Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Доля людей пожилого возраста в современном мире постепенно растет. В этих условиях социальная забота о престарелых людях, ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.
Существующая тенденция постоянного возрастания доли пожилых людей, практически во всех развитых станах, обусловлена успехами здравоохранения. Взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Старость как социальная проблема………………..... 7
1.1. Сущность и содержание проблемы старения населения………….………7
1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста ………………………… 13
1.3. Проблемы социального обслуживания пожилых людей
в КЧР…………………………………………………………….………………16
Глава II. социальная ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ пожилых людеЙ В РОССИИ И КЧР……...................................................................... 21
2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения………….21
2.2. Социальное обслуживание пожилых людей: становление, формы, принципы……………………………………………………………………….. 31
2.3. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными учреждениями социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики………….………………………………....41
ГЛАВА III. Проблемы реализации социальных программ в отношении граждан старшего поколения в КЧР и рекомендации по их совершенствованию……………………………………………………..………49
3.1. Республиканские целевые программы…………………………………….49
3.2.Рекомендации по совершенствованию работы с пожилыми людьми в КЧР………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 62
ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………………………… 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

Основными задачами в отношении нуждающихся в социальных услугах граждан является анализ деятельности учреждений и служб, признанных предоставлять комплекс жизненно важных услуг и содействовать разработке и внедрению в практику новых форм и технологий обслуживания населения.

На сегодняшний день в Карачаево-Черкесской Республике проживают более 100 тысяч пенсионеров, 48 тысяч инвалидов, 2 тысячи 736 детей-инвалидов.

В сфере социального обслуживания населения в Карачаево-Черкесской Республике действуют:

два стационарных учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с круглосуточным проживанием, имеющих статус республиканских государственных учреждений и подведомственных Министерству труда и социального развития КЧР. Это «Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов» в городе Черкесске и РГБУ  «Республиканский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» в станице Кардоникской Зеленчукского района. В этих учреждениях проживает 100 человек из числа одиноких престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе и медицинском обслуживании. Ожидается ввод в действие 2-й очереди РГБУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» в г. Черкесске на 200 койко-мест в 2014 году;

одно Республиканское бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания населения». В структуру Центра входят 12 филиалов социальной помощи на дому, а также отделение дневного пребывания. Социальными работниками на дому обслуживается 1952 пожилых человека, оказываются услуги, предусмотренные перечнем гарантированных государством социальных услуг. Очередь на социальное обслуживание на дому составляет на 01 января 2014года 211 человек.

К основным проблемам в сфере социального обслуживания в КЧР можно отнести следующие факторы:

- мощности действующих учреждений  практически загружены. Наблюдается очередность в отделение милосердия, из 30 человек, желающих оформиться на жительство в дома-интернаты, 20 являются немобильными. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни.

В связи с отсутствием в республике домов-интернатов психоневрологического профиля не обеспечивается потребность граждан с психическими отклонениями местами в стационарных учреждениях социального обслуживания психоневрологического типа.

В целом по Карачаево-Черкесской Республике около 10 тыс. пожилых граждан, относясь к категории одиноких или одиноко проживающих, теоретически нуждаются в социально-бытовых и других услугах. Из них свыше 3 тыс. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах на дому, в том числе около 2 тыс. человек - в социально-медицинских услугах на дому. Потребность пожилых граждан в социально-медицинских услугах, оказываемых на дому, удовлетворяется не в полном объеме. Количество обслуживаемых в расчете на 10 тыс. пенсионеров ниже, чем в других субъектах и в целом по Российской Федерации. Поэтому для населения КЧР актуальным является увеличение количества отделений социальной помощи на дому и при необходимости организация социального сопровождения.

 В системе социального обслуживания  Карачаево-Черкесской Республики  наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей напряженности и интенсивности их труда. По состоянию на 01 января 2014 года штатная численность работников учреждений социального обслуживания населения составляет 1 199 единиц.

В 2013 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников в Карачаево-Черкесской Республике составил 6128,2 рублей или 40,1% к уровню среднемесячной заработной платы по Карачаево-Черкесской Республике.

Одной из задач по повышению качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в КЧР является укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения. Все здания 60-70 годов постройки являются приспособленными или пристроенными. В реконструкции нуждаются 2 здания, в капитальном и текущем ремонте - 3. Три учреждения располагаются в арендуемых помещениях, в связи с чем необходимо строительство или приобретение 3-х соответствующих зданий[17].

При поддержке Правительства Карачаево-Черкесии в КЧР запущен всероссийский проект «Дедушка – он-лайн», «Бабушка – он-лайн» В столице Карачаево-Черкесии — г .Черкесск 25.05.2014г. состоялась торжественная церемония открытия компьютерного консультационного центра, который станет региональной площадкой национальной программы «Дедушка — он-лайн», «Бабушка — он-лайн».

В мероприятии, организованном министерством труда и социального развития КЧР совместно с Управлением по делам молодежи региона, приняли участие вице-президент Межрегиональной общественной организации «Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров» (МРОО «АВИП») Николай Тесалов, представители совета ветеранов при министерстве и пожилые граждане Черкесска, пользующиеся услугами Центра соцобслуживания населения Карачаево-Черкесии, а также волонтеры

Открывая новый консультационный центр, министр труда и социального развития КЧР М.Тхакохов подчеркнул важность социально активного образа жизни людей пожилого возраста и пожелал им успехов в освоении современных технологий. Он также придал особое значение соглашению о масштабировании программы, подписанному между министерством и МРОО «АВИП».

Для обучения в центре будут сформированы группы пенсионеров по 10 человек, которых за 1,5 месяца обучат основам компьютерной грамотности с умением пользоваться услугами электронного правительства. В перспективе руководство центра планирует сформировать группу из пожилых людей с ограниченными возможностями[38].

Тем самым, благодаря открытию центра пенсионеры и пожилые люди Карачаево-Черкесской республики получат возможность пройти краткий курс и обучиться компьютерной грамотности под руководством опытных специалистов.

Массовое бесплатное обучение граждан пожилого возраста основам компьютерной грамотности и получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде, проходит при поддержке Правительства КЧР (Министерство труда и социального развития) и официальных партнеров: корпорации INTEL и ОАО «Ростелеком».

После обучения все бабушки и дедушки получат соответствующие сертификаты, а руководство МРОО «АВИП» будет вести мониторинг активности обучившихся в центре людей через социальные центры. 
Отметим, национальная социальная программа «Бабушка он-лайн», «Дедушка-он-лайн» ставит своей целью создание системы бесплатного массового обучения основам компьютерной грамотности и проводится во многих регионах РФ.

Координатором программы в Карачаево-Черкесии является руководитель регионального представительства МРОО «АВИП» Ислам Джанкезов[40].

 К сожалению, несмотря на  позитивные подвижки приходится  признать, что в КЧР недостаточно развит рынок социальных услуг. Неразвито участие негосударственного сектора, социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев в предоставлении социальных услуг пожилым гражданам.

 

Глава II. Система социальной защиты пожилых людей

 

2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения

 

Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и социальная политика нашего государства, в целом, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том, или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - геронтологической политики, касающейся благосостояния и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.

Цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения – устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.

В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств, в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры.

О резком падении жизненного уровня пожилых граждан свидетельствует увеличение почти в 1,5 раза обращений по организации захоронения умерших пенсионеров на безвозмездной основе[17].

Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

- усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;

- обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;

- повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;

- содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;

- содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;

- оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том числе специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;

- предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства);

- создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

- стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;

- организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье;

- обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям[18].

Информация о работе Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР