Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
Вопрос_11. Легитимность власти: понятие, формы. Проблемы легитимации власти в РФ.
Для эффективного осуществления государственной власти особое значение имеет не столько ее легализация, сколько легитимация. В основе термина «легитимация» лежит корень того же латинского слова, что и при употреблении понятия «легализация», но первому термину придается иное истолкование. Это тоже узаконение, но узаконение не только правовое, главным образом не правовое, нередко не имеющее отношения к праву, наконец, иногда противоречащее правовым нормам. В отличие от прежнего толкования о легитимности монархических династий в современном понимании легитимность – это состояние не юридическое, а фактическое, не обязательно формальное, а чаще – неформальное.
В частности, один из виднейших представителей современной социально-политической философии Ю. Хабермас определяет легитимность в качестве способности публичной власти заслуживать признание общества. Легитимность как политологическое и социологическое понятие (в данном случае ее правовой аспект – как соответствие действий власти правовым установлениям – находится вне контекста излагаемого) есть поддержание и сохранение социальной интеграции, нормативно определенной идентичности общества. Понятие «легитимация» (т.е. узаконение) обществом действий власти означает, что социум признает и подтверждает право государственного аппарата действовать от его имени, поскольку целью власти действительно является реализация основополагающих для общества ценностей1.
Американский политолог Д. Истон подразделяет легитимность на следующие три типа: идеологическую (в ее основе лежит моральная убежденность людей в ценности того или иного политического режима); структурную (приверженность людей механизму и номам политического режима); персональную (вера конкретного человека в личные качества политических лидеров, их способность правильно использовать вверенную им политическую власть)2.
В отечественном
В основе легитимации лежит вера людей в то, что их блага (материальные и духовные) зависят от сохранения и поддержания данного порядка в обществе, убеждение в том, что существующий порядок выражает их интересы, а такой порядок в обществе обеспечивается деятельностью государственной власти. Легитимация прямо связана с интересами людей, которые чаще всего оцениваются ими осознанно, но иногда имеют неосознанный характер. Поскольку интересы людей и различных социальных слоев неодинаковы, а в силу ограниченных ресурсов и других обстоятельств государственная власть не может удовлетворить интересы всех членов и всех слоев общества, она удовлетворяет интересы либо большинства, либо меньшинства (во многих развивающихся странах, в условиях авторитарных режимов), либо определенных групп общества, и только частично. Поэтому легитимация государственной власти, за редчайшими исключениями, видимо, не может иметь всеобъемлющего характера. Со своей стороны органы государственной власти (т.е. государство) считают легитимными одни действия «низов» и нелегитимными другие. Например, по-разному могут быть оценены политические демонстрации в связи с их неодинаковыми лозунгами. Да и различные слои трудового населения по-разному воспринимают одни и те же действия «снизу». То, что является легитимным для одних слоев населения, нелегитимно и противозаконно для других. Поэтому легитимность государственной власти оценивается обычно с точки зрения ее соответствия интересам большинства населения, его представлениям о власти. Следствием легитимности государственной власти является ее авторитет у населения, признание права управлять и согласие подчиняться. Легитимность повышает эффективность государственной власти, опирающейся на большинство населения. Поэтому важнейшей целью любой государственной власти, стремящейся стать прочной, является достижение легитимности. Нередко она достигается не реальными мерами, а популистскими обещаниями. Но это кратковременный успех.
Легитимность государственной власти находит свое выражение в ее поддержке населением. Эта поддержка может быть выражена мыслями, чувствами, но, прежде всего, действиями. Она находит свое выражение в результатах голосования на выборах парламента, президента, других органов, в итогах референдумов, в массовых демонстрациях населения, одобряющих те или иные мероприятия правительства, в массовых выступлениях населения в защиту государственной власти при попытках государственных переворотов. О поддержке государственной власти или ее отсутствии могут свидетельствовать опросы населения, анкетирование, проведение различных публичных мероприятий (например, организация общегосударственного обсуждения проекта конституции).
Наиболее отчетливой формой легитимации новой государственной власти и отказа от легитимации прежней являются социальные и политические революции, если они выражают подлинные интересы населения, свергая угнетательскую антинародную власть и утверждая новую государственную власть. Другое дело, что революционное насилие несет с собой отрицательные явления, потрясения, нередко разруху и жертвы, а новая власть далеко не всегда оправдывает чаяния народа.
Существует несколько основных форм легитимации государственной власти4. Немецкий политолог М. Вебер впервые выделил три из них: традиционную, харизматическую и рациональную.
Первая связана с обычаями, традициями населения, нередко с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Наиболее отчетливым примером является влияние обычаев и религии во многих мусульманских странах. В Великобритании сохранение монархической формы правления (правда, при фактически безвластном монархе) во многом связано с особой ролью традиций в британском обществе.
Харизматическая легитимность (харизма от греч. charisma – талант, божественный дар, божественная милость) обусловлена особыми качествами выдающихся личностей, реже – их коллективов, которым приписываются качества, способные определять поведение людей. К числу таких качеств могут относиться природные способности, пророческий дар, сила духа и слова. Харизмой обладали великие полководцы-завоеватели (Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон и др.), а также Гитлер, де Голль и др. Харизма может быть связана с определенной идеологией (например, культ личности И.В. Сталина в СССР, «социалистического вождя» Ким Ир Сена в Северной Корее). Для укрепления харизмы широко используются ритуальные обряды (факельные шествия в фашистской Германии, парады, демонстрации в определенной униформе и с определенными знаменами, знаками и др.), постоянное восхваление мудрости правителя и др. При воцарении нового монарха для легитимации используется торжественный обряд коронации (возложение короны в присутствии знати и представителей других слоев общества, совершаемое первосвященником в главном соборе страны). Приход к власти вновь избранного президента характеризуется особым обрядом инаугурации в столице. Это также происходит в особом здании, историческом центре (в Москве – в Кремле) в присутствии руководителей партий, государственных деятелей, представителей религиозных конфессий и др.
Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой мероприятий этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги и обещания, они имеют сравнительно кратковременный эффект, хотя, например, обещания грядущего коммунистического общества, где люди будут трудиться по способностям, а получать по потребностям, длительное время способствовали легитимации государственной власти в странах тоталитарного социализма. Такой основой являются не имидж благодушного и мудрого правителя, часто даже не справедливые законы, а практическая работа органов государства на благо его населения, соблюдение руководителями государства, должностными лицами установленных для всех законов, а не создание привилегий для себя. Важное значение имеют этичное поведение руководителей страны, других должностных лиц в обществе, открытый и честный диалог власти и политических партий, других общественных объединений граждан. Готовность власти к диалогу, умение выслушать оппонента, понять аргументы других участников диалога, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влиянием этих доводов имеют огромное значение для психологического воздействия на население, для легитимации государственной власти.
Есть и другие классификации
процессов легитимации и
Различают легитимацию с точки зрения широты поддержки ее населением: специальную (по определенным вопросам), диффузную, а также смешанную из этих двух составляющих с преобладанием той или другой, с точки зрения субъекта легитимации: народную, внешнюю и легитимацию «для себя» – уверенность власти в своих силах, по полноте (минимальная и максимальная), по реальности (реальная и мнимая), демократическую и технократическую и др.
1 Habermas J. Legitimationsprobleme im modern Staat – In: Politische Verteljahresschrift. Sonderheft. Oplanden. 1976. S. 42.
2 Easton D. Systems Analysis of Political Life. N.Y., 1967. P. 280-281.
3 См.: Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 122-123.
4 См.: Ачкасов В.А., Елисеев СМ., Ланцов С.А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. М, 1996. С. 20-46.
5 Легитимность // Полис. 1993. № 5. С. 137-140.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"