Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
Вопрос_13. Понятие и признаки государства.
Государство как общественное явление
существует уже тысячелетия, но новоевропейское,
современное понимание
С этого момента предпринято
огромное количество попыток
сформулировать понятие
Было время, когда на государство смотрели как на организацию населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Представители такого «классического» определения понятия государства выделяли три его признака:
Во взаимосвязи эти признаки
образуют понятие о государстве
как соединении людей под одной властью в
пределах определенной территории.
В то же время, как отмечали еще Шершеневич
и Кокошкин, каждый из характерных признаков
государства сам представляет сложное
понятие и поэтому требует самостоятельного
исследования. Кроме этого, эта механистическая
формула (государство=население+
Более приемлемой в этом отношении была договорная (контрактуалистская) трактовка природы государства, развиваемая в рамках некоторых естественно-правовых учений. Суть этой трактовки в том, что государство находит свое оправдание в договорном праве, то есть в естественном контракте между членами общества и властью, который существует условно. Он предполагает, что люди, поступаясь частью своих прав, поручают властям осуществлять в интересах народа функции руководства обществом, обязуясь. Со своей стороны, материально содержать государство, платить налоги, нести повинности. За народом признавали право расторгнуть договор, если власть не исполняет своих обязательств либо заменить контрагента, передать бразды правления другой власти. Сторонники договорных теорий полностью переводили отношения народа и власти на почву права и договора, это было крупным достижением того времени.
Указанные теории, поскольку в них было слишком много условностей, не дожили до нашего времени, но они оставили богатое наследие из демократических идей, без которых трудно представить современное учение о государстве и современный конституционализм.
Во второй половине ХIХ и в начале ХХ в. распространение получило марксистско-ленинское представление о государстве. В частности, В.И. Лениным утверждалось, что государство есть машина для угнетения одного класса другим: машина, которая удерживает в повиновении одного класса прочие, подчиненные классы. Марксистско-ленинская концепция вошла в историю как классовый подход к объяснению природы и социального назначения государства, рассматривающая государство как средство выражения интересов экономически господствующего класса.
Марксистский взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, были изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В главе «Варварство и цивилизация» автор выделял следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу:
1. Разделение подданных
государства по
2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением.
3. Взимание налогов с населения
и получение от него займов
для содержания аппарата
Некоторые российские ученые-юристы все еще не освободились от марксистско-ленинского учения о государстве, о чем свидетельствуют те определения, которые они дают в учебной литературе1. Узкоклассовый подход к определению государства, несомненно, является крайностью. Однако другой крайностью является и «общечеловеческий» подход к определению его понятия. Начиная с 1985 г., когда на первый план в официальной общесоюзной, а затем и российской политике и идеологии вместо узко классовых стали выдвигаться «общечеловеческие ценности», классовая тональность в определениях государства и права стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью. Рассматривая государство как продукт цивилизации2, государство вновь пытаются определять как организацию или институт «всех и для всех». В результате, отказываясь от одной – чисто «классовой» крайности, осознанно или неосознанно авторы – приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность крайность.
Из этого следует, что при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, «общечеловеческие» признаки.
Современное понятие государства имеет многофакторный характер. Государствоведы пришли к выводу, что определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В научном плане понятие, отражающее общие основные признаки государства, позволяет, прежде всего, вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных организаций, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.
В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков, при помощи которых дается его политико-юридическая характеристика. Это общепринятый прием. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции. Однако перечень этих признаков у разных авторов не всегда одинаков.
Один из современных
российских политологов, применив к
исследованию государства и государственной
власти системно-синерго-
Другой ученый-государствовед
– В.Е. Чиркин, анализируя ипостаси
государства (как политического
сообщества, как универсальной организации,
как регулятивного института, как
социально-политического арбитр
Отвлекаясь от содержательного
анализа общих признаков
Одновременно с государством в обществе формируются и другие, негосударственные политические организации (партии, союзы, различного рода общественные движения), которые также оказывают значительное влияние на картину общественной жизни. В этой связи важно выявить наиболее характерные признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций общества, как в прошлом, так и в настоящем. Это позволяет отграничить государство от других элементов политической системы общества, типизировать особенности государств различных исторических периодов, решить вопрос о преемственности прежних государственных институтов в современных условиях.
Государство в реальной действительности – это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних или более поздних ступенях развития. Однако всем государствам истории и современности присущи общие признаки, придающие данному общественному явлению качественную определенность, обособляя его тем самым от других общественных образований. Каковы эти признаки?
Во-первых, государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Поэтому государство – это самая широкая, всеобъемлющая политическая организация, которая представляет интересы всех членов общества, а не какой-либо их части. По политической природе своей государство универсально, общенародно. Территориальное разделение населения в отличие от кровно – родственных связей между членами общества порождает новый социальный институт – гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства, что неравнозначно членству или участию в любых иных политических организациях. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов – государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Понятие государственной территории важно не только для деления внутреннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории за счет территории других государств.
Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.
Территория - не общественное, а естественное
условие существования
Объективно представляя собой пространственные пределы осуществления государственной власти, территория закономерно ассоциируется с могуществом и величием государства, либо с его слабостью и уязвимостью. Государство, таким образом, предполагает территорию как часть земного пространства и представляет собой необходимое естественное условие существования государства, материальную основу жизни организованного в государство общества. Но территория – это не просто особого рода пространство.
Как юридическая категория государственная территория обладает рядом формально-юридических свойств. Основной признак государственной территории - верховенство на конкретной территории соответствующей государственной власти. Его формально-юридические свойства проявляются в том, что без разрешения со стороны властного аппарата государства никакая другая власть не имеет права осуществлять на ней свое господство, а все находящиеся в пределах территории государства граждане (подданные) и другие лица (исключение составляют лица, обладающие дипломатическим суверенитетом) подчинены власти государства и его законам.6
Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством)7.
Ст. 67 Конституции РФ констатирует, что территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения.
Во-вторых, государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"