Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 89 файлов

Вопрос_01.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_02.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_03.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_04.doc

— 58.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_05.doc

— 54.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_06.doc

— 56.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_07.doc

— 92.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_08.doc

— 60.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_10.doc

— 76.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_100.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_101.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_102-103.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_104-105.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_107-110.doc

— 123.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_11.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_111-112.doc

— 81.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_113.doc

— 140.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_114.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_115.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_116.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_117-119.doc

— 78.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_12.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_120.doc

— 68.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_121.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_122.doc

— 69.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_123.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_124.doc

— 68.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_125.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_126.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_13.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_14.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_16.doc

— 53.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_17-18.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы_17-18.

  1. Формы государственного правления: понятие и виды. Нетипичные формы правления.
  2. Современные и исторические формы правления. Форма правления современной России.

 

Под формой правления  подразумевают организацию верховной  государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

В свое время Аристотель разграничивал формы правления  в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). Указанный критерий в определенной мере остался значимым до настоящего времени. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления. Именно в этих формах правления наиболее четко прослеживается, кто и как правит в государстве, т.е. кто осуществляет в нем верховную власть.

Исторически эти две  формы правления возникли и существуют параллельно.

А) Монархия

 Монархическую форму имеет государство, в котором верховная власть принадлежит одному лицу и переходит, как правило, по наследству. Это лицо считается главой государства,  пользуется государственной властью по собственному усмотрению, праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом (или частью его), которому принадлежит суверенитет. Указанное положение характеризует современную монархию, однако, в течение многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой.

Термин «монархия» греческого происхождения («монос» – один, «архе» – власть) и означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и исключения. Так, в Спарте существовало два царя. Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима.

Впрочем, несмотря на большое внимание древних к формам правления, последние  оставались еще во многом неразработанными. В самом деле, Аристотель не пишет  ничего о республике, реальные монархии на первых порах были значительно  ограничены народными собраниями или собраниями старейшин (сенатом и собранием курий в Риме). Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важным считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.

Период расцвета монархии – это  рубеж Нового времени. Именно тогда  со всей четкостью проявляется отличие  монархии от республиканской формы  правления, вырабатываются важнейшие  ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).

Признаками монархической  формы правления в настоящее время являются:

- существование единоличного главы  государства, пользующегося бессрочной  пожизненной властью;

- юридическая независимость и безответственность монарха, подчеркиваемая институтом контрассигнатуры – порядком, при котором утвержденные монархом правовые акты подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного акта;

- наследственный порядок преемственности  верховной власти.

Существую две системы наследования престола – персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

а) салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;

б) кастильскую, когда в числе  наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют  преимущество;

в) австрийскую, при которой  женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин;

г) шведскую, при которой  мужчины и женщины наследуют  престол на равных условиях по праву  первородства.

Суть семейной системы наследования заключается в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии.

Итак, во главе государства  находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда начало той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью божьей», как обыкновенно указывается в его титуле, или в случае избрания – «милостью божьей и волей народа»). Монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия – в «Утвержденной грамоте» 1613г. на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Монарх пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.

При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название), независимо от какой-либо власти, при ограниченной – при посредстве или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархии исходил из психологических оснований – монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную», тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную, в которых монарх делит власть с парламентом.

В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т. п.), ему принадлежат право вето и право неограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной сфере право представительного органа гарантируется полномочием вотировать бюджет.

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Повеления монарха приобретают юридическую силу, лишь будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует и личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т. п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: «царствует, но не управляет».

Сказанное не означает, что  фигура монарха становится чисто  декоративной. Как показывает опыт последнего времени, монархическую форму правления, считавшуюся в советский период некоей политико-правовой окаменелостью, не следует списывать как безнадежную архаику. В ноябре 1975г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. В обстановке кризиса, в условиях сепаратизма и центробежных тенденций достоинства монархии все больше привлекают внимание: «монарх – отец нации», «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях», «стоит над политическими страстями, не принадлежит ни к какой партии», «символ единства нации и стабильного правового порядка». Неслучайно в 2001 году вернувшийся в Болгарию бывший царь Симеон II (он покинул страну малолетним) возглавил созданную им партию, которая победила на выборах в парламент, а сам бывший царь стал главой правительства.

В современном мире существуют и нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде (где король, по существу, вождь племени); монархия Британского Содружества – Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством). Особо следует отметить теократию – такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

С точки зрения социального  содержания абсолютная монархия, как и прежде, является формой господства феодальной и полуфеодальной знати, хотя ныне оно связано не с обладанием землей и властью над зависимыми крестьянами, а с присвоением при помощи государственного аппарата ренты на уникальные минеральные ресурсы (нефть), объявленные государственной собственностью (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.).

Развитие и усиление класса буржуазии уже в XVIII – XIX вв. в Европе привели к ограничению власти монарха и замене абсолютной монархии дуалистической. Последняя по своему социальному содержанию представляла собой компромисс растущей буржуазии и еще сильного дворянства. В настоящее время в «чистом» виде она уже почти уже не существует (кроме Брунея, Бутана), но фактически пережитки дуалистической монархии сильны, несмотря на реформы 1990-х годов, и в Иордании, и в Марокко, и в Непале и в некоторых других государствах.

Укрепление позиций буржуазии, рост численности и влияние «среднего» класса повлекли за собой установление парламентарной монархии. В условиях этой формы правления в разных странах (в Европе и Японии) помещиков уже нет, а если и сохранились некоторые аристократические элементы, они, как особый слой общества, полностью утратили влияние на государственные дела, господствует принцип юридического равенства граждан.

Процесс развития современного мира свидетельствует о сокращении числа  монархий. После II мировой войны провозглашены республики в ранее монархических Болгарии, Румынии, Венгрии, Греции, Италии, Афганистане, Эфиопии и некоторых других странах. В 1993г. на референдуме было отвергнуто предложение о восстановлении монархии в Бразилии, а восстановление монархии в Испании и Центрально-Африканской Республике являются скорее исключениями из общего процесса, чем правилом. В 1997 году такой же референдум в Албании также дал отрицательные результаты. Был назначен такой же референдум и в Болгарии, но парламент его отменил.

Однако и сейчас, несмотря на общую тенденцию развития, монархиями (если учитывать многих членов британского Содружества) являются не менее шестой части государств мира.

Институт монархии –  это феодальный пережиток, а для  некоторых стран – пережиток еще более древних традиций. В развитых странах сколько-нибудь существенного влияния на политическую жизнь этот институт не оказывает, хотя при соответствующих условиях здесь могут быть использованы в тех или иных целях резервные, «спящие» полномочия короля (можно вспомнить поведение короля Румынии в 1946-1947 гг., как противоположное – роль короля Испании в 1981 г. и т. д.). Таким образом, использование этой формы правления в тех или иных целях зависит не столько от конституционных положений, сколько от личности монарха, от традиций страны, от отношения к монарху ее населения. В целом монархическая форма правления даже в таких передовых государствах, как Великобритания или Япония, вряд ли может считаться типичной формой правления современного государства. Для современного государства необходима республика. С монархией могут быть связаны непредсказуемые действия.

Б) Республика

Республика – это  такая форма правления, при которой  верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. В отличие от монархии, при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом (от лат. res publica – общественное дело). «Respublica est res populi», – подчеркивал Цицерон, считая государство «делом народа».

Республиканская форма  правления использовалась в Древнем  мире (например, демократическая республика в Афинах и аристократическая  – в Риме), республиками являлись многие города-государства в Средние века (Дубровник – в Югославии, Бремен – в Германии, Новгород – в России), но наиболее широкое распространение эта форма получила в Новое время, т.е. после победы буржуазных революций. Первой республикой стали США.

В настоящее время общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного или  коллегиального главы государства;

- выборность на определенный  срок главы государства и других  верховных органов государственной  власти;

- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

- юридическая ответственность  главы государства в случаях,  предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной  государственной власти для всех  других государственных органов;

Вопрос_19-20-21.doc

— 68.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_22.doc

— 62.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_23.doc

— 112.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_24-25.doc

— 58.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_26.doc

— 52.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_27-28.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_29.doc

— 101.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_30.doc

— 90.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_31.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_32.doc

— 71.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_33.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_34.doc

— 77.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_35.doc

— 74.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_36-37.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_37-1.doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_38.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_39.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_40.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_41.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_42.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_43.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_44-45.doc

— 92.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_46.doc

— 54.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_47.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_48.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_49.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_50.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_51.doc

— 65.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_52.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_53.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_54.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_55.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_56-61.doc

— 102.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_62.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_63.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_64.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_65.doc

— 48.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_66.doc

— 52.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_67.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_68.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_69.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_70.doc

— 99.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_72-73.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_74-77.doc

— 84.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_78.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_79.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_80.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_81.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_82-83.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_84-87.doc

— 88.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_88-89.doc

— 86.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_90-91.doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_92-96.doc

— 95.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_97.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_98.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_99.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"