Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
Вопрос_49. Основные правовые учения.
Становление права
есть процесс и результат
Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.
Естественно-правовая теория
Логически наиболее завершена в период буржуазных революций XVII—XVII вв. Ее представителями были: Гоббс, Локк, Радищев и другие мыслители.
Основные идеи:
1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписанное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием позитивного, так как не всякий закон содержит в себе право);
2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют правотворческий и правоприменительный процессы);
3) источник прав человека
находится не в
Достоинства теории:
это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену феодальным отношениям новый, более свободный строй;
в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, т.е. безнравственными, что они должны приводиться в соответствие с такими общечеловеческими ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;
она провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Слабые стороны:
такое понимание права
(как абстрактных нравственных ценностей)
«уменьшает» его формально-
такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием (которое действительно может быть разным).
Историческая школа права
Логически наиболее завершена в конце XVIII — начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.
Основные идеи:
1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
2) право — это, прежде всего, правовые обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания»;
3) представители этой теории, которая
возникла во времена
Достоинства:
впервые обращено серьезное внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
верно отмечены преимущества правовых
обычаев как проверенных
Слабые стороны:
данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология отживающего феодального строя;
ее представители
Нормативистская теория права
Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.
Основные идеи:
1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;
2) бытие права, согласно точке зрения Кельзена, принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Следовательно, юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;
3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты -решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
Достоинства:
верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
признаются широкие
Слабые стороны:
слишком сильный уклон к формальной стороне права повлек игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). Отсюда представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, т. е. излишне «очищают» от них право;
признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться устаревшими нормами, и однозначно произвольными.
Психологическая теория права
Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др.
Основные идеи:
1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
2) понятие и сущность
права выводятся, прежде всего,
3) все правовые нормы
делятся на два вида — эмоции
позитивного (установленного
Достоинства:
обращено внимание на психологические процессы, которые также реальны, как экономические, политические и пр., отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;
повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;
источник прав человека здесь «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.
Слабые стороны:
слишком сильный крен
в сторону психологических
в связи с тем, что
«подлинное право» (интуитивное) практически
оторвано от государства и не имеет
формально определенного
Социологическая теория права
Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.
Основные идеи:
1) разделяют право
и закон, хотя и не так,
как идеологи естественно-
2) под правом, следовательно,
понимаются юридические
3) формулируют «живое»
право, прежде всего, судьи
в процессе юрисдикционной
Достоинства:
такое понимание ориентирует на практическую реализацию права; совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений как содержания над правовой формой;
теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Слабые стороны:
если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
в силу переноса центра тяжести
правотворческой деятельности на судей
и администраторов
Марксистская теория права
Логически наиболее завершена в XIX—XX вв. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.
Основные идеи:
1) право принимается как
2) содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
2) право представляет собой
Достоинства:
в связи с тем, что право понимается как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), четко выделены критерии правомерного и противоправного;
показана зависимость права
от социально-экономических
обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его;
Слабые стороны:
преувеличена роль классовых начал
в праве в ущерб
право слишком жестко связано с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.
Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.
Марксистская теория права, несомненно, оказала существенное влияние на развитие материалистического понимания права. Вместе с тем апологетическое отношение к данной теории как единственно верной и непогрешимой должно быть преодолено. Сама история, реальные события обнаружили ошибки, слабые места этого учения, несоответствие отдельных его положений действительности. Однако столь же неверным был бы и поворот к другой крайности, к признанию этого учения изначально ложным во всех своих оценках. Многие выводы марксистского учения о праве, как и о государстве, и в современных условиях сохраняют свое значение.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"