Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
Вопросы_106,107,108,109,110.
106. Законность и правопорядок. Меры
по повышению законности. Правовой
порядок и общественный
107. Законность: понятие и основные требования.
108. Обеспечение законности в деятельности государственных органов и должностных лиц.
109. Гарантии законности.
110. Демократия и законность.
Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Анализ законности в широком смысле слова позволяет различить в ее содержании следующие самостоятельные моменты диалектики правового, юридического и государственно-политического.
Законность неотторжима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его осуществления. Главное здесь - требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как системы общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества.
Другая грань исследуемого явления
отождествляется с идеей
Понимаемая как метод
В таком государстве недопустим произвол в деятельности должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам.
В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.
Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности - такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан.
Еще Аристотель считал законность признаком
наилучшей государственной
Следовательно, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка
Требования законности
Как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Рассмотрим названные требования подробнее.
Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства. Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми. Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.
Сказанное ни в коей мере не означает
призыва к введению тотальной
правовой регламентации всех сфер жизни.
Регламентироваться правом должны только
те отношения, которые в том объективно
нуждаются. Причем законодательство должно
быть совершенным с технической стороны,
достаточно четким, определенным, не допускающим
произвольного либо противоречивого толкования
и применения, не иметь пробелов. Однако
это лишь один аспект вопроса. Подчеркивая
господство закона, следует помнить, что
закон и право не идентичные понятия. Политическая
практика показывает, что, например, при
тоталитарных режимах, деспотических
формах правления, абсолютных монархиях
сами законы выступают выражением произвола.
Но при "беззаконном режиме не может
быть законных действий", а "законы
против тенденции, законы, не дающие объективных
норм, являются террористическими законами".
Законность требует, чтобы при всеобщности
регламентации общественных отношений
содержание закона, подзаконных нормативных
актов всегда соответствовало идее права,
"правовой природе вещей". В законодательстве
должно быть закреплено гуманное, справедливое,
именно "правовое" решение (это требование
законности определяют также термином
"правозаконность"). Только при наличии
законодательства, адекватного объективной
природе общественных отношений, основным
правовым принципам, идеям свободы, гуманизма
и справедливости, и обеспечивается режим
законности.
Верховенство закона. Закон - акт высших
органов государственной власти, непосредственно
выражающий волю народа, интересы гражданского
общества. Поэтому законность связывается
с господством прежде всего законов. Всякое
издание норм права, противоречащих закону,
есть ее нарушение, как и точное выполнение
требований нормативного акта, противоречащего
закону.
Наивысшую юридическую силу имеет конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.
Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме.
Только тогда они будут в
полной мере выражать волю народа, интересы
общества, основные идеи и принципы
права, обеспечивать режим подлинной
законности.
Равенство всех перед законом. Перед законом
все должны быть равны. У всех должна
быть равная обязанность соблюдать правовые
предписания, в равных условиях все должны
обладать равными правами и не иметь преимуществ,
все права должны быть одинаково защищенными.
Этот принцип проповедовал еще Цицерон,
утверждая, что "под действие закона
должны подпадать все". Иначе говоря,
в жизнь необходимо претворять заключенную
в праве идею справедливости, гарантии
личности от злоупотреблений со стороны
других субъектов, в том числе представителей
власти.
Неукоснительное соблюдение (исполнение)
правовых актов всеми субъектами права.
Данное требование диктует необходимость
реализации государственно-властных предписаний
(обязанностей и запретов), их безусловную
обязательность для всех субъектов права.
Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.
Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права - деятельность компетентных государственных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.
Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.
Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.
С учетом сказанного можно дать следующее
определение законности.
Законность - это общественно-политический
режим, состоящий в господстве права и
закона в общественной жизни, неукоснительном
осуществлении предписаний правовых норм
всеми участниками общественных отношений,
последовательной борьбе с правонарушениями
и произволом в деятельности должностных
лиц, в обеспечении порядка и организованности
в обществе.
Основные принципы законности
Подлинная, реальная (а не формальная)
законность должна строиться на определенных
принципах, основополагающих началах,
обеспечивающих ее демократический, гуманный
характер. Каковы же эти принципы?
Единство законности. При всем многообразии
действующих законов и нормативных актов,
при всех местных -особенностях законность
дрлжна быть одна для всей страны. Понимание
и применение законов должны быть одинаковы
на всей ее территории. Недопустимы попытки
создания в каждой республике, области,
районе (а тем более на конкретном предприятии)
своей законности, отличной от общегосударственной.
К сожалению, в нашей стране этот принцип
не всегда четко проводится в жизнь, отдельные
регионы принимают нормативные акты, противоречащие
федеральным законам и даже Конституции
РФ. Подобное положение нарушает единство
законности, снижает эффективность правового
регулирования, вносит дезорганизацию
в общественные отношения.
Единство законности, однако, не означает
шаблона в применении правовых актов,
ущемления самостоятельности и
инициативы мест. Речь идет лишь о том,
чтобы, проявляя инициативу, они не допускали
отступлений от общих прав, чтобы учет
своеобразия местных условий не был направлен
на обход закона.
Всеобщность законности. Данный принцип
характеризует действие законности по
кругу лиц. Законность не может быть избирательной,
ее требования обращены ко всем субъектам
без исключения. Правовые предписания
должны выполнять отдельные граждане
и их объединения, должностные лица, государственные
органы, политические партии. В обществе
не должно быть какой-либо организации
или отдельного лица, выведенных из-под
влияния законности, на которых бы ее требования
не распространялись.
В литературе было высказано мнение,
что субъектами законности могут
быть только властные органы, а не
отдельные граждане, так как последние
якобы своими действиями не нарушают этого
режима. Действительно, неправомерная
деятельность государственных органов,
должностных лиц, наделенных властными
полномочиями, подрывает саму основу законности,
их последствия весьма опасны для общества
и личности. Не случайно большинство требований
законности обращено к государству, его
органам. Однако если правонарушения граждан
принимают массовый характер, если налицо
рост преступности, режим законности безусловно
нарушается. Поэтому нет оснований исключать
граждан из числа субъектов законности,
хотя, конечно, их роль в ее обеспечении
не сравнима с такой же ролью государственных
органов.
Целесообразность законности. Критерием
оценки роли законности должно быть то,
как она способствует достижению целей
государства и общества, насколько она
обеспечивает решение задач социального
прогресса, защиты прав и свобод граждан.
Целесообразность законности вытекает
прежде всего из ценности самого права
как выразителя свободы, ответственности,
справедливости, как средства обеспечения
порядка, организованности и дисциплины.
Именно в праве, в законе выражается высшая
социальная целесообразность.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"