Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:45, шпаргалка
Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели и задачи.
. Правоохранительная деят-ть – это такая деят-ть гос-ва, кот. осущ-ся уполномоченными органами с целью охраны прав граждан, общества и гос-ва от преступных посягательств путем применения мер гос. воздействия (юр.мер воздействия ) в строгом соответствие с законом и соблюдением определенных правил и процедур. Признаки: 1) специально-уполномоченные органы; 2) обязательное применение законодательства; 3) применение мер юридического воздействия (принуждения и взыскания); 4) осущ-ся с целью охраны прав и свобод граждан.
12. Состязательность и равноправие сторон - принцип правосудия.
Принцип состязательности
и равноправия сторон предполагает
наделение сторон (истца и ответчика,
обвинителя и подсудимого) равными
правами и возможностями по отстаиванию
своих прав и законных интересов
при осуществлении правосудия.
Стороны имеют равные права по отстаиванию
своей позиции, предоставлению доказательств,
аргументированию своих доводов, заявлению
отводов и ходатайств, исследованию доказательств
и т. п. При этом суд, не становясь на позицию
ни одной из сторон, принимает необходимые
меры по ведению судебного заседания,
разъясняет сторонам их права и обязанности,
исследует доказательства и т. п.
13. Презумпция невиновности - принцип правосудия.
. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Следствия из презумпции невиновности: 1. обвиняемый (подсудимый) не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе перелагать на него обязанности по доказыванию; 2. недоказанная виновность равняется доказанной невиновности; 3. неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого (подсудимого).
14. Обеспечение
возможности пользоваться в
Судопроизводство
и делопроизводство в Конституционном
Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном
Суде РФ, других арбитражных судах,
военных судах ведутся на русском
языке – гос. языке РФ. Судопроизводство
и делопроизводство в других федеральных
судах общей юрисдикции могут
вестись также на государственном
языке республики, на территории которой
находится суд.
Участвующим в деле лицам, не владеющим
языком судопроизводства, обеспечивается
право выступать и давать объяснения на
родном языке либо на любом свободно избранном
языке общения, а также пользоваться услугами
переводчика. Переводчик обязан осуществлять
перевод полно и правильно под угрозой
уголовной ответ-ти. Следственные и судебные
документы вручаются лицам, не владеющим
языком судопроизводства, переведенные
на понятный им язык. Услуги переводчика
всегда предоставляются бесплатно.
15. Гласность судебного разбирательства - принцип правосудия.
Открытое
разбирательство дел во всех судах. Разбир-во дел
во всех судах открытое. Это означает предостав-е
гражданам, не участ-щим в рассм. дела,
права присутствовать на суд-м заседании,
что повышает ответ-ть всех его участников
и в первую очередь суда.
Закрытое, когда: 1) разбир-во уг-го дела
в суде может привести к разглашению гос.
или иной охраняемой ФЗ тайны; 2) рассм-ся
уг. дела о прест-ях, соверш. лицами, не
достигш.и возраста 16 лет; 3) рассм-ие угол.
дел о преступ-ях против половой неприкосн-ти
и половой свободы личности и других преступ-ях
может привести к разглаш-ю свед-й об интимных
сторонах жизни участ-в уголовного судопр-тва
либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
4) этого требуют интересы обеспечения
безопасности участников судебного разбир-ва,
их близких родств-в, родств-в или близких
лиц. Слушание дела в закрытом заседании
допускается в случаях, предусм-х ФЗ, и
происходит с соблюдением всех правил
судопр-ва. Приговор или принят. реш-е всегда
оглаш. публично.
Гласность судебного
Конституцией РФ установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Аналогичное положение содержит ст. 9 Закона о судебной системе. Принцип гласности устанавливается для всех судов, при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Принцип гласности Конституция рассматривает в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство - как исключение из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Разбирательство дел в арбитражном суде открытое. Слушание же дела в закрытом заседании предусмотрено: а) в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне; б) при удовлетворении судом ходатайства участ-го в деле лица, ссылающегося на необх-ть сохранения коммерч. и иной тайны; в) в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Законодатель допустил также возм-ть слушания дела в закрытом судебном разбир-тве по мотивир-му опред-ю суда или постановлению судьи: а) по делам о прест-ях лиц, не достиг. 16-ти лет; б) по делам о половых преступ-ях; в) по др. делам в целях предотвр-ния разглаш. свед-й об интим. сторонах жизни участв-х в деле лиц.
Гласность судебного разбир-ва - один из показ-й демокр-ма судопр-ва. Такой порядок обесп-ет гражданам право присутств-ть в зале суд-го заседания, следить за ходом произв-ва по делу, распр-нять свед. об увиденном и услыш-м в судебном заседании в сред-х массовой инф. или др. доступным им способом. Тем самым осуществ. одна из форм контроля народа за деят-ю суд. власти.
При рассм-нии угол-х дел в силу принципа гласности все процес-ные действия в суд-м разбир-ве сов-ся при «открытых дверях», за искл. совещ-я судей при постановлении приговора или вынесении некоторых определений. В судебном заседании вправе присутствовать все желающие, кроме лиц в возрасте до шестнадцати лет, не являющихся участниками процесса - обвиняемыми (подсудимыми), потерпевшими, свидетелями.
Принцип гласности тесно связан с другими принципами правосудия и судопроизводства. С одной стороны, гласность является важнейшим средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность и равноправие сторон, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне действия таких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.
16. Непосредственность
и устность судебного
С принципами состязательности и гласности
судебного разбирательства
Хорошо известно, что исследуемые
по уголовному или гражданскому делам
факты - это всегда отражение событий
прошлого. Эти факты могут быть
исследованы путем непосредственного
восприятия следователем лишь в строго
определенных и
Устность судебного
Усиление в деятельности суда по осуществлению правосудия принципов гласности, состязательности, обеспечения подсудимому права на защиту повышает роль устности и непосредственности как звеньев единой системы конституционных принципов правосудия и судопроизводства.
17. Участие
граждан в отправлении
Формы привлечения
граждан к осуществлению
1. народные-заседатели
- избираются собраниями
присяжные заседатели - привлекаются к
разбирательству уголовных дел. В постановлении
о назначении уголовного дела к слушанию
судом с участием присяжных заседателей
определяется количество кандидатов в
присяжные заседатели (не менее 20). Отбираются
кандидаты из находящихся в суде общего
и запасного годовых списков путем случайной
выборки. Одно и то же лицо не может участвовать
в течение года в судебных заседаниях
в качестве присяжного заседателя более
одного раза. Включенным в предварительный
список кандидатам не позднее чем за 7
суток до начала судебного разбирательства
вручаются извещения с указанием даты
и времени прибытия в суд. При рассмотрении
и разрешении уголовных дел присяжные
заседатели вправе принимать решение
о виновности или невиновности подсудимого
(вердикт) с соблюдением установленной
в Уголовно-процессуалыюм кодексе РФ (УПК
РФ) процедуры;
2. арбитражные заседатели - при рассмотрении
арбитражных дел пользуются равными процессуальными
правами и исполняют обязанности судьи-профессионала;
3. представители общественных организаций
и трудовых коллективов - при разбирательстве
в судах гражданских дел.
18. Судебная
система Российской Федерации.
Общая характеристика
Понятие
судебной системы РФ. Виды судов. Звено
судебной инстанции. Специфика суда как органа судебной власти
заключается в следующем: 1) суд обладает присущими только ему
как органу судебной власти полномочиями
(рассмотрение и разрешение гражданских
и уголовных дел, конституционный контроль
и т. п.); 2) специальный порядок формирования
судейского корпуса; 3) независимость суда
при осуществлении своих полномочий от
какого-либо внешнего влияния (со стороны
государственных или негосударственных
органов, должностных лиц и т. п.); 4) установленный
законом строгий порядок выполнения судом
своих функций (различные виды судопроизводства),
который жестко регламентирует, что суд
должен делать и в какой последовательности.
В России существуют следующие виды судопроизводства:
1. уголовное; 2. гражданское; 3. арбитражное;
4. конституционное; 5. производство по
делам об административных правонарушениях,
подведомственных судам. Суд. сис-ма - это совок-ть
судов всех видов и уровней, составляющая
единое целое и призванная осуществлять
судебную власть. Судебная система имеет
иерархическое построение, суды располагаются
в зависимости от своих полномочий.
Судебная система РФ
Отличительные
черты судебной системы РФ: • все суды РФ образуют
единую систему, что обеспечивается:
1) установлением судебной системы РФ Конституцией
РФ и Федеральным конституционным законом
"О судебной системе РФ"; 2) соблюдением
всеми федеральными судами и мировыми
судьями установленных федеральными законами
правил судопроизводства; 3) применением
всеми судами Конституции РФ, федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, общепризнанных принципов и норм
международного права и международных
договоров РФ, а также конституций (уставов)
и других законов субъектов РФ; 4) признанием
обязательности исполнения на всей территории
РФ судебных постановлений, вступивших
в законную силу; 5) законодательным закреплением
единства статуса судей; 6) финансированием
федеральных судов и мировых судей из
федерального бюджета; • создание и упразднение
конкретных судов производится в строгом
соответствии с требованиями закона путем
принятия федерального закона или закона
субъекта РФ: 1) высшие судебные органы
РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный
Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ) могут
быть упразднены только путем внесения
поправок в Конституцию РФ; 2) иные федеральные
суды могут создаваться и упраздняться
путем принятия соответствующих федеральных
законов; 3) суды субъектов РФ (конституционные
(уставные) суды субъектов РФ и должности
мировых судей) могут создаваться и упраздняться
путем принятия законов субъектов РФ; • суды в РФ подразделяются на: 1)
федеральные суды (Конституционный Суд
РФ, Верховный Суд РФ, иные суды общей юрисдикции
и военные суды, Высший Арбитражный Суд
РФ и прочие арбитражные суды); 2) суды субъектов
РФ (конституционные (уставные) суды субъектов
РФ и мировые судьи). Мировые судьи призваны
рассматривать уголовные дела о преступлениях
небольшой тяжести, мелкие и несложные
гражданские дела, а также дела об административных
правонарушениях;
Суды в РФ подразделяются на три подсистемы
в зависимости от характера рассматриваемых
ими дел: 1) Конституционный Суд РФ
и неподнадзорные ему конституционные
(уставные) суды субъектов РФ, которые
осуществляют функцию конституционного
контроля; 2) Верховный Суд РФ, иные суды
общей юрисдикции и военные суды, мировые
судьи, которые рассматривают и разрешают
уголовные дела, имущественные, трудовые,
семейные и прочие гражданские (неуголовные)
споры, а также дела об административных
правонарушениях; 3) Высший Арбитражный
Суд РФ и иные арбитражные суды, которым
подведомственны в основном экономические
споры, связанные с предпрнниматсльской
деятельностью сторон.
19. Понятие звена судебной
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"