Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:51, дипломная работа
Актуальность темы. Доля людей пожилого возраста в современном мире постепенно растет. В этих условиях социальная забота о престарелых людях, ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.
Существующая тенденция постоянного возрастания доли пожилых людей, практически во всех развитых станах, обусловлена успехами здравоохранения. Взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Старость как социальная проблема………………..... 7
1.1. Сущность и содержание проблемы старения населения………….………7
1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста ………………………… 13
1.3. Проблемы социального обслуживания пожилых людей
в КЧР…………………………………………………………….………………16
Глава II. социальная ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ пожилых людеЙ В РОССИИ И КЧР……...................................................................... 21
2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения………….21
2.2. Социальное обслуживание пожилых людей: становление, формы, принципы……………………………………………………………………….. 31
2.3. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными учреждениями социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики………….………………………………....41
ГЛАВА III. Проблемы реализации социальных программ в отношении граждан старшего поколения в КЧР и рекомендации по их совершенствованию……………………………………………………..………49
3.1. Республиканские целевые программы…………………………………….49
3.2.Рекомендации по совершенствованию работы с пожилыми людьми в КЧР………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 62
ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………………………… 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
14.Указ президента КЧР 16.10.2010 года № 210 Об утверждении положения и структуры министерства труда и социального развития Карачаево- Черкесской республики.
15..Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 10 ноября 2008 г. N 389 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социальной защиты Карачаево-Черкесской Республики"
Литература:
Электронные источники
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПАСПОРТ
Государственной программы Карачаево-Черкесской Республики
«Социальная защита населения в Карачаево-Черкесской Республике
на 2014-2020 годы» (далее – Госпрограмма)
Ответственный исполнитель Госпрограммы |
Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители Госпрограммы |
Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики; Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики; Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики; Министерство спорта Карачаево-Черкесской Республики; Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи; |
Подпрограммы Госпрограммы |
1.Поддержка социально ориентир 2. Социальная поддержка семьи и детей; 3. Предоставление мер
социальной поддержки 4.Улучшение условий и охраны труда работников в Карачаево-Черкесской Республике; 5.Социальная поддержка граждан пожилого возраста Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2020 годы; 6. «Доступная среда» на 2014-2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике; 7.Развитие сети учреждений
социального обслуживания 8.Обеспечение равных возможностей, социальная поддержка, социальное сопровождение, интеграция в общество и реабилитация инвалидов по зрению на 2014-2020 годы; 9.«Совершенствование обеспечения реализации государственной программы» |
Цели Госпрограммы |
Повышение уровня и качества жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других социально незащищенных категорий граждан, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики. |
Задачи Госпрограммы |
выполнение обязательств по мерам социальной поддержки; реализация государственной семейной политики, социальное развитие семьи и детей, профилактика семейного неблагополучия; развитие сети социальных учреждений; социальная поддержка граждан пожилого возраста, улучшение качества оказываемых социальных услуг; улучшение условий и охраны труда. |
Основные целевые индикаторы и показатели Госпрограммы |
Удельный вес малоимущих граждан, получающих меры социальной поддержки, зависимые от величины прожиточного минимума от общей численности обратившихся граждан; доля детей, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике, охваченных различными формами отдыха и оздоровления в течение года от общего числа детей, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике; доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных на отдых и оздоровление от общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики; удельный вес детей - инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях от общего числа детей с ограниченными возможностями. |
Этапы и сроки реализации Госпрограммы |
2014- 2020 годы без деления на этапы. |
Объемы бюджетных ассигнований Госпрограммы
|
Объем финансового обеспечения реализации Программы за 2014-2020 годы составляет 31 941 005,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств: - федерального бюджета – 9 661 412,2 тыс. рублей; -республиканского бюджета
Карачаево-Черкесской Республик - бюджеты муниципальных
образований Карачаево- Объем финансового обеспечения реализации Программы по годам составляет: за счет средств из федерального бюджета: в 2014 году – 1 146 883,1 тыс. рублей; в 2015 году – 1 129 176,3 тыс. рублей; в 2016 году – 1 226 342,2 тыс. рублей; в 2017 году – 1 369 937,6 тыс. рублей; в 2018 году – 1459 697,6 тыс. рублей; в 2019 году – 1 594 373,3 тыс. рублей; в 2020 году – 1 735 002,1 тыс. рублей;
за счет средств из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики:
в 2014 году – 2 246 176,8 тыс. рублей; в 2015 году – 3 162 382,9 тыс. рублей; в 2016 году – 2 850 149,6 тыс. рублей; в 2017 году – 3 076 264,9 тыс. рублей; в 2018году – 3 331 973,7 тыс. рублей; в 2019 году – 3 593 396,0 тыс. рублей; в 2020 году – 3 395 099,4 тыс. рублей;
за счет средств муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики: в 2014 году – 18 717,8 тыс. рублей; в 2015 году – 18 717,8 тыс. рублей; в 2016 году – 9 342,8 тыс. рублей; в 2017 году – 9 342,8 тыс. рублей; в 2018году – 9 342,8 тыс. рублей; в 2019 году – 9 342,8 тыс. рублей; в 2020 году – 9 342,8 тыс. рублей; Объем финансового обеспечения реализации Госпрограммы в разрезе подпрограмм составляет: «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» – 20 217 701,9 тыс. рублей, из них средства: республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики – 12 964 143,2 тыс. рублей. федерального бюджета – 7 253 558,7 тыс. рублей;
«Социальная поддержка семьи и детей» 5 568 952,3 тыс. рублей, из них средства: республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики – 3 224 898,8 тыс. рублей федерального бюджета – 2 344 053,5 тыс. рублей;
«Социальная поддержка граждан пожилого возраста Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2020 годы» – 430 650,0 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
Доступная среда» на 2014-2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике - 761 938,0 тыс. рублей, из них: федерального бюджета – 63 800,0 тыс. рублей; республиканского бюджета – 679 388 тыс. рублей; муниципальных бюджетов – 18 750,0 тыс. рублей.
Развитие сети учреждений социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2020 годы – 4 783 108,9 тыс. рублей, в том числе средства: Республиканского бюджета – 4 783 108,9 тыс. рублей; внебюджетных источников – 105 149,2 тыс. рублей
Обеспечение равных возможностей, социальная поддержка, социальное сопровождение, интеграция в общество и реабилитация инвалидов по зрению на 2014-2020 годы – 116 613,0 тыс. рублей средства республиканского бюджета.
«Совершенствование обеспечение реализации государственной программы» - 70 639,1 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы
|
Повышение уровня и качества жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других социально незащищенных категорий граждан, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики; увеличение доли пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других социально незащищенных категорий граждан, охваченных социальным обслуживанием в учреждениях социального обслуживания населения, до 90 % от общей численности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании; повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году
средней заработной платы повышение к 2018 году средней заработной платы среднего медицинского персонала учреждений социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики - до 100 процентов от средней заработной платы в Карачаево-Черкесской Республике; повышение к 2018
году средней заработной платы
младшего медицинского (фармацевтического)
персонала учреждений социального
обслуживания населения Карачае повышение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников учреждений социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики - до средней заработной платы в Карачаево-Черкесской Республике; создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Карачаево-Черкесской Республике; увеличение охвата отдыхом и оздоровлением детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. |
1. Характеристика сферы реализации Госпрограммы
Госпрограмма разработана в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2013 № 61 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики».
Характерные особенности демографического, социального и экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, а также его бюджетной обеспеченности структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной защиты населения в республике.
На 1 января 2013 года численность населения Карачаево-Черкесской Республики составляла 471683 человек, из них 202266 человек (42,9 %) - городские жители, 269417 человек (57,1%)- сельские.
В структуре населения в возрасте моложе трудоспособного - 20, 5%,
трудоспособного - 61,5 %, старше трудоспособного - 18 %.
Современная демографическая ситуация в республике характеризуется увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста: с 1989 по 2012 год доля лиц пенсионного возраста от общей численности населения республики увеличилась на 12,9 %.
Особенностью работы в сфере социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики является разброс населенных пунктов и их отдаленность от районных центров, в связи, с чем не охвачено социальными услугами около 50% от общего количества нуждающихся в них. Слаборазвита транспортная инфраструктура, существует дефицит квалифицированных кадров.
В республике на 01.01.2013 - 48 537 инвалидов, что составляет более 10% населения республики, подавляющее число из них – 80% составляют инвалиды 1 и 2 групп. Среди них: инвалидов по зрению – 1090 чел., слабослышащих - 480 чел., инвалидов с ограничением опорно-двигательных функций – 1624 чел. (в том числе, инвалидов-колясочников – 1201 чел.), детей–инвалидов – 2746.
Социальное обслуживание незащищенных слоев населения на современном этапе представляет собой систему, сочетающую различные формы, виды и типы учреждений и услуг, единая цель которых – удовлетворение потребностей нуждающихся в социальной поддержке.
На сегодняшний день в Карачаево-Черкесской Республике действуют 8 социальных учреждений. Это дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов, центр социального обслуживания населения с филиалами во всех городах и районах республики, реабилитационный центр для несовершеннолетних, отделения дневного пребывания для людей с ограниченными возможностями и детей - инвалидов, государственное юридическое бюро.
Для снятия напряженности в республике, вызванной отсутствием реабилитационных центров, были открыты в 2012 году:
- отделение социально-трудовой реабилитации инвалидов от 18 до 45 лет при РГКУ «Республиканский реабилитационный центр»;
- 4 отделения дневного пребывания
при РГКУ «Республиканский
Открыто с 1 января 2012 года РГБУ «Центр социального обслуживания населения».
Социальное обслуживание на дому является приоритетным направлением деятельности Центра в силу своей значимости. В 12 районах республики при филиалах Центра функционируют 30 отделений социальной помощи на дому, в том числе отделение социально-медицинской помощи, отделение дневного пребывания, отделение срочной - социальной помощи. Более 145,0 тысяч социальных услуг из них 96% гарантированных государством и 4% дополнительных услуг предоставляются более 2000 гражданам пожилого возраста и инвалидов.
Действуют 2 стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с круглосуточным проживанием, имеющие статус республиканских государственных учреждений и подведомственных Министерству труда и социального развития КЧР, в них проживают 109 человек из числа одиноких престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в посторонней поддержке.
Также 2 стационарные учреждения социального обслуживания семьи и детей:
- РГКУ «Республиканский детский
дом-интернат для умственно
- РГКУ «Республиканский
Кроме того, в 2-х учреждениях социального обслуживания созданы мобильные бригады для оказания неотложных социальных и медико-социальных, услуг гражданам пожилого возраста. Для оснащения мобильных бригад в этих учреждениях в 2011-2012 годах приобретены 2 автотранспорта «Газель» за счет средств республиканского бюджета и средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
К основным проблемам в сфере социального обслуживания в КЧР можно отнести следующее.
За последние 5 лет новых стационарных учреждений социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, семьи и детей, в Карачаево-Черкесской Республике не открывалось. Имеется потребность в социальном обслуживании на дому в отдаленных населенных пунктах, предоставлении реабилитационных услуг инвалидам. Населением республики по-прежнему востребованы услуги сиделки, социального такси, единого социального телефона, работающего в круглосуточном режиме. Необходимо создавать службы социального сопровождения, комплексные центры социального обслуживания населения.
В наименьшей степени удовлетворен спрос на услуги для инвалидов и семей с детьми, и эта проблема требует расширения спектра новых форм реабилитации и оздоровления детей и молодых инвалидов, нестационарных форм обслуживания семей с детьми.
Решение вопросов детей-инвалидов требует объединения усилий как государственных, так и общественных структур, также принятия первоочередных мер, направленных на создание системы комплексного сопровождения ребенка с применением инновационных технологий, их социализацию и интеграцию в общество.
Со времени образования Карачаево-Черкесской Республики и выхода из состава Ставропольского края, остро стоит проблема открытия стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, и не нуждающихся в стационарном лечении, но вследствие хронического психического расстройства нуждаются в постоянном постороннем уходе и наблюдении, социально-бытовом и медицинском обслуживании.
Больные либо годами находятся в психиатрической больнице, либо ведут асоциальный образ жизни, бродяжничают. Создавшееся положение крайне негативно отражается на работе республиканской психиатрической больницы, где более 20% коек занято такими больными.
По данным Главного психиатра Министерства здравоохранения КЧР в республике насчитываются около 160 лиц, страдающих психическими расстройствами.
Около 25 жильцов домов-интернатов общего типа страдают психическими заболеваниями, однако переселить их в специализированные учреждения нет возможности. В связи с этим, при обострении заболеваний их приходится регулярно отправлять на лечение в психиатрическую больницу. Имеются проблемы с оформлением в учреждения психоневрологического типа детей-сирот, которые находятся на жительстве в РГКУ для детей-инвалидов «Республиканский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», после достижения ими 18 лет.
В 2014-2020гг. необходимо открыть дом-интернат психоневрологического типа на 100 чел./мест.
Одной из задач по повышению качества социального обслуживания граждан пожилого возраста, детей и инвалидов является укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения. Все здания 60-70 годов постройки являются приспособленными или пристроенными. В реконструкции нуждаются 2 здания, в капитальном и текущем ремонте - 3. Три учреждения располагаются в арендуемых помещениях, в связи с чем необходимо строительство или приобретение 3-х соответствующих зданий.
С июня 2013 года функционирует Республиканское государственное казенное учреждение «Государственное юридическое бюро». Это восьмое учреждение, которое создано постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2012 № 545 «О создании республиканского государственного казенного учреждения «Государственное юридическое бюро» для оказания бесплатной юридической помощи незащищенным категориям граждан.
Информация о работе Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР