Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Доля людей пожилого возраста в современном мире постепенно растет. В этих условиях социальная забота о престарелых людях, ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.
Существующая тенденция постоянного возрастания доли пожилых людей, практически во всех развитых станах, обусловлена успехами здравоохранения. Взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Старость как социальная проблема………………..... 7
1.1. Сущность и содержание проблемы старения населения………….………7
1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста ………………………… 13
1.3. Проблемы социального обслуживания пожилых людей
в КЧР…………………………………………………………….………………16
Глава II. социальная ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ пожилых людеЙ В РОССИИ И КЧР……...................................................................... 21
2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения………….21
2.2. Социальное обслуживание пожилых людей: становление, формы, принципы……………………………………………………………………….. 31
2.3. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными учреждениями социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики………….………………………………....41
ГЛАВА III. Проблемы реализации социальных программ в отношении граждан старшего поколения в КЧР и рекомендации по их совершенствованию……………………………………………………..………49
3.1. Республиканские целевые программы…………………………………….49
3.2.Рекомендации по совершенствованию работы с пожилыми людьми в КЧР………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 62
ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………………………… 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. У.Д.АЛИЕВА»

 

 

Исторический  факультет

Кафедра философии и социальной работы

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР

 

 

 

Автор: студентка  4 курса

исторического факультета

отделения «Социальная работа»

Эртуева Дж. Р.

 

__________________________________________________

(подпись )

 

   Работа  допущена к защите

        «    »                       2014г.

 

Научный руководитель ст. преп. кафедры философии и соц. работы Аджиева Л.А.

____________________________                                                                   

(подпись )

 

         Зав. кафедрой: к.ф.н., доц. 

  Лайпанова  Ф.Х.

 

  ____________________

(подпись )

 

Рецензент

 

 

      ____________________________________________                          

                                               (подпись)

 

  Дата защиты

  «___»________2014г.

 

         оценка _________________


 

 

Карачаевск – 2014

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 Глава I. Старость  как социальная проблема………………..... 7

1.1. Сущность и содержание проблемы старения населения………….………7

1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста ………………………… 13

1.3. Проблемы социального обслуживания  пожилых людей

 в КЧР…………………………………………………………….………………16

Глава II. социальная ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ пожилых людеЙ  В РОССИИ И КЧР……...................................................................... 21

2.1. Основные направления и механизмы  реализации государственной социальной  политики в отношении граждан  старшего поколения………….21

2.2. Социальное обслуживание пожилых людей: становление, формы, принципы……………………………………………………………………….. 31

2.3. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными учреждениями социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики………….………………………………....41

ГЛАВА III. Проблемы реализации социальных программ в отношении граждан старшего поколения в КЧР и рекомендации по их совершенствованию……………………………………………………..………49

3.1. Республиканские целевые программы…………………………………….49

3.2.Рекомендации по совершенствованию  работы с пожилыми людьми в КЧР………………………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 62

ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………………………… 65

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..  71

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Доля людей пожилого возраста в современном мире постепенно растет. В этих условиях социальная забота о престарелых людях, ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.

Существующая тенденция постоянного возрастания доли пожилых людей, практически во всех развитых станах, обусловлена успехами здравоохранения. Взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель. Поэтому возможность дожить до очень преклонных лет стала массовой.

Что касается России, то за последние 20 лет численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения страны сократилась. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Это обстоятельство вызывает необходимость усиления социальной поддержки пожилых людей, как одной из наиболее уязвимых категорий населения.

Данная проблема стала актуальной и для Карачаево-Черкесии, где доля пожилых людей составляет 20 % от общего числа населения[1].

Изменение социального статуса человека в старости и при наступлении инвалидности в пожилом возрасте, возникновение различных затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям жизни диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов, особых технологий социальной работы с такими людьми.

Одним из закономерных последствий старения населения как социально-демографического процесса является рост потребностей в социальных услугах, развитие системы социального облуживания, поиск источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы.

Исследования показывают, что в первую очередь именно граждане пожилого возраста и престарелые инвалиды, а их в стране около 40 млн. человек, формируют устойчивый спрос на социальные услуги разнообразного характера. В будущем этот спрос будет возрастать, и в структуре их наиболее востребованными станут дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок, требующие от специалистов высокого уровня профессионализма и компетентности, а также соответствующих личных качеств. Эти тенденции будут постепенно укрепляться по мере повышения уровня жизни населения, улучшения его качественных характеристик.

Целенаправленная деятельность по подготовке общества к происходящим демографическим изменениям требует укрепления системы социальных служб, совершенствования технологий решения экономических, семейно-бытовых, психологических и многих других проблем, имеющих жизненно важное значение для пожилых людей.

Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне. Согласно классификации ООН, молодым считается такое государство, где доля пожилых людей в возрасте старше 65 лет составляет 4%, а старым, соответственно, - 7% и более. В России в 1939г. доля таких людей составляла - 4,15%, в 2004г.–13,5%. За последние 60 лет страна из демографически молодого государства превратилась в старое. Некоторые регионы России стали зонами демографического бедствия, где доля лиц старших возрастов достигает 26-28%.

 «Страны, собравшиеся на Всемирную ассамблею по старению... признают, что качество жизни не менее важно, чем ее большая продолжительность, и поэтому стареющим следует, насколько это возможно, позволить жить в их собственных семьях плодотворной, здоровой, безопасной и приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества» - это положение в 1984 году провозгласила в своей резолюции Всемирная ассамблея ООН, принявшая план действий по проблемам старения и побудившая многие страны разработать свою национальную политику и программы в отношении престарелых[2].

В целях реализации социальной политики в отношении  престарелых в Российской Федерации разработана Государственная стратегия в отношении пожилых людей в период до 2020 года [3].

Теоретическая база исследования. Следует отметить, что в целом исторический аспект проблемы социальной защиты пожилых граждан в России изучен слабо. Как правило, проблема помощи старикам в литературных источниках рассматривается фрагментарно - в рамках развития социальной работы (М.С.Мартынова, М.В.Фирсов, Е.Е.Студенова) благотворительной деятельности (Е.В.Иванова, Ж.Е.Иванова, Т.Б.Кононова), социальной педагогики (Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова, Т.В.Лодкина). Частично освещается в научной литературе и проблема периодизации развития института социальной защиты пожилых людей в России (В.А. Варывдин, И.П.Клемантович, Е.Е.Челурных, известный демограф А.Сови).

Что касается исследования социальной политики в отношении пожилых людей в Карачаево-Черкесской республике, то в данной работе оно проводится впервые.

Эмпирическая база исследования представлена законодательными и другими нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими социальную политику государства. Также использованы программные документы правительства РФ, постановления правительства КЧР, материалы официального сайта Президента и правительства КЧР по вопросам социальной политики в отношении лиц пожилого возраста. Важнейшими источниками стали: Федеральные законы - № 122-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», № 5-ФЗ «О ветеранах», № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Постановление РФ «О федеральной целевой программе «Старшее поколение», Республиканская целевая программа «Социальная поддержка пожилых граждан на 2014 - 2020 годы в Карачаево-Черкесской Республике».

Объект исследования – федеральные и региональные социальные программы в отношении пожилых людей, действующие на территории КЧР.

Предмет исследования – социальная политика государства в отношении пожилых людей в России и в КЧР в частности.

Цель работы - исследовать сущность, содержание и приоритетные направления государственной социальной политики в отношении пожилых людей в РФ и в КЧР;

 Для достижения цели были поставлены и решались следующие задачи:

- выявить основные проблемы  старения населения;

- проанализировать положение пожилых  людей и рассмотреть их актуальные  проблемы в России и в КЧР;

- изучить систему социальной  защиты пожилых людей в современной России;

- раскрыть специфику социального обслуживания пожилых людей;

-исследовать проблемы реализации  федеральных и региональных социальных  программ в отношении граждан  старшего поколения в КЧР.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

 

 

Глава I. Старость как социальная проблема

 

1.1. Сущность и содержание проблемы старения населения

 

В 2006 году население мира достигло порядка 7 млрд. человек, а возраст каждого десятого землянина составил 60 лет и старше. По долгосрочным прогнозам ООН к 2025 году население мира возрастет по сравнению с 1950 годом в три раза, а численность пожилых людей - в 6 раз, в то время как число престарелых людей старше 80 лет увеличится в 10 раз[4].

Старение является неизбежным элементом развития как отдельных людей, так и всего населения.

В развитии человека, общества можно выделить периоды молодости, зрелости, старости, а также глубокой старости. Границы между двумя последними периодами условны, ибо нет каких-либо оснований утверждать, что старость начинается всегда и у всех людей в момент достижения определенного возраста, например, 60 или 65 лет. Во многих случаях проявления старости нарастают значительно раньше, в других случаях, несмотря на достижение условного порога, такие проявления ничтожны.

Среди многих классификационных схем, применяемых для оценки возраста отдельных людей и общества в целом, наиболее пригодной представляется следующая:

- допроизводительный возраст (0-17 лет);

- производительный возраст (мужчины: 18-64 года, женщины: 18-59 лет);

- послепроизводительный возраст (мужчины: старше 65 лет, женщины: старше 60 лет):

- старость (мужчины: 65-79 лет, женщины: 60-79 лет);

- глубокая старость (старше 80 лет).

В ХХв. значительно увеличилась средняя продолжительность жизни, которая в середине прошлого столетия даже в наиболее развитых европейских странах не намного превышала 40 лет, а в Индии, например, колебалась в границах 23-25 лет. В 1880-1970 гг. средняя продолжительность жизни мужчин в наиболее продвинувшихся в этом отношении европейских странах увеличилась почти на 25 лет (с 43,9 года до 68,1 года, то есть на 54% по отношению к исходной), а в Индии - на 16 лет (с 23,7 до 39,5, то есть на 67%). Еще большими были изменения средней продолжительности жизни у женщин: в развитых европейских странах она увеличилась почти на 30 лет (с 46,5 года до 74,7 года, или на 61%), а в Индии - на 15 лет (с 25,6 года до 40,3, или на 57%)[5].

Согласно последним статистическим данным из 140 стран мира средняя продолжительность жизни в 39 странах превышает 70 лет (средняя для обоих полов), зато в 35 других составляет меньше 45 лет. К первой группе принадлежат европейские страны (кроме Албании, Финляндии, Югославии и Португалии), США, Канада, Япония, Израиль. Австралия, Новая Зеландия, а также несколько небольших азиатских стран (Гонконг, Сингапур и Кипр) и южноамериканских (Барбадос, Гваделупа, Ямайка, Мартиника и Пуэрто-Рико), а также Фиджи. Самый высокий уровень средней продолжительности жизни отмечается в Швеции (75,3 года), Нидерландах (74,7), Исландии (74,6), а также Норвегии и Франции (по 73,5), в то же время самая низкая - в странах, которые совсем недавно вступили на путь самостоятельного общественно-хозяйственного развития. К этой группе, среди прочих, принадлежат Ангола и Гвинея-Бисау (по 36 лет), Верхняя Вольта (современное название - Буркина-Фасо) (37,3 года), Мали (39,7 года), а также Афганистан (40,5 года)[6].

Таким образом, за последние 50 лет, благодаря экономическим, медицинским, научно-техническим, культурным и другим прогрессивным социальным достижениям во всех странах мира, достигших значительного социально-экономического благополучия, выявилось совершенно новое демографическое явление - постарение населения, и процесс этот принял стремительный характер.

Информация о работе Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР