Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Доля людей пожилого возраста в современном мире постепенно растет. В этих условиях социальная забота о престарелых людях, ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.
Существующая тенденция постоянного возрастания доли пожилых людей, практически во всех развитых станах, обусловлена успехами здравоохранения. Взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Старость как социальная проблема………………..... 7
1.1. Сущность и содержание проблемы старения населения………….………7
1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста ………………………… 13
1.3. Проблемы социального обслуживания пожилых людей
в КЧР…………………………………………………………….………………16
Глава II. социальная ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ пожилых людеЙ В РОССИИ И КЧР……...................................................................... 21
2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения………….21
2.2. Социальное обслуживание пожилых людей: становление, формы, принципы……………………………………………………………………….. 31
2.3. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными учреждениями социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики………….………………………………....41
ГЛАВА III. Проблемы реализации социальных программ в отношении граждан старшего поколения в КЧР и рекомендации по их совершенствованию……………………………………………………..………49
3.1. Республиканские целевые программы…………………………………….49
3.2.Рекомендации по совершенствованию работы с пожилыми людьми в КЧР………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 62
ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………………………… 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

В соответствие с Государственной стратегией в отношении пожилых людей в период до 2020 года в РФ[19] предстоит всесторонне совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной социальной политики, относящейся к пожилым людям как к особой социально-демографической группе и учитывающей основные формы их жизнедеятельности.

 Имеется в виду следующее:

обеспечение обоснованности принимаемых решений, федеральных и региональных целевых программ, направленных на поддержку граждан старшего поколения;

осуществление экспертизы законопроектов и проектов нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровне на предмет их возможного воздействия и ожидаемых последствий для жизнедеятельности граждан старшего поколения;

упрочение правового механизма и экономических гарантий предоставления социальных и социально-медицинских услуг, обеспечения медицинской и лекарственной помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан старшего поколения;

нормотворческая деятельность по совершенствованию системы правовых гарантий благосостояния граждан старшего поколения, наряду с развитием новых социальных технологий поддержки семьи, в первую очередь многопоколенной;

осуществление переоценки на федеральном и региональном уровне действующего законодательства для незамедлительной ликвидации в нем пробелов, используемых для совершения преступлений в отношении пожилых людей;

ознакомление представителей законодательной и исполнительной власти, пожилых граждан и населения в целом с характерными особенностями противоправных действий, совершаемых в отношении пожилых лиц;

разработка и реализация программ правового просвещения, разъясняющих права граждан старшего поколения на государственную поддержку;

обеспечение, пожилым людям при наличии соответствующих показаний доступности всех форм медицинской помощи, в том числе амбулаторной, стационарной и скорой медицинской, при условии постоянного контроля ее объема и качества, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

создание в Российской Федерации разветвленной системы геронтологической помощи населению, состоящей из специализированных кабинетов и учреждений и располагающей соответствующим кадровым потенциалом;

формирование системы паллиативной помощи, включая специальные учреждения - хосписы, отделения паллиативной помощи в больницах, кабинеты паллиативной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях;

совершенствование системы геронтопсихиатрической помощи через развитие сети геронтопсихиатрических кабинетов в структуре амбулаторных учреждений общего профиля, подразделений в психоневрологических диспансерах, геронтологических отделений в психиатрических стационарах, психосоматических геронтологических отделений в стационарах общего профиля, а также структур социально-психологической помощи пожилым людям;

улучшение адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, направленной на укрепление здоровья и профилактику заболеваний;

обеспечение доступности для пожилых людей слуховых аппаратов, протезов, очков, индивидуальных средств передвижения и реабилитации, тренажеров для занятий лечебной физкультурой в целях поддержания активности и способности к самообслуживанию;

последовательное повышение реального содержания пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране, своевременное осуществление пенсионных выплат;

проведение пенсионной реформы в целях обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе на основе сочетания распределительных и накопительных принципов финансирования обязательных пенсий;

проведение мероприятий по защите накоплений пожилых людей от воздействия инфляции;

развитие сети учреждений, оказывающих социальную помощь и предоставляющих социальные услуги пожилым людям в привычной для них обстановке, прежде всего на дому;

последовательная реализация принципа индивидуального подхода, соответствия предоставляемых услуг и материально-бытовых условий потребностям пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания;

внедрение инновационных моделей социального обслуживания в нестационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания как более эффективных и приближенных к нуждам пожилых людей;

развитие платного социального обслуживания;

 осуществление мер по формированию рынка социальных услуг высокого качества;

расширение круга субъектов, оказывающих помощь пожилым людям на приемлемых для них условиях, посредством привлечения государственных и негосударственных организаций, семей и добровольцев;

обеспечение разработки и реализация на региональном и муниципальном уровне программ, предусматривающих строительство и реконструкцию обустроенного жилья для многопоколенных семей с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию, в том числе специальных жилых домов для пожилых, граждан и престарелых супружеских пар, с привлечением негосударственных средств;

создание индустрии геродиетических продуктов, имеющих лечебно-профилактическое значение и оказывающих положительное влияние на стареющий организм, организация просветительской работы среди населения пожилого возраста о правильных методах питания. Осуществление в рамках программ социально-экономического развития мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей пожилых людей в продовольствии, и улучшение снабжения лиц пожилого возраста продовольствием, в том числе путем оказания содействия пожилым жителям сельской местности в производстве продуктов питания;

поддержка усилий органов местного самоуправления по наблюдению за положением в области питания пожилых людей, в том числе путем проведения профилактических осмотров лиц пожилого возраста для оказания медицинской и социальной помощи;

разработка мероприятий, направленных на предоставление гражданам старшего поколения возможности для посильной занятости в государственном и негосударственном секторах экономики. Налаживание адресной работы служб занятости по отношению к пожилым людям с учетом состояния рынка труда и индивидуальных ожиданий и возможностей лиц пожилого возраста. Учет интересов и особенностей пожилых трудящихся при определении условий труда, распорядка и организации работы в соглашениях между объединениями работодателей, профсоюзами и органами исполнительной власти всех уровней. Поддержка инициатив пожилых людей в сфере развития малого бизнеса, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости;

организация работы по поддержанию социально-культурной активности пожилых людей путем укрепления функциональных структур, ориентированных на обеспечение гражданам старшего поколения равных условий и возможностей для полноценной социально-культурной жизни;

разработка и реализация программ по обеспечению деятельности образовательного, просветительского, культурно-развлекательного и информационного характера, адресованных различным группам пожилых людей, с акцентом на преодоление социального отчуждения, освоение требований изменяющегося окружения и взаимодействие с ним. Создание условий для расширения неформальных контактов через организацию различных клубов для пожилых людей, развитие сети спортивно-развлекательных центров и туризма пожилых людей;

осуществление мер, имеющих целью безопасность применения пожилыми людьми лекарственных средств, средств бытовой химии, удобство пожилых людей на улицах и в транспорте;

повышение требовательности к производителям относительно обязательного информирования потребителей пожилого возраста о возможных последствиях использования продукции и соответствия нормам безопасности продуктов питания, предметов домашнего обихода, приборов и оборудования, применяемых повседневно пожилыми людьми. Предупреждение недобросовестной рекламы и методов сбыта, основанных на эксплуатации проблем пожилых людей и их материальных ресурсов;

приобщение пожилых людей к средствам массовой коммуникации за счет специальных рубрик в печатных и электронных средствах массовой информации, привлечение государственных средств массовой информации к реализации программ социализации пожилых людей, широкому распространению позитивного опыта участия пожилых людей в жизни общества, поддержка общественных объединений и средств массовой информации, внедряющих ознакомительные программы для потребителей пожилого возраста;

Укрепление равноправного партнерства органов исполнительной власти с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации, оказание им содействия в осуществлении стратегически важных направлений деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности;

содействие созданию и поддержка функционирования объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития;

распространение статистической и иной информации, характеризующей положение граждан старшего поколения. Проведение взаимных консультаций и совместных мероприятий;

изучение правовых, демографических, социально-экономических геронтологических, гериатрических, педагогических и других аспектов старения населения и проблем граждан старшего поколения;

разработка и реализация научно-исследовательских и учебных программ по изучению специфики образа жизни и положения пожилых людей. Обеспечение координации и устойчивого финансирования научных исследований;

совершенствование системы демографической и социальной статистики, характеризующей процесс старения населения и его влияние на социально-экономическое развитие России. Осуществление мониторинга положения граждан старшего поколения и проведение специальных обследований;

периодическая подготовка государственного доклада о положении граждан старшего поколения в России;

подготовка и переподготовка научных, преподавательских кадров, специалистов широкого профиля по работе с пожилыми людьми, в том числе юристов, демографов, психологов, врачей гериатров, социологов, педагогов, социальных работников и других в целях кадрового обеспечения реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения;

формирование консолидированных гарантированных источников финансирования мероприятий государственной социальной политики, программ и планов мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности граждан старшего поколения на федеральном и региональном уровне. Дальнейшее усовершенствование порядка формирования бюджетных расходов на социальные нужды пожилых людей. Активное привлечение внебюджетных средств, в том числе средств страховых, благотворительных и частных фондов, для достижения целей государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения;

создание на федеральном и региональном уровне государственно-общественных органов, координирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных лиц по оказанию поддержки гражданам старшего поколения;

развитие международного сотрудничества и обмена информацией о практической деятельности в интересах пожилых людей в области прав человека и развития, разработки и реализации политики и программ в интересах пожилых людей, проведения научных исследований по проблемам старения, подготовки медицинских, социальных работников и других специалистов для работы с пожилыми людьми[19].

 
2.2. Социальное обслуживание пожилых людей: становление, формы, принципы

 

С конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века, когда в стране на фоне радикальных преобразований во всех сферах жизни общества резко ухудшилось социально-экономическое положение значительной части граждан, в том числе лиц пожилого возраста и инвалидов, возникла острая потребность в переходе от прежней системы государственного социального обеспечения к новой - системе социальной защиты[20].

Получить помощь в домах-интернатах, учреждениях стационарного типа могли не все нуждающиеся одинокие престарелые и инвалиды, так как не хватало мест, и многие ожидали его в очередях. Потребности населения в социальных услугах возрастали, и государственные и муниципальные учреждения не имели возможности предоставлять их своевременно и качественно даже тем лицам, кто в силу разных причин остался без родных и близких. Эти люди чаще всего находились под опекой доброжелательных и чутких соседей, знакомых, шефов, готовых прийти им на помощь. Но старики нуждались в постоянном и систематическом уходе, в услугах самого различного свойства. Все более укреплялось понимание, что реализацией таких задач могут справиться только специально выделенные для их обслуживания работники и социальные службы.

Первым документом, выразившим новое направление политики государства в этой сфере и заложившим нормативную базу для организации работы, было постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 14 мая 1985г. "О первоочередных мерах по улучшению материального благосостояния малообеспеченных пенсионеров и семей, усилению заботы об одиноких престарелых гражданах"[21].

Первоочередными задачами были определены следующие:

- установление одиноким остронуждающимся  пенсионерам из числа рабочих, служащих и членов их семей  доплаты к пенсиям за счет  средств местных бюджетов;

- установление 50-процентной скидки  со стоимости лекарств, приобретаемых  по рецептам врачей, пенсионерам, получающим пенсии в минимальных размерах;

- повышение заботы о ветеранах  труда объединениями, предприятиями, организациями, расширение практики  строительств домов-интернатов, включая  межколхозные и колхозные, за  счет средств фондов социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;

Информация о работе Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР