Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
Вопрос_67. Нормативный договор как источник права: понятие, виды. Роль нормативных договоров в современном российском праве.
Договор нормативного содержания. Нормативно-правовой договор представляет собой весьма значимую разновидность договорных актов, существующих в рамках международного и национального права. Данное понятие традиционно рассматривается как синоним публичного договора. Основное отличие договора нормативного содержания от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит в себе норму права – правило общего характера, обязательную для исполнения неопределенным кругом лиц. Еще С.Ф. Кечекьян отмечал, что «совершенно несомненно, что договоры в ряде случаев не только создают определенные правоотношения, но и порождают нормы права, то есть выступают как источники права»1.
Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативно-правовой договор отвечает и условиям действительности договоров: а) согласная воля двух или нескольких лиц; б) взаимное познание этой воли; в) возможность содержания воли2.
Действительно, он представляет собой
добровольное волеизъявление сторон.
Элемент добровольности присутствует
при взятии обязательства следовать
установленным договором
Еще одно отличие нормативно-правового договора в том, что он может содержать не только нормы права, но и принципы права (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).
Отличительной особенностью нормативно-правового
договора является и то, что он чаще
всего носит публичный
Ю.А. Тихомиров отмечает, что кроме публичной цели и интересов нормативно-правовой договор отличается и своим предметом, при этом в качестве последнего могут выступать «вопросы властвования, управления и саморегулирования, причем далеко не все, а лишь допускающие не общеправовую, а договорную форму правового регулирования»3.
В отечественной науке
- конституционно-правовые
- административные договоры (соглашения
между исполнительными
- трудовые и коллективные
Отдельные исследователи подразделяют нормативные договоры по иным основаниям (по форме правотворческой деятельности, при которой применяется договор; по составу субъектов; по действию в пространстве; по отраслевой принадлежности)4.
Все эти классификации касаются в основном договоров, выступающих юридическими источниками внутригосударственного права. Однако чаще всего нормативно-правовые договоры используются в сфере международного права, где они являются, в сущности, основным источником (формой выражения) права. Как отмечается в юридической литературе, одних только двух- или многосторонних международных договоров насчитывается свыше 500 тыс.5.
В конституциях многих государств (Франция, Нидерланды, Российская Федерация) установлено, что при противоречиях между нормами международного договора и национальным законом первые будут преобладать.
Однако на практике возникают определенные проблемы, связанные с разрешением данной коллизии. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» могут заключаться три вида договоров Российской Федерации: межгосударственные, межправительственные и договоры межведомственного характера. В связи с этим возникает спор, все ли три вида международных договоров имеют приоритет над федеральными законами в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Большинство специалистов в области международного права в соответствии с универсальным общепризнанным принципом международного права – pacta sunt servanda – отвечают на этот вопрос утвердительно. Однако с позиции теории источников (форм выражения) права такое толкование Конституции РФ не может быть признано правильным в связи с тем, что международные договоры Российской Федерации должны применяться лишь постольку, поскольку они соответствуют иным источникам международного права, имеющим более высокую юридическую силу6.
Действительно, в правоприменительной
практике чаще всего возникают проблемы,
связанные со спорами о соответствии
общепризнанным принципам и нормам
международного права межправительственных
международных договоров и
С 90-х гг. ХХ в. договоры нормативного содержания получают в России все большее распространение и как источник (форма выражения) внутригосударственного права. Они могут называться по-разному («контракт», «соглашение», «договоренность»), но в любом случае документ должен содержать норму права. Все исследователи подчеркивают в своих определениях именно это обстоятельство: «Нормативный договор – это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм»7.
Исходя из данного определения (и других, похожих на него) можно выделить черты, характерные для договора нормативного содержания как юридического источника: общий взаимный интерес сторон, равенство сторон, добровольность заключения, возмездность, взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, правовое обеспечение. Отдельные исследователи предполагают «в нормативном договоре в качестве хотя бы одной из сторон участие государства и его органов, то есть субъектов публичной власти»8. С другой стороны, совершенно верно, что «нормативно-правовые договоры – проявление норм саморегуляции»9.
Однако главной характерной особенностью этой формы выражения права является то, что он не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой содержащее правовые нормы соглашение договаривающихся сторон. В современной действительности вряд ли разумно ограничивать круг источников (форм выражения) права и регулировать все существующие и возникающие вновь общественные отношения нормами закона, что привело бы к определенному обесценению последнего. Как одно из возможных условий недопущений подобной ситуации и предлагается более широкое и уверенное использование такого вида источника (формы выражения) права, как договор нормативного содержания, в том числе и на региональном уровне10.
1 Кечекьян С.Ф. О понятии источника права // Ученые записки МГУ. 1946. Вып. 116, Труды юрид. фак-та. Кн. 2. С. 25.
2 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995. С. 305.
3 Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. М., 1995. С. 183–184.
4 См.: Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал рос. права. 2000. № 7. С. 89–91.
5 См.: Ершов В.В., Ершова Е.А. Современные проблемы международного права // Рос. правосудие. 2006. № 2. С. 23.
6 См.: Ершов В.В., Ершова Е.А. Современные проблемы международного права // Рос. правосудие. 2006. № 2.С. 27.
7Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал рос. права. 2000. № 7. С. 86.
8Нечитайло М.А. Нормативный договор как источник права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 9.
9Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С. 275.
10См.: Каменская Е.В. Региональное правотворчество Российской Федерации (вопросы теории): Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 55.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"