Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:51, дипломная работа
Актуальность темы. Доля людей пожилого возраста в современном мире постепенно растет. В этих условиях социальная забота о престарелых людях, ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.
Существующая тенденция постоянного возрастания доли пожилых людей, практически во всех развитых станах, обусловлена успехами здравоохранения. Взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Старость как социальная проблема………………..... 7
1.1. Сущность и содержание проблемы старения населения………….………7
1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста ………………………… 13
1.3. Проблемы социального обслуживания пожилых людей
в КЧР…………………………………………………………….………………16
Глава II. социальная ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ пожилых людеЙ В РОССИИ И КЧР……...................................................................... 21
2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения………….21
2.2. Социальное обслуживание пожилых людей: становление, формы, принципы……………………………………………………………………….. 31
2.3. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными учреждениями социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики………….………………………………....41
ГЛАВА III. Проблемы реализации социальных программ в отношении граждан старшего поколения в КЧР и рекомендации по их совершенствованию……………………………………………………..………49
3.1. Республиканские целевые программы…………………………………….49
3.2.Рекомендации по совершенствованию работы с пожилыми людьми в КЧР………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 62
ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………………………… 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Действующая сеть учреждений социального обслуживания не закрывает существующей потребности.
Деятельность Министерства, органов и учреждений социальной защиты населения республики направлена на повышение адресности социальной помощи, минимизацию уровня бедности населения, повышение доступности и качества социального обслуживания. Принимаются меры по совершенствованию механизма предоставления отдельных услуг.
Основные направления развития системы социальной защиты населения сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов.
Важным направлением деятельности министерства также является решение вопросов обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, информации и связи, к государственным услугам.
Решение вопросов социальной защиты населения является приоритетным направлением деятельности Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
С 2005 года система социальной защиты граждан приведена в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, льготы натуральной формы заменены денежными выплатами. Федеральные полномочия переданы органам государственной власти субъектов РФ. Средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются из федерального бюджета в виде субвенций. Одновременно, органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Меры социальной поддержки, социальная помощь в Карачаево-Черкесской Республике предоставляются в виде денежных выплат, натуральной формы, социального обслуживания, в соответствии с принципом социальной справедливости.
Предоставление мер социальной поддержки в денежной форме включает в себя ежемесячные денежные выплаты, материнский (семейного) капитал, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационные и единовременные выплаты, адресную помощь в денежной форме и другое.
Меры социальной поддержки предоставляются в форме услуг – путем организации отдыха и оздоровления детей; предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, безнадзорным и беспризорным детям.
Предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме - это предоставление набора социальных услуг (в виде проезда на железнодорожном транспорте туда и обратно один раз в год, зубопротезирование и т.п.).
Потребность граждан в мерах социальной поддержки формируются вследствие ряда объективных факторов дифференциации подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан, учитывающих особенности контингентов получателей, в том числе:
– категориальный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам предоставляются:
а) с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий);
б) в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (например, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне);
в) в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию – инвалидностью, сиротством, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних; малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий и другими причинами;
- адресный подход, при котором
меры социальной поддержки
Дифференциация периодичности предоставления мер социальной поддержки – постоянная либо разовая.
Меры социальной поддержки граждан, используемые в Карачаево-Черкесской Республике, особенно предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения денежных доходов населения и выступают в качестве одного из инструментов предотвращения бедности в республике.
Меры социальной поддержки предоставляются путем все более полного учета объективных потребностей получателей с использованием механизма адресности, при назначении и выплате ежемесячных пособий на детей в возрасте до 16 лет, а также при предоставлении нуждающимся семьям субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Результатом является рост абсолютных и относительных показателей, характеризующих масштабы социальной поддержки граждан (семей) за счет средств Карачаево-Черкесской Республики в денежной форме.
С 1 января 2006года, вступило в силу постановление Правительства РФ от 14.12.05 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные, исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, согласно действующему постановлению, составляет 22%., что является одной из ощутимых государственных услуг, оказываемых малоимущим семьям и семьям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.
В динамике за последние 3 года (2009 - 2011), по данным статистики, численность детского населения (0-17 лет) увеличилась на 14716 человек (+15,4%). Удельный вес детского населения от всей численности населения республики составляет 23 % .
По данным государственной статистики, в 2012 году родилось 6499 детей (в 2011 - 6289; в 2010 – 6184).
Коэффициент рождаемости 13,5 составил на 1000 населения (в 2011 - 13,1; в 2010 -12,8 %).
В Карачаево-Черкесской Республике проживают 6629 многодетных семей, в них 21924 детей. Доля многодетных семей от общего числа семей с детьми до 18 лет составляет 15,9%. Доля детей из многодетных семей от общего числа детей до 18 лет составляет 33,1%.
Для поддержания многодетных семей и семей, в которых один или оба родителя инвалиды, установлен ряд мер социальной поддержки и три вида ежемесячных денежных выплат.
С целью стимулирования многодетности семьям с детьми за счет бюджета республики представляется республиканский материнский капитал в размере 100,0 тыс. рублей.
Помимо этого, учреждена региональная форма морального поощрения материнства и детства в виде государственной награды Карачаево-Черкесской Республики – почетный знак КЧР «Материнская слава».
Одновременно с вручением награды производится выплата единовременного денежного вознаграждения из расчета 3,0 тыс. рублей на каждого ребенка женщине-матери, родившей и достойно воспитавшей (воспитывающей) пять и более детей.
За период с 2008 по 2012 годы государственной наградой Карачаево-Черкесской Республики, почетным знаком КЧР «Материнская слава», награждены 1655 женщины.
Расходы консолидированного бюджета на предоставление мер социальной поддержки на 2012 год выглядят следующим образом.
При прогнозировании основных параметров развития системы социальной поддержки граждан на период до 2020 года в рамках госпрограммы учитывалось, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. №1662-р, Указами Президента Российской Федерации, определен ряд направлений действий и соответствующие целевые показатели в сфере социальной поддержки граждан, в том числе:
- доведение охвата бедного
- решение к 2020 году проблемы
полного удовлетворения
- повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.
- формирование эффективной
С учетом вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что в прогнозируемом периоде (2014-2020 годы), потребность граждан в мерах социальной поддержки сохранится и будет формироваться под влиянием двух разнонаправленных тенденций.
Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать:
- вследствие старения населения,
сопровождающегося увеличением
лиц старше трудоспособного
- вследствие роста рождаемости,
сопровождающегося увеличением
числа рождений и численности
детей и необходимости
- вследствие сохранения в
Преодоление последствий этих распространенных явлений потребует предоставления гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, установленных законодательством мер социальной поддержки в денежной и натуральной форме, а также путем оказания социальных услуг и соответствующих расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации; разработки и внедрения мероприятий правового и организационного характера, направленных на профилактику материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей.
В то же время, потребность граждан в мерах социальной поддержки будет снижаться:
- вследствие естественной убыли
и сокращения численности
- вследствие повышения реальной
заработной платы и реальных
располагаемых доходов
При прочих равных условиях, потребность населения в мерах социальной поддержки и возможность ее удовлетворения будут определяться результатами проводимой экономической политики, темпами роста валового внутреннего продукта и объемов производства в базовых отраслях экономики, принимаемых мер по совершенствованию налоговой и инвестиционной политики, выравниванию уровней социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы социальной поддержки населения республики до 2020 года будет осуществляться в следующих основных направлениях:
- расширение сферы применения
механизма адресности, основанного
на оценке доходов, при предоставлении
мер социальной поддержки
- дальнейшее расширение
- развитие системы профилактики
материального, социального и физического
неблагополучия граждан и
Информация о работе Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР