Шпаргалка по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:45, шпаргалка

Описание работы

Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели и задачи.
. Правоохранительная деят-ть – это такая деят-ть гос-ва, кот. осущ-ся уполномоченными органами с целью охраны прав граждан, общества и гос-ва от преступных посягательств путем применения мер гос. воздействия (юр.мер воздействия ) в строгом соответствие с законом и соблюдением определенных правил и процедур. Признаки: 1) специально-уполномоченные органы; 2) обязательное применение законодательства; 3) применение мер юридического воздействия (принуждения и взыскания); 4) осущ-ся с целью охраны прав и свобод граждан.

Файлы: 1 файл

ПО мои ответы.docx

— 236.73 Кб (Скачать файл)

 

12. Состязательность  и равноправие сторон - принцип  правосудия.

Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон (истца и ответчика, обвинителя и подсудимого) равными  правами и возможностями по отстаиванию  своих прав и законных интересов  при осуществлении правосудия. 
Стороны имеют равные права по отстаиванию своей позиции, предоставлению доказательств, аргументированию своих доводов, заявлению отводов и ходатайств, исследованию доказательств и т. п. При этом суд, не становясь на позицию ни одной из сторон, принимает необходимые меры по ведению судебного заседания, разъясняет сторонам их права и обязанности, исследует доказательства и т. п.

 

13. Презумпция  невиновности - принцип правосудия.

.    Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Следствия из презумпции невиновности: 1. обвиняемый (подсудимый) не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе перелагать на него обязанности по доказыванию; 2. недоказанная виновность равняется доказанной невиновности; 3. неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого (подсудимого).

 

14. Обеспечение  возможности пользоваться в суде  родным языком - принцип правосудия.

Судопроизводство  и делопроизводство в Конституционном  Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном  Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском  языке – гос. языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных  судах общей юрисдикции могут  вестись также на государственном  языке республики, на территории которой  находится суд. 
Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Переводчик обязан осуществлять перевод полно и правильно под угрозой уголовной ответ-ти. Следственные и судебные документы вручаются лицам, не владеющим языком судопроизводства, переведенные на понятный им язык. Услуги переводчика всегда предоставляются бесплатно.

15. Гласность  судебного разбирательства - принцип  правосудия.

Открытое  разбирательство дел во всех судах.    Разбир-во дел во всех судах открытое. Это означает предостав-е гражданам, не участ-щим в рассм. дела, права присутствовать на суд-м заседании, что повышает ответ-ть всех его участников и в первую очередь суда. 
Закрытое, когда: 1) разбир-во уг-го дела в суде может привести к разглашению гос. или иной охраняемой ФЗ тайны; 2) рассм-ся уг. дела о прест-ях, соверш. лицами, не достигш.и возраста 16 лет; 3) рассм-ие угол. дел о преступ-ях против половой неприкосн-ти и половой свободы личности и других преступ-ях может привести к разглаш-ю свед-й об интимных сторонах жизни участ-в уголовного судопр-тва либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбир-ва, их близких родств-в, родств-в или близких лиц.  Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусм-х ФЗ, и происходит с соблюдением всех правил судопр-ва. Приговор или принят. реш-е всегда оглаш. публично.

  Гласность судебного разбирательства. 

Конституцией  РФ установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Аналогичное положение содержит ст. 9 Закона о судебной системе. Принцип гласности устанавливается для всех судов, при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Принцип гласности Конституция рассматривает в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство - как исключение из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Разбирательство дел в арбитражном суде открытое. Слушание же дела в закрытом заседании  предусмотрено: а) в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне; б) при удовлетворении судом ходатайства участ-го в деле лица, ссылающегося на необх-ть сохранения коммерч. и иной тайны; в) в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Законодатель допустил также возм-ть слушания дела в закрытом судебном разбир-тве по мотивир-му опред-ю суда или постановлению судьи: а) по делам о прест-ях лиц, не достиг. 16-ти лет; б) по делам о половых преступ-ях; в) по др. делам в целях предотвр-ния разглаш. свед-й об интим. сторонах жизни участв-х в деле лиц.

Гласность судебного  разбир-ва - один из показ-й демокр-ма судопр-ва. Такой порядок обесп-ет гражданам право присутств-ть в зале суд-го заседания, следить за ходом произв-ва по делу, распр-нять свед. об увиденном и услыш-м в судебном заседании в сред-х массовой инф. или др. доступным им способом. Тем самым осуществ. одна из форм контроля народа за деят-ю суд. власти.

При рассм-нии угол-х дел в силу принципа гласности все процес-ные действия в суд-м разбир-ве сов-ся при «открытых дверях», за искл. совещ-я судей при постановлении приговора или вынесении некоторых определений. В судебном заседании вправе присутствовать все желающие, кроме лиц в возрасте до шестнадцати лет, не являющихся участниками процесса - обвиняемыми (подсудимыми), потерпевшими, свидетелями.

Принцип гласности  тесно связан с другими принципами правосудия и судопроизводства. С  одной стороны, гласность является важнейшим средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность и равноправие сторон, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне действия таких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.

 

16. Непосредственность  и устность судебного разбирательства  - принцип правосудия.

 

С принципами состязательности и гласности  судебного разбирательства связано  действие принципов устности и непосредственности. Хотя два последних принципа непосредственно  не зафиксированы в Конституции  РФ, было бы пра­вомерным отнести их к числу конституционных принципов  правосудия. В лите­ратуре правильно  было отмечено, что принципы могут  быть выведены из Конституции, так как установление гласности судебного разбирательства предполагает устную форму судоговорения и непосредственное восприятие су­дом доказательств. Заметим, что с того времени, когда об этом писалось, про­изошли существенные изменения в подходах к формированию конституционного законодательства. Как было показано выше, в Конституции РФ зафиксирован не только принцип гласности, но также состязательности судебного разбиратель­ства при равенстве прав сторон. Реализовать их вне условий устности и непо­средственности практически невозможно. Устность и непосредственность судеб­ного разбирательства - это элементарный инструментарий осуществления глас­ности и состязательности при осуществлении правосудия.

 

Хорошо известно, что исследуемые  по уголовному или гражданскому делам  факты - это всегда отражение событий  прошлого. Эти факты могут быть иссле­дованы путем непосредственного  восприятия следователем лишь в строго опре­деленных и предусмотренных  законом случаях (при проведении осмотров, след­ственных экспериментов, предъявлений для опознания лиц  или предметов и др.) Возможности  судьи и суда в этой части еще  более ограничены. Большинство све­дений  о фактах, имеющих отношение к  предмету доказывания, суд и участвую­щие в суде стороны могут получить из перечисленных в законе источников дока­зательств: показаний свидетеля, потерпевшего, обвиняемого и др. В силу прин­ципа непосредственности выводы в приговоре суд обязан делать на ос­нове доказательств, исследованных  самим судом в судебном заседании (ст. 240 УПК). Это означает, что лишь при наличии особых обстоятельств  допускается замена допроса подсудимого, свидетеля или другого лица оглашением протоко­лов ранее данных ими показаний (ст. 281, 286). При этом исследование доказа­тельств производится судом в полном составе. Нельзя, например, одному из су­дей поручить осмотр места происшествия (ст. 293 УПК).

 

Устность судебного разбирательства  состоит в том, что доказательства должны быть восприняты судом устно  и устно обсуждаться участниками  про­цесса. Устность при рассмотрении дел присуща судам всех инстанций. Для связи участников судебного  разбирательства друг с другом и  с судом характерна уст­ная форма  судопроизводства, наряду с которой  письменное оформление отдель­ных процессуальных действий (путем составления протоколов, определений, вы­несения приговоров) способствует их точной фиксации и позволяет вышестоя­щему  суду проверить законность и обоснованность конечного вывода суда, а также  ранее произведенных процессуальных действий.

 

Усиление в деятельности суда по осуществлению правосудия принципов  гласности, состязательности, обеспечения  подсудимому права на защиту повы­шает  роль устности и непосредственности как звеньев единой системы конститу­ционных принципов правосудия и судопроизводства.

 

 

17.  Участие  граждан в отправлении правосудия

Формы привлечения  граждан к осуществлению правосудия:

1. народные-заседатели - избираются собраниями коллективов  по месту жительства или работы, в воинских частях и учреждениях  на срок до I нет из числа  граждан РФ, достигших 25-летнего  возраста (для военных СУДОВ народные  заседатели могут избираться из числа военнослужащих, не достигших возраста 25 лет) и отвечающих нравственным требованиям, предъявляемым к судьям. При разбирательстве уголовных и гражданских дел народные заседатели пользуются теми же правами, что и председательствующий судья-профессионал, кроме полномочий по ведению хода рассмотрения дела; 
присяжные заседатели - привлекаются к разбирательству уголовных дел. В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей определяется количество кандидатов в присяжные заседатели (не менее 20). Отбираются кандидаты из находящихся в суде общего и запасного годовых списков путем случайной выборки. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Включенным в предварительный список кандидатам не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. При рассмотрении и разрешении уголовных дел присяжные заседатели вправе принимать решение о виновности или невиновности подсудимого (вердикт) с соблюдением установленной в Уголовно-процессуалыюм кодексе РФ (УПК РФ) процедуры; 
2. арбитражные заседатели - при рассмотрении арбитражных дел пользуются равными процессуальными правами и исполняют обязанности судьи-профессионала; 
3. представители общественных организаций и трудовых коллективов - при разбирательстве в судах гражданских дел.

 

18. Судебная  система Российской Федерации.  Общая характеристика Федерального  конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». – про закон – подробнее!! – в. 17

Понятие судебной системы РФ. Виды судов. Звено  судебной инстанции.     Специфика суда как органа судебной власти заключается в следующем: 1) суд обладает присущими только ему как органу судебной власти полномочиями (рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел, конституционный контроль и т. п.); 2) специальный порядок формирования судейского корпуса; 3) независимость суда при осуществлении своих полномочий от какого-либо внешнего влияния (со стороны государственных или негосударственных органов, должностных лиц и т. п.); 4) установленный законом строгий порядок выполнения судом своих функций (различные виды судопроизводства), который жестко регламентирует, что суд должен делать и в какой последовательности.     В России существуют следующие виды судопроизводства: 1. уголовное; 2. гражданское; 3. арбитражное; 
4. конституционное; 5. производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных судам.     Суд. сис-ма - это совок-ть судов всех видов и уровней, составляющая единое целое и призванная осуществлять судебную власть. Судебная система имеет иерархическое построение, суды располагаются в зависимости от своих полномочий.    Судебная система РФ

 

 

Отличительные черты судебной системы РФ: • все суды РФ образуют единую систему, что обеспечивается: 1) установлением судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ"; 2) соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; 3) применением всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; 4) признанием обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; 5) законодательным закреплением единства статуса судей; 6) финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета; • создание и упразднение конкретных судов производится в строгом соответствии с требованиями закона путем принятия федерального закона или закона субъекта РФ: 1) высшие судебные органы РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ) могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ; 2) иные федеральные суды могут создаваться и упраздняться путем принятия соответствующих федеральных законов; 3) суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и должности мировых судей) могут создаваться и упраздняться путем принятия законов субъектов РФ; • суды в РФ подразделяются на: 1) федеральные суды (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, иные суды общей юрисдикции и военные суды, Высший Арбитражный Суд РФ и прочие арбитражные суды); 2) суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи). Мировые судьи призваны рассматривать уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, мелкие и несложные гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях; 
Суды в РФ подразделяются на три подсистемы в зависимости от характера рассматриваемых ими дел: 1) Конституционный Суд РФ и неподнадзорные ему конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые осуществляют функцию конституционного контроля; 2) Верховный Суд РФ, иные суды общей юрисдикции и военные суды, мировые судьи, которые рассматривают и разрешают уголовные дела, имущественные, трудовые, семейные и прочие гражданские (неуголовные) споры, а также дела об административных правонарушениях; 3) Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, которым подведомственны в основном экономические споры, связанные с предпрнниматсльской деятельностью сторон.

 

19. Понятие звена судебной системы,  судебной инстанции, судебной  компетенции, подсудности.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"