конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона О  судебной системе в состав судебной системы Российской Федерации наряду с федеральными судами могут входить  суды субъектов РФ, в том числе  конституционные (уставные) суды.

Более конкретно об этих судах сказано  в ст. 27 Закона. В ч. 1 этой статьи обозначены их полномочия. К ним отнесено рассмотрение вопросов о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ:

принятых в нем законов;

нормативных правовых актов его  органов государственной власти;

нормативных правовых актов органов  местного самоуправления,

вопросов толкования конституции (устава).

Порядок рассмотрения вопросов такого рода должен определяться законами субъектов  РФ. Финансирование этих судов возложено  тоже на субъекты РФ.

Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах предоставленных  ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом (ч. 4 ст. 27 Закона). Этим подчеркивается автономность таких  судов от всех других судов, в том  числе Конституционного Суда РФ.

Практически формирование рассматриваемых  судов шло крайне медленно. К 2002 г. законодательные решения, декларирующие  учреждение конституционных (уставных) судов, состоялись лишь в половине субъектов  РФ. Реально же они функционировали  еще в меньшем их числе —  всего в 13 субъектах РФ (например, в республиках Татарстан, Северная Осетия—Алания, Карелия, Коми, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Якутия, а также  в областях Свердловской, Тюменской). Кое-где они, не успев сформироваться, прекратили свое существование.

 Мировой суд: полномочия, место и роль в суд системе.  Статус судьи.

Статья 28 Закона о судебной системе РФ устанавливает  компетенцию мирового судьи, отсылая  к ФЗ «О мировых судьях».

Мировые судьи  в Российской Федерации, согласно ст.1 Закона о мировых судьях, являются судьями общей юрисдикции субъектов  Российской Федерации и входят в  единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются  Конституцией Российской Федерации, Федеральным  конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными  федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей  устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Вступившие  в силу постановления мировых  судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными  для всех без исключения федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц  и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В первой инстанции  мировой судья рассматривает: (ст. 3 закона)

1) уголовные  дела о преступлениях, за совершение  которых максимальное наказание  не превышает трех лет лишения  свободы, подсудные ему в соответствии  с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации;2) дела о выдаче судебного приказа;3) дела о расторжении брака, если  между супругами отсутствует  спор о детях;4) дела о разделе  между супругами совместно нажитого  имущества независимо от цены  иска;5) иные возникающие из семейно-правовых  отношений дела, за исключением  дел об оспаривании отцовства  (материнства), об установлении отцовства,  о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;6) дела по имущественным спорам  при цене иска, не превышающей  пятисот минимальных размеров  оплаты труда, установленных федеральным  законом на день подачи заявления;7) дела, возникающие из трудовых  отношений, за исключением дел  о восстановлении на работе  и дел о разрешении коллективных  трудовых споров;8) дела об определении  порядка пользования имуществом;9) дела об административных правонарушениях,  отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

К подсудности  мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

Исследователи выделяют отличительные признаки, характерные  судопроизводству у мирового судьи. К ним можно отнести:

1) специальная  ограниченная юрисдикция (дела о  незначительных правонарушениях  и небольших суммах иска);2) единоличное  рассмотрение дел;

3) использование  упрощенных процедур;

4) активное  использование примирительных процедур  для ликвидации споров и конфликтов;

5) сокращенные  сроки рассмотрения дел;

6) оказание  помощи сторонам в собирании  доказательств в силу расширения  принципа состязательности сторон;

7) пересмотр  судебных решений мировых судей  в апелляционном порядке.

 

 

22. Районный  суд - основное звено федеральных  судов общей юрисдикции. Полномочия  районного суда. Организация работы в районном суде.

Районный  суд: полномочия, место и роль в  судебной системе. Организация работы  в районном суде. Аппарат. Статус судей.                                                                                                                                    Районный суд - основное звено подсистемы судов общей юрисдикции. Именно районный суд рассматривает по первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел. 
ФКЗ "О судебной системе РФ" определяет порядок создания и упразднения районных судов. Районные суды создаются в районах, городах, не имеющих районного деления, в районах (округах) городов. Возможно создание одного районного суда на район и расположенный на его территории город (города).   Рассмотрение по первой инстанции следующих категорий дел:      а) уголовные дела, за исключением дел, отнесенных УПК РФ к компетенции вышестоящих судов;б) гражданские дела, за исключением дел, которые рассматриваются мировыми судьями, военными и другими судами. В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются судьями районных судов единолично. В случае когда при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные - мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде;в) гражданские дела особого производства: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя. Особенностью таких дел является то, что при их рассмотрении суд не разрешает какого-либо спора, а лишь решает вопрос об установлении каких-либо фактов, имеющих юридическое значение;г) гражданские дела из административно-правовых отношений. Такие дела рассматриваются на основании жалобы гражданина на неправомерные действия (решения) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц;      д) рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;е) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам гражданских дел, по которым этот же суд ранее уже вынес судебное решение; 
ж) проверка приговоров и иных судебных решений мировых судей;з) деятельность по обеспечению исполнения вынесенных ими приговоров и иных судебных решений (рассмотрение дел об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о снятии судимости). Законодательство строго регламентирует всю процедуру рассмотрения и разрешения всех категорий дел с целью обеспечения вынесения законного и обоснованного судебного решения, недопущения какого-либо постороннего влияния на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей.     Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.     Принципы распределения дел между судьями: 1) функциональный (предметный) принцип предусматривает, что каждый судья рассматривает определенную категорию дел (уголовные дела, трудовые споры, дела из семейных правоотношений и т. п.); 2)  территориальный принцип: каждый судья рассматривает все категории дел, возникших на закрепленной за ним территории; 3) предметно-территориальный принцип: каждый судья рассматривает только дела определенной категории, возникшие на закрепленной за ним территории; 3) беззональный принцип: каждый судья рассматривает все гражданские дела, заявления по которым поступили к нему во время осуществления им приема населения, и те уголовные дела, которые передал на его рассмотрение председатель суда.     Обеспечения деятельности судов: 1) планирование деятельности суда и отдельных судей, предусматривающее время выполнения работ с аппаратом суда, повышение правовых знаний народных заседателей, изучение судебной практики и состояния законности в районе, время судебных заседаний по конкретных делам, график приема населения судьями, время и место совещаний судей и т. п.; 2) прием населения, который ведется председателем, всеми судьями суда и работниками аппарата в строго установленное время; 3) обобщение судебной практики, включающее ее сбор, изучение и формулирование выводов; 4) работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повышение квалификации судей и работников аппарата; 5) ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельности суда: рассмотрение различных категорий дел, исполнительное производство и т. п.; 6)  ведение работы с законодательством, включающее отслеживание изменений законодательства и хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых актов и разъяснений судебной практики Верховным Судом РФ; 7) делопроизводство, то есть фиксирование движения дел, поступивших и исходящих документов и т. п.     Непосредственное орг. и тех. обеспечение работы суда осущ-ет аппарат суда: 1) руководящие работники аппарата суда; 2) администратор суда, который назначается начальником управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ, действует под контролем Судебного департамента, но непосредственно подчиняется председателю суда и является его первым помощником; 3) консультанты, которые назначаются председателем суда из числа лиц, обладающих определенными юридическими знаниями для ведения судебной статистики, обобщения судебной практики, выполнения работы с законодательством и т. п.; 4) заведующий канцелярией, который организует работу канцелярии и отвечает за нее; 5) секретари суда - ведут делопроизводство по делам, рассматриваемым конкретными судьями, обеспечивают хранение вещественных доказательств, заканчивают делопроизводство по делам, рассмотрение которых закончено, и сдают их в архив и т. п.; 6) секретари судебных заседаний - ведут протоколы судебных заседаний, вызывают народных заседателей, участников судебного заседания, свидетелей и пр.     Статус судей - это совок-ть присущих только судьям прав и обяз-ей, связанных с их судейской деят-ю. Статус всех судей в принципе един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей (например, судей Конституционного Суда РФ, судей военных судов и т.д.). Элементы статуса судей: 1) права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования к кандидатам в судьи, порядок наделения кандидатов судейскими полномочиями); 2) права и обязанности судей, направленные на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления ими своих судейских полномочий (порядок приостановления и прекращения полномочий судей, право на отставку и т. п.); 3) права и обязанности судей, необходимые им для активного участия в деятельности судейского сообщества. 

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"