Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:51, дипломная работа
Актуальность темы. Доля людей пожилого возраста в современном мире постепенно растет. В этих условиях социальная забота о престарелых людях, ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.
Существующая тенденция постоянного возрастания доли пожилых людей, практически во всех развитых станах, обусловлена успехами здравоохранения. Взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Старость как социальная проблема………………..... 7
1.1. Сущность и содержание проблемы старения населения………….………7
1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста ………………………… 13
1.3. Проблемы социального обслуживания пожилых людей
в КЧР…………………………………………………………….………………16
Глава II. социальная ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ пожилых людеЙ В РОССИИ И КЧР……...................................................................... 21
2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения………….21
2.2. Социальное обслуживание пожилых людей: становление, формы, принципы……………………………………………………………………….. 31
2.3. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными учреждениями социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики………….………………………………....41
ГЛАВА III. Проблемы реализации социальных программ в отношении граждан старшего поколения в КЧР и рекомендации по их совершенствованию……………………………………………………..………49
3.1. Республиканские целевые программы…………………………………….49
3.2.Рекомендации по совершенствованию работы с пожилыми людьми в КЧР………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 62
ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………………………… 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
- улучшение взаимодействия с социальными партнерами, общественными объединениями, благотворительными, религиозными организациями, семьями и добровольцами в осуществлении деятельности по реализации социальных услуг пожилым гражданам;
- разработка и внедрение
- обеспечение высокого уровня
профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
- разработка и реализация научно-исследовательских программ по изучению специфики образа жизни и положения пожилых людей, распространение передового опыта организации их социального обслуживания[36].
Таким образом, социальная защита населения как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, институтов, их выполняющих, призвана обеспечивать соблюдение социальных прав и социально приемлемый уровень жизни каждого человека независимо от возраста, пола, национальной принадлежности, религиозных, политических убеждений.
Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном уровня. Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.
Социальная помощь пожилым и старым людям – это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.
Основываясь на принципах социальной справедливости и гуманизма, адресности и избирательности в определении объектов помощи и поддержки, выборе средств, форм и методов их осуществления, система социального обслуживания выполняет множество функций. Среди них особенно востребованными пожилыми людьми стали такие функции, как экономическая, психологическая, хозяйственно-бытовая, юридическая, помощь в оказании ритуальных услуг и др.
Социальное обслуживание населения в современных условиях стало одним из механизмов регулирования уровня социальной напряженности общества, предупреждения назревающих социальных взрывов. Эта система, реализуя своей деятельностью, приоритетные направления социальной политики государства, адаптирует потребности и интересы пожилых людей к меняющимся условиям жизни.
В осуществлении политики по социальному обслуживанию населения федеральные органы власти все больше и больше полномочий передают субъектам Федерации, региональным органам местного самоуправления. Такой подход в полной мере соответствует задачам повышения роли государства в регулировании отношений в социальной сфере, создания полноценной ресурсной базы на местах.
Таким образом, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ в настоящее время претерпело существенные положительные перемены. Набор и объем социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам для преодоления кризисной ситуации, от минимального уровня возросли до рационального. Вместе с тем, перспективы системы социального обслуживания в определенной мере нуждаются в пересмотре и концептуальном закреплении.
2.3. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными учреждениями социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской Республики
В соответствие с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской
Республики от 29 сентября 2006 года N 365
в республике установлен Перечень гарантированных
государством социальных услуг, предоставляемых
гражданам пожилого возраста и инвалидам,
проживающим в стационарных учреждениях
социального обслуживания населения Карачаево-Черкесской
Республики. К ним относятся:
1.Материально-бытовыеуслуги:
предоставление жилой площади, помещений
для организации реабилитационных мероприятий,
лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового
обслуживания в стационарном учреждении
социального обслуживания;
предоставление в пользование мебели согласно утвержденным в установленном порядке нормам;
содействие в получении предоставляемых услуг организациями бытового обслуживания, торговли и связи;
компенсация расходов по проезду к месту обучения, лечения, получения консультации.
2. Услуги по организации питания, быта, досуга:
приготовление и подача пищи, включая
диетическое питание;
предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным в установленном порядке нормам;
обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры, экскурсии и иное);
оказание помощи в написании писем;
обеспечение при выписке из учреждения социального обслуживания одеждой, обувью и денежным пособием согласно утвержденным в установленном порядке нормам;
обеспечение сохранности личных вещей и ценностей;
создание условий для отправления религиозных обрядов.
3. Социально-медицинские и
оказание в установленном порядке бесплатной медицинской помощи в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Карачаево-Черкесской Республики бесплатной медицинской помощи на соответствующий год;
обеспечение соответствующего ухода с учетом состояния здоровья;
содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации;
оказание первичной медико-санитарной и стоматологической помощи;
организация прохождения диспансеризации;
госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение в порядке, установленном законодательством;
оказание психологической поддержки, проведение психокоррекционной работы;
содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи;
обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации;
обеспечение санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования.
4. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией:
создание условий для использования остаточных трудовых
возможностей, участия в лечебно-трудовой
деятельности;
проведение мероприятий по обучению доступным
профессиональным навыкам, восстановлению
личностного и социального статуса.
5. Правовые услуги:
помощь в оформлении документов;
оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;
содействие в получении установленных действующим законодательством мер социальной поддержки;
содействие в получении консультативной помощи;
обеспечение представительства в суде с целью защиты прав и интересов;
содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое помещение;
6.Содействие в организации ритуальных услуг.
7. Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию:
8. Услуги по организации питания, быта, досуга:
покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, помощь в приготовлении горячей пищи; приготовление горячей пищи, помощь в мытье посуды, мытье посуды, ее дезинфекция;
покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
обеспечение питьевой водой (при отсутствии централизованного водоснабжения);
топка и чистка печей (на твердом топливе);
содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без централизованного отопления;
доставка топлива для проживающих в жилых помещениях без централизованного отопления;
сдача вещей в стирку, химчистку, в ремонтные мастерские и обратная их доставка;
содействие в организации ремонта жилых помещений;
помощь в уборке жилого помещения; уборка жилого помещения;
оказание услуг в оплате жилья и коммунальных услуг, налоговых платежей, абонентской платы за телефон, радио;
содействие в получении услуг, предоставляемых организациями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
оказание помощи в написании писем;
проведение бесед, эмоциональной разгрузки;
содействие в отправлении религиозных обрядов в дни религиозных праздников;
содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами;
содействие в организации досуга (настольные игры, экскурсии, выставки и иное).
9. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические
услуги:
содействие в получении медицинской помощи,
в том числе госпитализации, опровождение
нуждающихся в медицинские учреждения,
лечебно-профилактические учреждения;
обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом;
проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, наложение компрессов, осуществление перевязок, организация приема медикаментов) в соответствии с назначением врача;
оказание психологической помощи;
оказание помощи обслуживаемому в поддержании личной гигиены;
содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации;
приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения по назначению врачей;
посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
содействие в получении установленных законодательством мер социальной поддержки;
оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и получения других социальных выплат;
содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг.
10.Содействие в организации ритуальных услуг.
11. Дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому:
наблюдение за состоянием здоровья;
оказание экстренной доврачебной помощи;
выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача;
оказание санитарно-гигиенических услуг;
кормление ослабленных больных;
проведение санитарно-просветительной работы.
12. Услуги, предоставляемые отделениями срочного социального обслуживания:
обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
разовое оказание материальной помощи;
содействие в получении временного жилого помещения;
обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
организация экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
содействие в трудоустройстве;
организация юридических и иных консультаций.
12. Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания):
Информация о работе Социальная политика и программы в интересах пожилых людей в КЧР