Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Доля людей пожилого возраста в современном мире постепенно растет. В этих условиях социальная забота о престарелых людях, ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.
Существующая тенденция постоянного возрастания доли пожилых людей, практически во всех развитых станах, обусловлена успехами здравоохранения. Взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Старость как социальная проблема………………..... 7
1.1. Сущность и содержание проблемы старения населения………….………7
1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста ………………………… 13
1.3. Проблемы социального обслуживания пожилых людей
в КЧР…………………………………………………………….………………16
Глава II. социальная ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ пожилых людеЙ В РОССИИ И КЧР……...................................................................... 21
2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения………….21
2.2. Социальное обслуживание пожилых людей: становление, формы, принципы……………………………………………………………………….. 31
2.3. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными учреждениями социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики………….………………………………....41
ГЛАВА III. Проблемы реализации социальных программ в отношении граждан старшего поколения в КЧР и рекомендации по их совершенствованию……………………………………………………..………49
3.1. Республиканские целевые программы…………………………………….49
3.2.Рекомендации по совершенствованию работы с пожилыми людьми в КЧР………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 62
ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………………………… 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

расширение внутренней инфраструктуры действующих стационарных учреждений социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, обеспечение норм площади спален не менее 6 кв. метров на 1 человека;

обеспечение мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в республиканских учреждениях стационарного социального обслуживания;

повышение уровня социальной адаптации пожилых граждан, упрочение социальных связей;

Для реализации этих целей и задач необходимо усиление координации деятельности исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, заинтересованных организаций и общественных объединений по предоставлению пожилым гражданам социальных услуг, помощи и поддержки.    

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное в рамках дипломной работы исследование свидетельствует, что в современном обществе проблема старения населения становится актуальной и значимой.

В первой главе исследуются сущность и содержание проблемы старения населения, дается характеристика социально-демографических процессов старения населения в России, выявляются социальные проблемы лиц пожилого возраста в России и в КЧР в частности.

Доля пожилых в населении (60 лет и старше) в 2002г. составила 18,5% [37], а в настоящее время достигает свыше 23% [38] и продолжает расти из-за падения рождаемости и сокращения числа и доли детей в населении.

В РФ насчитывается более 30 млн. человек старше трудоспособного возраста. Пожилые люди – быстрорастущая социально-демографическая группа, составляющая пятую часть населения страны. Доля людей пенсионного возраста с 2000 года превысила долю детей до 15 лет. В период до 2016 года прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей[39].

Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самовыживанию, «предпенсионная безработица» и снижение конкурентоспособности на рынке труда, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. В неблагоприятном положении находятся пожилые женщины, что существенно при сохранении долговременной диспропорции мужского и женского населения. Достаточно велика доля пожилых людей среди мигрантов и лиц без определенного места жительства и занятий.

Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи - пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы.

В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми[40], и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

Возрастные социальные и экономические издержки для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, снижает надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. В неблагоприятной ситуации нередко находятся одинокие и пожилые люди и пожилые супружеские пары.

Во второй главе рассматривается государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения, исследуются формы, принципы и система социального обслуживание пожилых людей в России и КЧР.

Старение населения России как социально-демографический процесс происходит одновременно с возрастанием общей смертности населения, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. В настоящее время проблемы пожилых людей решаются не всегда последовательно, не в полной мере обеспечиваются условия для достойной жизни всем пожилым людям. Отмечаются значительные различные региональные различия положения пожилых людей.

В третьей главе нами рассмотрены проблемы реализации социальных программ в отношении граждан старшего поколения в КЧР и предложены рекомендации по их совершенствованию.

Цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения - устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.

Система социального обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики.

Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном уровнях. Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.

Социальная помощь пожилым и старым людям – это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.

Социальное обслуживание населения в современных условиях стало одним из механизмов регулирования уровня социальной напряженности общества, предупреждения назревающих социальных взрывов. Эта система, реализуя своей деятельностью приоритетные направления социальной политики государства, адаптирует потребности и интересы пожилых людей к меняющимся условиям жизни.

Таким образом, в ходе проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:

- среди лиц старше трудоспособного возраста продолжается смещение возрастной структуры в сторону людей более старшего возраста. В Российской Федерации среди населения старше трудоспособного возраста удельный вес лиц обоего пола, достигших 70 лет и старше, составлял в 1979г. 36, 5%, 1999г. - 41%; 2007г. - 43%[41];

- численность женщин среди пожилых значительно превышает число мужчин. Соотношение мужчин и женщин в возрасте 70 лет и старше в Российской Федерации в настоящее время составляет 1: 2,5%[42];

- большинство пожилых людей, проживающих в городской местности, являются маргиналами первого поколения, нуждаются в адресной социальной поддержке, ибо на уровень их материального положения никак не влияют материальные ценности, накопленные их родителями, прародителями. Они просто были утрачены вследствие миграционных перемещений и других причин;

- растет удельный вес одиноких пожилых людей, больше половины одиноких никем не поддерживается, не имеет связей ни с кем из родственников;

- в составе пожилых людей высок удельный вес лиц с высшим и средним профессиональным образованием;

- очень велика зависимость материального положения пожилых людей от государства, эффективности проводимой им социальной политики;

- около 1,5 млн. граждан старших возрастов в России нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. Изучение нуждаемости обследованных свидетельствует, что почти 80 процентам из них требуются медико-социальная помощь и услуги социально-бытового характера[43].

В 2007г. начата работа по применению стационарозаменяющих технологий[44]. Проходит апробацию создание приемной (фостерной) семьи для одиноких пожилых людей. Пожилой человек входит в приемную семью с намерением преодолеть одиночество, получить необходимый уход, защиту перед лицом жизненных проблем, сохранить достоинство в старости и ощущение единения с миром.

Демографическое постарение общества будет продолжаться в обозримом будущем, что предъявляет серьезные требования к системам пенсионного обеспечения и социального обслуживания, всего жизнеустройства социума, который все больше будет состоять из стареющих людей.

Существующие законодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и пенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок.

Процессы старения населения характерны для развитых стран, но если там основным фактором старения является увеличение продолжительности жизни, улучшение ее качества, то в России - снижение рождаемости. Для Карачаево-Черкесской Республике, в отличии от среднероссийских показателей, характерен несколько более высокий уровень рождаемости и средней продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни в республике у женщин 76 лет, у мужчин 64 года.

Чисто демографически старение населения означает ухудшение условий его воспроизводства, уменьшение при прочих равных условиях брачности и рождаемости и рост смертности, а следовательно, углубление депопуляции и рост усилий общества, направленных на её преодоление. 

С экономической точки зрения старение населения трудоспособного возраста при прочих равных условиях создает дополнительные препятствия для экономического роста и повышения производительности труда. Старение населения требует выработки совершенно новых подходов и в социальной сфере, прежде всего в области здравоохранения и пенсионного обеспечения населения. Рост доли населения пожилых и старых возрастов требует уделять больше внимания и ресурсов профилактике и лечению заболеваний, свойственных пожилым людям, прежде всего заболеваниям сердечно-сосудистой системы и новообразованиям.

 

 

 

 

 

 

 

Примечания

  1. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 22.
  2. Там же. С. 24
  3. Постановление Правительства РФ от 29.01.2002 г. № 70 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы". СЗ РФ. 2002г. № 6.
  4. Сорвина А.С. Пожилые люди – взгляд в XXI век. –М. 2007. С.44.
  5. Там же. С. 48.
  6. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 35.
  7. Сорвина А.С. Пожилые люди – взгляд в XXI век. –М. 2007. С.54.
  8. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 45.
  9. Россия: на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 г. Москва. 2004. С.11.
  10. Сорвина А.С. Пожилые люди – взгляд в XXI век. –М. 2007. С.84.
  11. Путин В.В. //Из президентского послания Федеральному Собранию Российской Федерации 10.05.2006//Консультант Плюс,1992-2014//www.consultant.ru
  12. Россия: на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 г. Москва. 2004. С.77.
  13. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми.– Москва:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С.7.
  14. Сокольков А.Е. Заболеваемость и смертность в истории человечества. Челябинск. 1995. С.21.
  15. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология. Изд. Академический проспект. 2006. С.7.
  16. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 . С.11.
  17. Официальный сайт Правительства КЧР. Отчет о социальном обслуживании населения в 2013г.
  18. http//kchr.info- 26.04.2014
  19. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учебное пособие. – М.: Инфра. 2004. С.17.
  20. Пожилое население в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы: Национальный доклад. М., 2007. С. 6-11
  21. Национальный стандарт Российской Федерации. "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст // Социальное обслуживание. 2004. № 1
  22. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. Учебное пособие. –М. 2002. С. 29.
  23. Холостова Е.И., Попов В.Г. Социальная политика и социальная работа. –М. 2007. С.57. 
  24. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 45.
  25. Сорвина А.С. Пожилые люди – взгляд в XXI век. –М. 2007. С.94.
  26. Жуков В.И. Глобальные процессы и социальная модернизация российского общества.//Ученые записки. 2006. № 4. С.28.
  27. Юрьев Е. Низкая рождаемость – не признак цивилизованности. // Социальная и демографическая политика. Москва. 2006.№ 9.С. 4.
  28. Там же. С.17. 
  29. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. С. 7.
  30. Там же. С.15.
  31. Альперович В.А. Социальная геронтология – М. 2007. С.23.
  32. Демидова Т.Е. Социальная работа с пожилыми людьми. –М. 2006. С.217.
  33. Там же. С. 219
  34. Пожилое население в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы: Национальный доклад. М., 2007. С. 24
  35. Постановление Правительства РФ от 29.01.2002 г. № 70 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы". СЗ РФ. 2002г. № 6.
  36. Жуков В.И. Реформы в России – М.: Изд. РГСУ. 2005. С. 256
  37. Эл. док. День республики, N 192-193, 12.10.2006
  38. Жуков В.И. Реформы в России – М.: Изд. РГСУ. 2005. С. 266.
  39. Инф. Агентство «Гарант»

//www.garant.ru/hotlaw/karachaevo/320355/#ixzz031qaKBzE

  1. Там же.
  2. Жуков В.И. Глобальные процессы и социальная модернизация российского общества.//Ученые записки. 2006. № 4. С.28.
  3. Там же. С. 118
  4. Пожилое население в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы: Национальный доклад. М., 2007. С.10
  5. Там же. С. 14
  6. Пожилое население в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы: Национальный доклад. М., 2007. С. 21
  7. Там же. С. 29
  8. Россия: на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 г. Москва. 2004. С.37.
  9. Жуков В.И. Глобальные процессы и социальная модернизация российского общества.//Ученые записки. 2006. № 4.  С. 88.
  10. Национальный стандарт Российской Федерации. "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст // Социальное обслуживание. 2004. № 1

 

Список использованных источников и литературы

 

Источники

  1. Национальный стандарт Российской Федерации. "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст // Социальное обслуживание. 2004. № 1
  2. Национальная программа демографического развития России на период 2006-2015 гг. М. 2005
  3. Пожилое население в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы: Национальный доклад. М., 2007.
  4. Государственная стратегия в отношении пожилых людей в РФ в период до 2020 года. М. 2013
  5. Государственная программа КЧР «Социальная защита населения  в

Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2020 годы». Черкесск. 2013

 

Нормативно-правовые документы

  1. Конституция Российской Федерации. 1993.
  2. Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
  3. Федеральный закон РФ от 25 ноября 2006 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в статью 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».
  4. Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
  5. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
  7. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ.
  8. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
  9. Постановление Правительства РФ от 29.01.2002 г. № 70 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы". СЗ РФ. 2002г. № 6.
  10. Постановление Правительства РФ от 25.11.1995 г. № 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания".
  11. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 г. № 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания".
  12. Письмо Минтруда РФ от 05.01.2003 г. № 30-ГК "О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" / Оплата труда работников учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Минтруда РФ. ЦБНТИ. М., 2003.
  13. Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999 г. № 32 
    "Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения".

Информация о работе Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР